Урок русского языка Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии
МБОУ «Алексеевская ООШ» Бавлинского муниципального района РТ
Урок русского языка "Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии"
Учитель русского языка и литературы
Осипова Светлана Николаевна
Урок русского языка "Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии"
УЭ – О
определить уровень знаний по темам “Причастие” и “Деепричастие”,
систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах),
воспитывать умение слушать товарища, формировать навык самостоятельной работы
развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер
компьютерная презентация к уроку,
дифференцированный раздаточный материал,
карточки-схемы
Презентация.ХОД УРОКА
ОРГМОМЕНТ.
УЭ -1 Мотивация. –Ребята, а вы любите сказки? Тогда слушайте, но эта сказки будут необычные. А в чем необычность, постарайтесь мне потом ответить?
Чтение сказки (сказка про причастие)
Однажды я, проснувшись утром, увидел, что превратился в причастие.
Вот те раз – причастие: не прилагательное, не глагол – причастие. Вот такой ребёночек.
А что, очень даже я похоже на своих родителей. От мамы – глаза – признаки, отвечаю, как и она, т.е. прилагательное, на вопросы какой, какая?Модничаю, как мама, т.е. склоняюсь по падежам, бываю в единственном и множественном числе. Люблю общаться с друзьями, в основном, с существительными, хотя могу побыть и одно. С подружкой «не» то дружу, то ссорюсь, и пишусь поэтому с «не» то слитно, то раздельно. Как мама, чаще всего бываю определением. А какие причастные обороты мы с друзьями устраиваем!
От папы у меня признак по действию, папы ведь должны больше делать, чем говорить. Зато папа любит вспоминать о бывших заслугах, так и я, бываю то совершенного, то несовершенного вида.
И вообще, я люблю часто работать самостоятельно, т.е. бываю действительным, а иногда отдыхаю (пусть другие потрудятся), становясь страдательным.
А как вам нравится: «девочка» или «улыбающаяся девочка», «ученица» или «победившая ученица»?
Вот такое я – причастие.
Сказка про деепричастиеОднажды я, проснувшись утром, увидела, что превратилась в деепричастие. Я – деепричастие?
Что же делать? Я же не самостоятельная часть речи, особая форма глагола. Но, подумав секунд пять, призналась себе любимой, что ничего страшного не произошло. Оглядев себя в зеркале, увидев, что я – ого- го, принялась за анализ ситуации.
И вывод напросился сам собой: быть рядом с глаголом – это же здорово! Как жена при муже – богатыре, обозначаю добавочное действие. Бываю в настоящем времени, наслаждаясь сегодняшним днём, бываю и в прошедшем, вспомнив что – то приятное. С друзьями часто празднуем деепричастные обороты. А вот с «не» чаще всего держусь на расстоянии, иногда только допуская её в свою жизнь.
В предложении бываю обстоятельством, подчеркнуть же меня надо двумя значками – точкой и тире. А как же, я же деепричастие.
УЭ 2 Постановка темы, целей и задач урока
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Итак, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
-По теме «Причастие» и «Деепричастие» мы изучили весь материал. А контрольную еще не писали. Так чем же сегодня мы будем заниматься?
-Урок сегодня необычный: урок-смотр знаний. Я так думаю, что сегодня вы покажете свои знания и умения по теме «Причастие» и «Деепричастие». Ваши ответы будут подсчитывать мои помощники Лена и Вера.
Итак, начинаем!
О причастиях и деепричастиях.
Повторять и закреплять знания и умения по теме «Причастие» и «Деепричастие» Постановка темы урока
Формулировка целей урока
УЭ – 3 Работа по теме урока
Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.
Устный опрос.
-Какая часть речи называется причастием? Что вы знаете о причастии?
-Какая часть речи называется деепричастием? Что вы знаете о деепричастии?
Итак, вы продемонстрировали свои знания по теме «Причастие и деепричастие».
Теперь ваша задача - показать свои умения и навыки.
Готовы?
2. Работа с текстом (текст на доске) и на карточке у всех учащихся.
1. Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся.
2. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… .
3. Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.
4. Но стало казат…ся ему что не в лебедя а в человека он стреля..т.
5. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя.
6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л.
7. Заворожившие красотой лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.
8. Такова власть красоты.
(М.М. Пришвин «Власть красоты»)
Этапы урока, деятельность учителя
Деятельность учащихся, примечания
Чтение текста учителем
I.Работа по тексту (УЭ 4)
Можно ли эти предложения объединить в текст? Почему?
2.О чем этот текст?
3. Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.
4. Определить основную мысль текста.
5. Определить тип речи. Пояснить свой ответ.
6. Сколько абзацев можно выделить в этом тексте? Значит сколько микротем в этом тексте?
7. Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.
8. Графически объяснить причастные и деепричастные обороты
Анализ текста (УЭ 5)
1. Выписать глаголы, причастия и деепричастия в таблицу
Причастия Деепричастия
Графический диктант. Найти предложения, соответствующие схемам (Слайд)
а)
б)
в)
Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.
Произвести морфемный и словообразовательный разбор слов:
Подумав, сидевшиеПроизвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте (работа по парам).
1 предложения – с прич. оборотом
2 предложение – с дееприч.оборотом
(Устно)
а) Перестройте словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом. (Слайд )Неисследованная местность
Нескошенная трава
Нерешенная проблема
Невыполненное задание
Несостоявшееся соревнование
б ) Заполнить таблицу: в первую колонку - глаголы, во вторую – деепричастия (Слайд)
(Не)трудясь, (не)найдешь счастья;
(не)посеяв, (не)соберешь урожая;
(не)убив медведя, шкуры (не)продают;
(не)взявшись за топор, избы (не) срубишь.
От чего зависят правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
паш...щий (пашет)
слыш...щий (слышит)
се..щий (сеет)
та...щий (тает)
бор...щийся (борется)
дыш...щий (дышит)
Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.
Мороженная рыба, замороженная рыба, поджареное мясо, кованные сапоги, жаренное на масле филе, , задача решенна.
УЭ – 6 (слайд)
Цель: подведение итогов урока и выбор домашнего задания:
Вспомните цели урока.
Как вы думаете, достигнуты ли они?
Какие этапы работы вызвали трудности, почему?
Как вы оценили результаты своей работы на уроке?
а) я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;
б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;
в) для полного понимания мне нужно повторить тему;
г) для меня оказалось трудным и сложным…
д) я ничего не понял(а).
Д/з
Выбор домашнего задания
Повторить правила, на которые допущены ошибки
Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки
Морфологический разбор 1 причастия и деепричастия
Выступление экспертов.
Оценивание
Текст на доске открывается только после прочтения
(Объединены одной мыслью, предложения связаны между собой).
Красота творит чудеса
Власть красоты
Работа у доски
Самостоятельная работа
С последующей взаимопроверкой
Взаимооценка и комментирование ответов одноклассников
Самостоятельная работа
Работа у доски – 2 учащихся,
остальные в тетрадях
1 ряд - подумав
2 ряд – сидевшие
Проверка Д/З (предложения оформлены заранее)
Образовать краткие формы и подобрать зависимые слова
Устно
Самостоятельная работа и самопроверка ( со слайда)
От спряжения глагола
Комментированное чтение
Устно