Занятие по курсу «Основы информационной культуры». Твои первые энциклопедии, словари, справочники. 4 класс
Тема занятия: Твои первые энциклопедии, словари, справочники
Возраст: 4 класс
Цель урока: определить, в каких случаях мы обращаемся к справочной литературе, научить ребят самостоятельно пользоваться справочной литературой.
Задачи:
Ознакомить с основными понятиями по теме;
Ознакомить со справочным фондом школьной библиотеки
На практике отработать навык поиска по заданной теме.
Оборудование: тематическая книжная выставка, конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003, мультимедиа проектор
Форма проведения: лекция. Практическая работа: «Поиск»
№ этапа
Содержание
Задачи
I
Здравствуйте, ребята. Вы, ребята, сейчас в таком возрасте, когда хочется знать обо всём на свете. А возможно ли это? Как найти ответы на миллионы вопросов, возникающих ежесекундно в вашей голове? Вы уже знаете, что книга – это источник знаний, но книг за время существования письменности изданы миллиарды, и каждая из них может дать ответ всего на один, или несколько вопросов. Единственная книга, способная ответить сразу на много вопросов – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Если заглянуть в Толковый словарь С.И. Ожегова, то можно узнать, что энциклопедия – это «научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря».
(слайд №4)
«Но, - скажете вы, наука – это же для взрослых!? А как же дети? Первая энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1969 году в двух томах. Её название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, всякий раз с новыми дополнениями и новыми сведениями. Всего в трёх томах были собраны более тысячи ответов на тысячу вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов. (слайд №5)
Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.
Перед вами выставка, название которой говорит само за себя:
«Хочу всё знать!»
На этой выставке вы видите основные энциклопедические издания, имеющиеся в фонде школьной библиотеки. В первую очередь это серия изданий для детей «Я познаю мир». (слайд №6)
Каждый том этой серии посвящён одной теме, например:
Культура
Экология
Мировая художественная культура
Искусство
Религии мира
Награды
Хищные животные
Игрушки и т.д. (слайд №7)
Но энциклопедия – не единственное справочное издание, в котором можно найти ответы на свои вопросы. Существуют ещё СЛОВАРИ и СПРАВОЧНИКИ.
СЛОВАРЬ – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводами на другой язык. В словарях слова расположены в алфавитном порядке, независимо от отрасли знаний, к которой они относятся.
СЛОВАРИ, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно:
Орфографический словарь русского языка
Англо-русский словарь (слайд №8)
СПРАВОЧНИК – справочная книга. Справочники чаще всего бывают тематическими, то есть составленные по определённой теме. (слайд №9)
Чтобы найти необходимую вам статью в справочнике или энциклопедии, можно воспользоваться справочным аппаратом. Обычно он включает в себя:
Именной указатель
Алфавитный указатель
Предметный указатель.
Расположены они всегда в конце тома (слайд №10)
В алфавитном указателе строго по алфавиту расположены названия тем, персоналии, города, реки, события и т.п., о которых упоминается в этом томе; и указаны страницы, на которых вы можете найти этот материал. (слайд №11)
Именной указатель обычно включает в себя имена и фамилии персоналий, расположенные в алфавитном порядке (слайд №12)
В основе предметного указателя – названия или основные понятия (слайд №13)
А сейчас давайте поиграем и определим, при помощи какого указателя мы быстрее найдём информацию о:
Игра «Поиск по заданной теме»
15