Исследовательская работа Пищевые добавки в любимых продуктах питания школьников для 8-9 классов
Исследовательская работа: «Пищевые добавки в любимых продуктах питания старших школьников МКОУ «СОШ д. Бурмистрово им.В.С. Чумака». Выполнили: ученики 8 классаПатрушева Дарья Кунгурцева АнастасияСтепанов АндрейКарасюк Максим Руководитель: Щурина Е.Ю.Учитель химии и биологии Актуальность Актуальность данной работы состоит в необходимости исследований поступающих в организм продуктов на содержание в них вредных пищевых добавок, так как они могут влиять на здоровье человека, особенно на здоровье детей и подростков. Гипотеза продукты, употребляемые учащимися нашей школы, содержат вредные для здоровья пищевые добавки. Цель работы выявить наличие пищевых добавок в продуктах питания школьников 7 – 11 классов МКОУ «СОШ д. Бурмистрово» и оценить их вредность.Объект исследования – любимые продукты школьниковПредмет исследования – состав продуктов, указанных школьниками как часто употребляемых. Задачи: 1. Подобрать литературу по данной теме и проанализировать её.2. Провести исследования: изучить уровень информированности учащихся о пищевых добавках;выяснить, какие продукты питания являются любимыми у школьников 7- 11 классов; провести исследования продуктов питания на наличие в них пищевых добавок изучая тексты на упаковках и экспериментальным путём;выяснить, вредны ли обнаруженные пищевые добавки. 3.Провести просветительскую работу - довести до учащихся результаты наших исследований. План проведения исследования: Найти и проанализировать литературу и другие сведения о пищевых добавках;Провести анкетирование среди учащихся 7 – 11 классов;Провести теоретические и экспериментальные исследования ряда продуктов. Сделать выводы Методы исследования: анализ, обобщение;анкетирование, эксперимент. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов Устав Всемирной организации здравоохранения это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении. Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи: придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – цвет, вкус и аромат, нужную консистенцию; увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения. Буквенный код пищевых добавок Пищевые добавки в составе пищевых продуктов обозначают с помощью специального Е-номера, который состоит из буквы Е (от слова «Europe») и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Например, Е133, Е 330,Е602, цифры говорят о типе пищевой добавки (консерванты, красители и т.д.) Е100 – Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавли-вают цвет продуктов); Е200 – Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта); Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи); Е400 – Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов); Е500 – Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания); Е600 – Е699 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА. индекс Функциональный класс Технологические функции Добавки, не разрешенные к применению в России Е-100 -182 красители Окраска продуктов 103,107,125,127,128,140,153-155,160d,160f,166,173,175
180,182 Е-200 и далее консерванты Способствуют длительномухранению 209,213-219,225,233,237,
238,241,252,263,264,281, 283 Е-300 и далее антиокислители Замедляют окисление, предохраняют от порчи 302,303,308-314,317, 318,323-325,328,329,343-352,355-359,
365-375,381,384,387-391 Е-400 и далее стабилизаторы Сохраняют заданную консистенцию 403,418,419,429-444,446,462,
463,467,474,476-480,482-496 Е-500 и далее эмульгаторы Поддерживают определенную структуру 505,512,519-523,535-538,541-
550,552,554-556,559,560,574,
576,577,579,580 Е-600 и далее Усилители вкуса и аромата Модифицируют вкус, способствуют развариванию 622-625, 628,629,632-635,
637, 640 Е 700Е-800 Запасные индексы Е900 и далее пеногасители Понижают количество пены, при разливе пива 906,908-919,922,923,924Б,925,926,929,942,943-946,959 Е-1000 и - глазирователи Придают блестящий вид или образуют защитный слой 1000,1001,1105,1503,1521 Опасные добавки ОПАСНЫЕДОБАВКИ Вызывающие злокачественныезаболеванияЕ-103, Е-105, Е-121,Е-123,Е-126, Е-130,Е-131, Е-142,Е-152,Е-210, Е-211, Е-213-217, Е- 240, Е- 330,Е-447 Вызывающие заболевания желудочно-кишечноготрактаЕ-221-226, У-320-322,Е-338-341, Е-407, Е-450,Е-461-466 АллергеныЕ-230-232, Е-239, Е-311-313 Вызывающие болезни печени и почекЕ-171-173, У-320-322 Контроль над использованием пищевых добавок Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. N 52-Ф3Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000, N 29-ФЗФедеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (с 12 июня 2003 года). Социологический опрос учащихся 7-11 классов: приняли участие 54 человека Любимые продукты питания наших школьников Майонез – 32Шоколад - 29Чипсы – 21Мороженое – 20Газированные напитки – 20 Провели анализ состава выбранных школьниками продуктов В результате работы было выяснено, что в используемых нашими школьниками продуктах питания содержатся вредные пищевые добавки. Некоторые из добавок обозначены буквами, иногда вписаны просто названия без буквенного обозначения. Очень часто встречающиеся добавки – это бензоат натрия, который на самом деле Е211(ракообразующий); сорбат калия – Е202; глутамат натрия, имеющий обозначение Е621- запрещён к использованию в детском питании. Глутамат натрия встречался нам во многих продуктах. Король ароматизаторов - ГЛЮТАМАТ НАТРИЯ – Е621 - усиливает вкусовое восприятия, воздействуя на центры удовольствия. Е621 - негативно влияет на головной мозг, нарушает психику детей, ухудшает состояние больных бронхиальной астмой, приводит к разрушению сетчатки глаза и глаукоме.ГЛЮТАМАТ НАТРИЯ действует как НАРКОТИК ! ! ! Самым опасным для здоровья из перечисленных продуктов можно назвать майонез Одной из обязательных составляющих жизни человека является вода. Человек без пищи проживет около пятидесяти дней, при приеме пресной воды, а при отсутствии воды смерть наступает через пять дней.Для поддержания водного равновесия мы пьем каждый день. Кто-то предпочитает кофе, кто-то чай, соки, газированные напитки. Что же предпочитают пить школьники? 40% респондентов в качестве любимого напитка указали газированные прохладительные напитки. Исследования газированных напитков 1.Оценка органолептических свойств газированных напитков На вкус мы оценивали следующие газированные напитки: «Тархун», «Барбарис», «Домашний лимонад. Клюквенный», «Pepsi», «Mirinda». У каждого напитка были свои почитатели. Больше плюсов набрали напитки «Mirinda» и «Домашний лимонад. Клюквенный». 2. Анализ состава газированных напитков: Аспартам (ухудшает зрение) Е951Лимонная кислота (возникновение кариеса) Е330Сахарный колер (сахарный диабет) Е150Фосфорная кислота (вымывает кальций из костей)Е 338Бензоат натрия (нарушение обмена веществ)Е211 Кофеин (истощение нервной системы) Углекислый газ (раздражает слизистую желудка и кишечника)Е290Пищевой краситель 3. Определение наличия красителей в газированных напитках. Вывод: Красители, входящие в состав большинства газированных напитков, являются искусственными, так как хорошо адсорбируются в отличие от натуральных компонентов. 4. Влияние красителей, входящих в состав газированных напитков, на яичную скорлупу. Вывод: Изменение окраски яичной скорлупы подтверждает присутствие в исследуемых напитках красителей. 5. Определение в газированных напитках углекислого газа. Вывод: В каждом исследуемом напитке присутствует угольная кислота, которая разлагается с выделением СО2, присутствие которого доказали помутнением Са(ОН)2. 6. Определение рН в газированных напитках. Уровень кислотности проверяли универсальной индикаторной бумагой. рН во всех напитках примерно одинаковый и равен 6. Это показатель слабокислой среды. 7. Влияние кислой среды растворов газированных напитков на известняк. Вывод: Полученные результаты подтверждают присутствие в составе исследуемых напитков кислот 8. Влияние кислой среды газированных напитков на белки. Вывод: Вещества, содержащиеся в напитках, разрушающе действуют на органические вещества, в частности на белки. 9.Определение формальдегида Вывод: аспартам химически нестабилен. После нагревания до 30°С он распадается на формальдегид, метанол и фенилаланин. Поэтому надпись на бутылках газированной воды «Пить охлажденной» — не забота о наших вкусовых ощущениях. Это жизненно важное предупреждение! Н-СОН + 2 Cu(OH)2 = HCOOH + Cu2O↓+ 2 H2O Определение формальдегида Н-СОН + 2 Cu(OH)2 = HCOOH + Cu2O↓+ 2 H2O 10. Расчет сахара в газированных напитках Вывод: Результаты расчётов:В среднем на 100гр продукта – 11 грамм сахара. Выдвинутая нами гипотеза получила подтверждение. Продукты, употребляемые учениками нашей школы содержат вредные для здоровья пищевые добавки. Работа над этой темой позволила нам расширить свои знания по биологии и химии, совершенствовать навыки исследовательской деятельности, умения работать с химическим оборудованием, реактивами. Мы пришли к следующим выводам:1. Для здоровья человеку необходимы, прежде всего, полноценные природные продукты питания.2.Чтобы разобраться в том, что предлагает сегодня пищевая промышленность, на один лишь вкус полагаться нельзя – продукты могут только казаться очень вкусными. 3. Приобретая продукты питания, следует внимательно изучать их состав и обращать внимание на срок годности, так как натуральные продукты не могут иметь большой срок годности. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта;Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской;Не покупайте подкрашенную газировку, делайте соки сами;Не покупайте переработанных или законсервированных мясных продуктов (колбаса, сосиски, тушёнка);Не покупайте супы и каши быстрого приготовления, готовьте их сами;Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами, изюмом;В питании всё должно быть в меру, безопасно и по возможности разнообразно. Спасибо за внимание! Список используемой литературы Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.Устав Всемирной организации здравоохранения. (подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Off. Rec. Wld Hlth Org., 2, 100) и вступил в силу 7 апреля 1948 года.)Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование)- Волгоград: Учитель, 2008.- 79 с.Носова Е. «Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье», журнал «Воспитание школьников» №1, 2008, с.61-65Серов Ю.А. «Опасные пищевые Е-добавки» Информационно-справочное пособие , 2006 годТронов В.П. «Горькая правда о сладком лимонаде», журнал «Здоровье школьника».№9 2006г.Информация из интернетаhttp://ru.wikipedia.org/wiki http://medik.dp.ua/?medspr&dep=365&page=1396 http://www.medikov.net/med/013_03.html журнал InFlora.ru