Проект Воспитание на народных традициях и обычаях
КОУ РК «Элистинская коррекционная школа-интернат»
Педагогический проект
Тема: «Воспитание на народных традициях и обычаях»
Предметы эстетического цикла, 1-4 классы.
Подготовила:
Орусова М.П.
воспитатель
КОУ РК «ЭКШИ»
г. Элиста
2013-2017г.
Тема проекта: Воспитание на народных традициях и обычаях.
Цель проекта: Воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа.
Актуальность проблемы
В последнее время государством особое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребенка настоящим патриотом Родины? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Поэтому как чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. «Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей. (Руководитель организации "Народно-Патриотическое Объединение « РОДИНА» Алексей Тихонов). На мой взгляд, причиной падения нравов, проявления грубости и зла, антигуманности среди населения, явилось отлучение в недавнем прошлом учащихся от национальных традиций, обычаев и родной культуры, увлечение и подражание современным западным веяниями. А это значит, что основной задачей сейчас должно стать воспитание национального самосознания. В начальной школе оно начинается со знакомства и изучения: легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Это обязывает меня, педагога начальной школы, к созданию благоприятных условий в педагогическом процессе для привития детям любви к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, ведь «корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях...» (Джавахарлал Неру)Это высказывание как нельзя лучше говорит о том, что знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ребенку возможность развиваться в соответствии с его способностям и желаниям и в ногу со временем. Как этот процесс сделать увлекательным, творческим и эффективным предстояло выяснить в ходе реализации данного проекта.
Задачи проекта:
1.Выбрать формы и методы знакомства учащихся с фольклорным материалом и выявить наиболее эффективные из них.
2.Отобрать материал для изучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся и материалом учебных предметов.
3. Проводить в каждом классе фольклорные праздники.
Этапы и сроки проведения проекта:
- Формирование темы исследования
- Составление плана работы
- Выбор возможных источников информации
- Выбор форм и методов работы
- Поэтапное получение результатов
- Работа педагога по сбору фотографий, творческих работ учащихся
- Оценка результатов
- Подготовка презентации
Проект – творческий
Длительность работы над проектом – 4года.
Источники информации:
Научная и художественная литература
Интернет-ресурсы
Жизненный опыт, общение со старшим поколением
Изучение информации, получение знаний происходит на уроках эстетического цикла:
ИЗО и художественный труд
Литературное чтение
Музыка
А так же на
Классных часах
Факультативе – Ритмика
Формы работы:
1. Интегрированные занятия.
Поскольку народные традиции – это веками накопленные и тесно связанные между собой музыкальные, литературные, хореографические, декоративно-прикладные и изобразительные традиции, преподавание предметов эстетического цикла должно нести интегрированный характер.
Именно в период дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к окружающей действительности через мир эмоциональных отношений и переживаний. Все вышеперечисленные виды искусства особо воздействуют на ребенка своими специфическими, художественными средствами и материалами: слово на литературе, звук на музыке, линии и цвета на изобразительном искусстве, движения на ритмике. Использование на уроках сразу нескольких средств художественной выразительности предметов эстетического цикла позволяет охватить материал по изучению той или иной традиции, обычая в полном объеме, создать определенный эмоциональный настрой, помочь детям увидеть историю своего народа по-иному, развивать воображение, активизировать творческий процесс. Связь предметов позволяет педагогу образнее раскрыть тему.
Рассмотрим интеграцию предметов:
«изобразительное искусство – литература».
В начальной школе очевидна межпредметная связь при изучении «устного творчества русского народа» и изобразительного народного искусства. Раздел «устное творчество русского народа» в учебнике по литературе представлен русскими народными песнями, потешками, небылицами, сказками. Этот учебный материал воспринимается более осознанно, если наряду с текстами дети познакомятся с подлинными произведениями изобразительного искусства, узнают о традиционных росписях и ремеслах своей Родины. Орнаменты резьбы по дереву, мотивы вышивок сопоставимы со складом былин. Дымковская глиняная игрушка невольно перекликается с образами персонажей народных сказок. Так были проведены интегрированные уроки:
- «Народный эпос «Джангр» и современные книги»
- «Искусство оформления книги. Творчество Ю.Васнецова»
- «72 небылицы»
- «Мотивы народныхпромыслов»
- «Мингиян – мужской народный образ»
- «Древний город(страна) в эпосе «Джангар»»
2. Уроки с элементами театрализации.
Издавна всякий праздник, обычай, обряд сопровождался театральным зрелищем . В свою очередь театр – это объединение в гармоничное целое всех видов искусства. Сопереживание зрителей и актеров усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя и порицая их. Театр сильно влияет на любую личность и развивает ее нравственно и эстетически. Особенно это действенно, если ребенок сам является актером, поэтому на уроках я использую элементы театрализации народных сказок, обрядов, сцен из жизни крестьян и т.д.
Были проведены клубный час:
- «Мы строим вместе с мастером постройки» (театрализация сказки «Репка»)
- «Народные праздники России»
(театрализация обычая празднования «Цаhан сар»).
Такие обобщающие уроки с элементами театрализации способствуют развитию артистических способностей учеников, развитию личности через самовыражение и творчество, повышают интерес к предмету, активизируют творческую деятельность.
3. Презентации.
Поскольку наглядного фольклорного материала для показа учащимся не так много, а изготовить его в нужном количестве – это нелегкий и кропотливый труд, купить – не всегда по средствам, перед учителем всегда стояла задача: как заиметь такую методическую копилку? Сейчас, благодаря использованию новых информационно-коммуникативных технологий , это возможно. Я активно пользуюсь интернет- ресурсами и компьютерными программами по созданию презентаций для знакомства учащихся с нужной информацией. Сейчас в моей методической копилке презентации к проведенным урокам, классным часам, праздникам, что значительно облегчит мою дальнейшую работу в новых классах.
4.Фольклорные праздники.
Настоящий фольклорный праздник получится только тогда, когда детям хорошо знакомо его содержание, изучен необходимый материал. Поэтому фольклорный праздник я рассматриваю как итог предыдущей учебно-воспитательной работы, осуществляемый и на уроках, и на классных часах, и во внеурочное время. Учащиеся должны поделиться с другими ребятами своими знаниями, поэтому на праздник мы всегда приглашаем много гостей, они тоже принимают участие: отгадывают загадки, играют в народные игры. Фольклорные праздники показывают взаимосвязь устного и изобразительного народного искусства, их органическую связь с трудом, бытом, природой, пробуждают в ребенке эстетические идеалы о национальном, духовном и культурном наследии . Эта связь очевидна. Издавна человек живет в контакте с природой, она-то и вдохновляет его к творческой деятельности. Красоту природы человек переносит в свою жизнь, жилище, быт. Человек научился резать по дереву, вышивать, расписывать , сочинять песни и сказки и стал творцом. Жизнь наших предков очень сильно зависела от природы, и потому человек издавна верил и поклонялся силам природы, а отсюда возникли народные обряды, праздники.
Фольклорные праздники, посвященные трудовым процессам, исполнение новых и старых обрядов, обычаев, ритуалов, вызывают у детей высокий эмоциональный подъем, духовную радость, наслаждение художественным образом русского народа, повышают интерес к истории своего народа, раскрывают творческие способности детей, способствуют формированию патриотической культуры учащихся.
В каждом классе я провожу фольклорные праздники, учитывая:
- возрастные особенности учащихся;
- артистические способности учащихся (особенности классного коллектива)
- интересы учащихся,
- содержание учебного материала по предметам.
Следует отметить, что фольклорный праздник является еще и важным средством воспитания культуры межнациональных отношений. Ведь на территории России веками проживали, взаимодействуя друг с другом, представители разных народов. В нашем регионе в соответствии с одинаковыми природными условиями, общностью истории, образом жизни сложились схожие нравственные ценности, общие черты быта и искусства. Вековое общение народов способствовало выработке у людей уважения к образу жизни, культуре, обычаям и традициям других национальностей. А в классном коллективе всегда есть дети разных национальностей. Поэтому важно уделять должное внимание воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений. Самый распространенный способ работы по воспитанию культуры межнационального общения – информирование, которое осуществляется, как правило, через внеклассные мероприятия, факультативы, классные часы, а так же общешкольные фольклорные праздники, пропагандирующие культуру разных народов. Детям нравится изучать традиции, обряды и обычаи не только своей, но и других наций. На уроках мы находим общее для всех нас, живущих в Калмыкии, какой бы национальности мы ни были.
Результаты проекта:
В ходе проведения народных праздников была разработана определенная структура построения сценария фольклорного праздника. Она позволяет наиболее полно представить нам, как все происходило в далекие времена.
I. Структура фольклорного праздника:
На празднике должна быть представлена история возникновения той или иной народной традиции.
Показана сама традиция проведения с использованием соответствующего музыкального, изобразительного, танцевального, литературного материала.
Разыгрываются театрализованные сценки из жизни крестьян, связанные с трудом и буднями народа.
Происходит знакомство с русскими народными играми, в которых участвуют желающие из зала и участники. Это повышает интерес к празднику, активизирует внимание, раскрепощает.
На праздник готовится выставка творческих работ учащихся по теме праздника.
При проведении праздника необходимо уделить особое внимание эстетике быта, т.е. оформлению. Должны быть обязательно декорации, которые соответствуют месту происходящего действия. Например, «посиделки»: внутреннее убранство избы (печь, красный угол, лавки и т.д.); праздник на улице: часть деревенской улицы (изба, изгородь, березка, завалинка и т.д.).
II. В результате проекта собрана методическая копилка:
- компьютерные презентации ;
- сценарии фольклорных праздников проводившихся в каждом классе;
- конспекты интегрированных занятий, классных часов;
- творческие работы учащихся, как наглядный материал для дальнейшей работы и пример детского творчества.
III. Разработана система проведения фольклорных праздников в 1-4 классах в соответствии с учебным материалом и возрастными особенностями.
Фольклорные праздники в начальной школе:
1 класс « Масленица»
«Праздник птиц»
2 класс « Цаhан сар» (встреча весны)
«Праздник урожая»
3 класс « Народные промыслы России»
« Зул»
4 класс « Декоративно прикладное творчество калмыков»
«Тематические экскурсии в музей Пальмова Н.Н.»
IV. Спланированное знакомство с основами народной жизни, обрядами, традициями вызвало у учащихся интерес к истории родного края. Изучение обычаев и традиций национальностей, проживающих в нашем классе, научило учащихся знать и уважать культуру своего и других народов.
Приглашенные на фольклорные праздники и уроки гости, родители, коллеги не раз высказывали в адрес учеников и педагогов только добрые слова благодарности.
Список использованной литературы:
1. Александрова А.Г., Капустина Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского /сост. Александрова А.Г., Капустина Н.В. - Волгоград: Учитель, 2006/
2. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.
3. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. – М.: Просвещение,1981/
5. Золотой родник. Эрендженов К. Издательский дом «Джангр» - Элиста 1-е издание 68с.,1993г.
6. С.З. Эльзятиева «Обрядовая педагогика» Издательский дом «Джангр» - Элиста249с.,1993г.
7. «Байр», журнал издательство «Джангр»- Элиста № 5-8.,38с.2000г.
нажмите, чтобы увеличитьPicture 7нажмите, чтобы увеличитьPicture 2F:\игры и кроссворды\IMG.jpgPicture 2F:\игры и кроссворды\IMG_0005.jpgРисунок 1осень 290