Урок русского языка Роль антонимов и синонимов в речи
Дата 5.10.15. Русский язык Класс: 3 «В» Учитель: Сахариева Г.Б.
Тема Роль антонимов и синонимов в речи.
Цели Обобщить знания учащихся об антонимах и синонимах.
Развитие умение подбирать антонимы и синонимы к словам, различать антонимы от синонимов. Знать, какова роль синонимов и антонимов в речи.
Задачи Способствовать умению находить главное слово в синонимическом ряду.
Развивать навык работы с текстом, умение доказывать свою точку зрения. Совершенствовать навык сплоченной работы в группе и в парной работе.
Быть лидером в группе, целенаправленно вести поисковую работу при выполнении заданий.
Хорошо варьировать научными понятиями.
Вид урока Урок обощения.
Этапы урока, сроки Форма работы стратегии Содержание урока ресурсы оценивание
Мотивационный
Этап
1.Игра (2 – 3 мин)
«Пожелания друг другу».
Все учащиеся встают в круг и произносят «по цепочке» добрые пожелания: уверенности, успехов, целеустремленности, знаний, дружбы… Операционный
Этап
1.Актуализация опорных знаний.
(групповая работа) – 5-6 мин.
2.Работа с текстом. (Индивидуальная работа) 10 минут. «Мозговой штурм».
.Сопоставление текстов.
Класс делится га группы по принципу: « кто любит кататься на лыжах, а кто – на коньках». В каждой группе дети выбирают своего лидера. Учитель задает каждой группе одинаковые вопросы. Дети по очереди отвечают на них или взаимодополняют ответы другой группы. Лидеры на листках оценивания отмечают количество ответов членов своей группы. Сами не отвечают. Но могут дать ответ, если противоположная группа не сможет дать верный ответ.
Учащиеся последовательно читают два текста, в одном из них нет прилагательных, сравнений, а в другом тексте применены синонимы, антонимы, сравнения. Учащиеся читают и сопоставляют два текста. Они должны сказать, чем отличаются тексты и почему. Затем обращаю внимание на текст учебника, где дано высказывание о значении синонимов и антонимов в речи. После этого обобщаю ответы детей и обращаю внимание на слайд, где красочно идет описание роли синонимов в нашей речи. Таким образом, дети убеждаются о значении синонимов и антонимов в речи.
Пять вопросов по пройденным темам.
Тексты на листочках, правило в учебнике, слайдовая презентация.
Оценивание происходит путем подсчетов ответов членов группы. Лидеры по максимальному количеству верных ответов ставят свою оценку, среднее количество ответов – это оценка «4». «Тройки» не ставятся. Дается шанс ответить на уроке.
Оценивание не происходит, так как на данном этапе я подвожу учащихся к теме о роли синонимов и антонимов в речи.
3.Составление кластера «Роль синонимов и антонимов в речи». (Групповая работа) – 5-6 мин. Составление кластера Группы получают задание, выполняют сообща, защищают свою работу и доказывают, почему выбрали тот или иной признак, по которому можно судить о роли синонимов и антонимов в речи Фломастеры, формат А-4. Взамооценивание групп с помощью большого пальца. Группы оценивают друг друга.Лидеры комментируют, кто внес большой вклад при составлении кластера.
Рефлексивный этап
Домашнее задание
Индивидуальная работа.
(10-12 минут)
Итоговое оценивание происходит путем просмотра бланков оценивания групповой работы, парной работы, оценивания учителя с помощью стикеров. Учитель объявляет оценки за урок и обобщает полученные знания учащихся.
3.Обратная связь. (Коллективная работа. Индивидуальная) -3-4 минВыполнение коллективное. Упражнение 76 на странице 37 . По желанию, особенно для одаренных: написать мини-сочинение о роли синонимов и антонимов в речи.ителем критериев оценивают тестовую работу соседа по парте.ениваясь с соседом, производят взаимопроверкусиноним.еоритического «Проверка достижений» -тестовая работа.
«ЗУН», «какое задание было важным. Какое задание было интересным. Какое задание было трудным».
Дифференцированнная работа. Мини-сочинение (эссе) На экране даны тестовые вопросы. Учащиеся на бланках отмечают правильные варианты
ответов, а затем, обмениваясь с соседом, производят взаимопроверку.
Каждая паре не только зачитывает оценки товарища, но и отмечает, по каким критериям вел свое оценивание. Также идет оценивание групп. Дети сверяют свои оценки с оценками учителя.
2.Учитель обобщает ответы детей. Но прежде выслушивает оценочную работу лидеров, на личных листках оценивания знакомит со значениями стикеров. Подробно говорит о каждом учащемся, подводит итоги по подсчетам тестовых ответов и объявляет объективную оценку каждого.
На стикерах записываютпонравившийся вид работы, указывают свое имя.
Слайд с тестами, «ключ» к тесту, бланк для ответов.
Оценочные листы групповой. Парной и индивидуальной работы. Сам бланк индивидуального оценивания учителя. Стикеры на партах у каждого.
Стикеры, рисунок дерева.
Упражнение учебника, материалы учебника и возможности интернет.
Взаимооценивание. Учащиеся при помощи данных учителем критериев оценивают тестовую работу соседа по парте.
Применеие листов самооценивания, взаимооценивания.
Ожидаемый результат: Учащиеся уверенно используют в речи синонимы, антонимы. Умеют вдумчиво читать тексты, сопоставлять их содержание, давать полные ответы на поставленные вопросы. Умеют отстаивать собственную точку зрения.
Без особых усилий пользуются критериями для оценивания себя и товарища; сотрудничать при работе в парах, в группе. Могут организовать сотрудничество при решении поставленной учебной задачи. Владеют техникой оценивания. Умеют обобщать собственные знания, контролировать собственную деятельность и работу других. Критически мыслят и с интересом мотивированы к получению новых знаний.