Урок Словари и энциклопедии наши помощники.


Словари и энциклопедии наши помощники.
Работа со словарями и энциклопедиями.
Библиотекарь Блезарова Эмене Юнусовна
Библиотечный урок для учащихся 7-8 классов.
Цель: Показать назначение справочной литературы.
Охарактеризовать энциклопедии, словари, справочники для учащихся.
Использование справочной литературы при изучении школьной
программы.
Формирование интереса к книге и чтению.
Оборудование: Энциклопедии, энциклопедические словари, языковые словари.
«Книга - стол мысли, за который приглашается каждый.»
(Народная пословица.)
Ход урока.
Библиотекарь. Сегодня у нас необычный урок - библиотечный. Речь на нём пойдёт о наших друзьях и верных помощниках. Ребята, а кого можно назвать помощниками?
Какую роль играют в нашей жизни книги?
Какие высказывания о них вы знаете?
Действительно, книга - надёжный друг и помощник. Многие поколения воспринимали книгу как бесценный дар, созданный разумом человека тысячелетия назад. Вы больше знакомы с художественной литературой, но настало время войти в мир книги научной. Поэтому, сегодня мы познакомимся со справочно-информационным фондом нашей школьной библиотеки.
А кто из вас не задумывался над тем: « Почему в море вода солёная, а сахар сладкий? Снег белый, кипяток горячий? Сколько звёзд на небе?»
Подобных и других вопросов у вас возникают часто и много.
Не стесняйтесь спрашивать обо всём, что вас интересует, что вам непонятно. Спрашивайте у учителей и родителей, ищите сами ответы
в словарях и справочниках. Любознательность поможет вам
овладеть знаниями, которые нужны людям всех профессий.
В справочно-информационный фонд библиотеки входят энциклопедии,
словари, справочники. Слово «энциклопедия» взято из греческого языка, переводится «круг знаний».
Для детей есть специально изданная « Детская энциклопедия». Она
написана доступным для вас языком. В подготовке этого издания
участвовали известные учёные, педагоги, писатели и художники.
(Краткая характеристика энциклопедий «Человек», «Акулы», «БСЭ»).
Теперь поговорим о словарях.
Известный французский писатель А.Франс писал: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке».
Словари доставляют огромную радость тем, кто постоянно ими
пользуются, читают их.
Если хорошо подумать, словарь- это книга книг. Он включает в себе
другие книги, нужно лишь извлечь их из него. Вам нужно научиться
правильно пользоваться словарями.
Словари дают новые сведения из разных областей науки, техники,
искусства и литературы, развивают вашу культуру речи.
Все словари делятся на два основных типа: языковые и энциклопедические.

Языковые словари: орфографический, толковый, фразеологический,
словообразовательный, этимологический, иностранных слов,
крылатых слов и выражений и другие.
Энциклопедические словари: «Юного техника, Юного математика,
«Мифы и легенды», «История человечества», «Человек»
Языковые и энциклопедические словари имеют разные цели и задачи
В языковых словарях приводятся сведения, необходимые для понимания слова, его употребления в языке художественной
литературы, в разговорной речи.
В энциклопедических словарях говорится о самом предмете, понятии,
о явлениях, об учёных, героях войны и труда. Словари составлены как бы из кирпичиков - из множества словарных статей. Каждая статья
рассказывает о понятии, обозначаемом словом.
Практические задания.
1.С помощью разных словарей дать характеристику словам:
Бионика, витраж, ономастика, лапидарный, пигмент.
2.Подберите антонимы:
Минус, чёрный, прохлада, густой.
3.Подберите синонимы.
Свежий, верный, дополнять.
3.Откуда пришли слова:
Театр, футбол, брошюра.
Энциклопедические словари. ( Охарактеризовать и показать разницу между языковыми и энциклопедическими словарями.)
Эти книги отличаются от художественных тем, что в этих книгах
не обязательно читать всё подряд, а о чём читать - выбирайте сами.

Практические задания.
Дать характеристику данной книге.
Сделать краткое сообщение о книге и выбранной темы.
Закрепление.
Викторина «Мы путешествуем с друзьями по словарям».
В игре участвуют 2 команды.
«Почемучка» - библиотекарь.
Разминка.
«Отгадайки» - учащиеся..
Ходит длинный, пасть клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора, огромен он.
Ты узнал? Кто это?... (Слон)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это кто, друзья? (Медведь)
Злой, холодный и голодный,
Он в зайчатах знает толк.
Ты ему не попадайся,
Это серый , злючий… (Волк)
Викторина «Умники и умницы»
1.Может ли крокодил взобраться на дерево? (Да. Мойдодыр)
2.Какая дорога заставляет всех хромать? (Лестница)
3.Какой оптический прибор сидит на носу? ( Очки)
4.Когда длиннее сутки: зимой или летом? (Одинаково)
5.Без чего человек не может жить? (Без имени)
6.Чем на поле была манная крупа? (Пшеницей)
7.С какими животными связана работа кинолога? (С собаками)
Стихотворение С.Я. Маршака «Словарь».
Усердней с каждым днём смотрю в словарь
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство.
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку».
В словах звучат укор и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной
А древняя рассыпанная повесть…
Ребята, обращайтесь к словарям и справочникам постоянно.
Помощь, которую они окажут вам при изучении языков и литературы, истории и географии, физики и алгебры и других предметов, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями
сохранится у вас на всю жизнь.