Урок русского языка по теме Употребление в речи прилагательных в прямом и переносном значении, прилагательных – синонимов и антонимов (4 класс)
Урок 50.
Тема: Употребление в речи прилагательных в прямом и переносном значении, прилагательных – синонимов и антонимов.
Задачи:
способствовать формированию знаний учащихся я обучающихся об имени прилагательном как части речи;
научить использовать прилагательные в прямом и переносном значении в речи, обогатить речь прилагательными - синонимами и антонимами;
закрепить основные грамматические признаки имени прилагательного;
способствовать развитию навыков грамотного и аккуратного письма; речи учащихся, умению вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию памяти, мышления, любознательности, внимания; информационно-коммуникативной культуры;
воспитывать культуру учебного труда; интерес к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация «Имя прилагательное», карточки для индивидуальной работы, текст «Мой Казахстан», иллюстрации с изображением вороны, сороки, звуковое сопровождение: звуки птиц и зверей, кюй Курмангазы.
Ход урока
№ п/пЭтапы урока Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяИндивидуальная работа
1.
Организационный момент Приветствие учителя, психологический настрой, проверка уровня готовности обучающихся к уроку.
Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!
Целеполагание
- Сегодня на уроке мы с вами выясним, какую роль играет имя прилагательное в нашей речи.
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь – ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные при-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные при-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков 1. Минутка чистописания. Прописываем заглавную и строчную буквы Бб, слово БАТЫР
- Выполните звуко – буквенный разбор слова.
2. Что знаем - повторяем! Фронтальный опрос по теме «Имя прилагательное». Стр. 65
Учащиеся вспоминают все, что знают об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, с чем согласуется, чем является в предложении.
3. Работа по теме урока 1. Роль прилагательного в описании природы – птиц.
а) Повторение основных грамматических признаков имени прилагательного на материале загадок.
у. 209 стр.70
Дети читают загадки и прослушивают звук «Крик вороны» и «Крик сороки» мр.3
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
Кто она? (Сорока)
- Образуйте от существительных сорока и ворона имена прилагательные. (Сорочий, вороний)
Народные приметы. Толковый словарь. (2 минуты)
- Какие народные приметы вы знаете о сороках? Сорока сокочет, гостей пророчит.
(Толковый словарь Даля) О человеке говорят: «Болтлив как сорока», «Сорочий язык». Сорочить – болтать попусту, говорить пустяки.
«Крылатые выражения»
- Как вы понимаете выражение «Как белая ворона» (говорят о человеке)
В природе можно встретить ворон с белым окрасом перьев. Таких птиц называют альбиносами. Выражение «Это белая ворона» зародилось две тысячи лет назад в Риме. Так говорят о человеке, резко выделяющегося из окружающей среды, теми или иными качествами.
- Какие прилагательные помогли описать цвет, форму, повадки птиц? (Ответы обучающихся)
2.Роль прилагательного в описании природы – растений.
Стр. 70 упр. 210 - устно
- Сравни тексты. В каких из них более ярко описана природа? Почему?
- Чем является имя прилагательное в предложении? Объясните значение слова « изумрудный». Оттенком какого цвета является изумрудный? (Зеленого) Как называются слова в русском языке, близкие по значению и разные по написанию? (Синонимами)
- Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в описании природы? (ответы детей)
*Физкультминутка.
3. Роль прилагательных – синонимов в описании характеров героев. «В гостях у сказки».
Стр. 71 упр. 211 - устно
а) Просмотр отрывка сказки
- Отрывок какой сказки мы с вами просмотрели? Кто автор этой сказки? Назовите главных героев сказки.
б) Работа в парах. - Составьте словесные портреты рыбки, старухи и старика, используйте предложенные слова: золотая, робкий, жадная, справедливая. Несмелый, жестокая, грубая, всемогущая, вежливый.
4. Роль прилагательных – антонимов. Работа над пословицами.
Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой. (у.215 стр. 71)
- Какие еще группы слов вы знаете? (Антонимы, омонимы)
- Прочитайте пословицы. Объясните смысл первой пословицы. Допишите антонимы.
Веревочка хороша длинная, а речь – короткая.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
5. Роль прилагательных в переносном значении. Выборочное письмо (у.212 стр.71)
- Выпишите словосочетания: «Существительное + прилагательное». Найдите прилагательные в переносном значении: листва золотая, железное сердце, острый ум, упрямый ветер, грустный дождь.
Вывод (правило с.70 ): имя прилагательное в прямом и переносном значении, прилагательные – синонимы, антонимы делают описание ярким, красочным, более точным, выразительным: тихий снег, рубиновые ягоды, высокие, стройные ели.
Закрепление. Развитие речи. Работа над текстом в группах.
- Я предлагаю всем вместе составить рассказ «Мой Казахстан».
Учащимся раздаются заготовки частей текста по группам. Каждой группе раздается часть текста с пропущенными определениями.(Задание разноуровневое)
1 уровень.
В тексте даны слова для справок
2 уровень.
В тексте предложены слова для справок на выбор обучающихся.
3 уровень.
Обучающиеся должны самостоятельно подобрать определения.
Учащиеся в группах знакомятся с содержанием и приходят к выводу, что текст неудачен, т.к. в нем нет прилагательных.
- Что можно сделать? (Вставить в текст необходимые определения).
- Итак, давайте прочитаем, что у нас получилось. (По одному представителю от группы зачитывают свою часть текста. Чтение текста сопровождается сменой слайдов и сопровождением музыки (кюй Курмангазы).
Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая Родина … Поэтическое наследие нашего народа содержит немало завораживающих картин красоты родной земли, её безбрежных просторов, белоснежных громад гор, лазурных гладей озёр…
Слушая народные мотивы домбры, представляешь себе огромные степи, колышущиеся от вольного ветра душистые степные травы. Видишь, как солнце встаёт из бескрайней степи, встречаясь с дремучими лесами и бурлящими реками.
Наша щедрая земля стала для всех родной. Народ, населяющий нашу Родину, добрый, трудолюбивый и миролюбивый.
Чтобы наша Родина стала еще богаче, мы научимся быть добрыми и щедрыми, заботливыми, смелыми и трудолюбивыми.
Вот какой мой Казахстан: мирный, свободный, богатый, многонациональный. Разве можно не любить такую страну?
4. Подведение итогов Подведение итогов урока по методу незаконченного предложения стр. 72
«Что я знаю и умею»: описывать предмет с помощью прилагательных в прямом и переносном значении: подбирать прилагательные – синонимы и антонимы для точного выражения мысли.
5. Домашнее задание Задание на дом. у. 217 стр.72 (предложения 1 и 2) . Орфографическое упражнение. Дописать окончания прилагательных. Объяснить, как определить род прилагательных.
***Творческий уровень Составить небольшой текст – описание животного по выбору.