Растение-живой организм


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №74
Г. ВОРОНЕЖА
«Растение - живой организм».
Интегрированный урок
по окружающему миру и музыке
Провели:
учитель начальных классов Мурашко М. В.
учитель музыки Корчагина В. Л.
2013 г.
Тема урока: «Растение - живой организм».
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
сформировать представления о строении цветковых растений и их развитии, о корневых системах и их значении для растений.
Задачи урока:
дать представление о растении как живом организме;
развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: интерактивная  доска, проектор, карточки с заданиями.
Используемые ЦОР: 
Презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point,  интерактивная  доска. 
Ход урока.
I.Организационный момент. (1мин.)
Психологический настрой
-Ребята, какое у вас настроение? У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что на уроке вы будете мне настоящими помощниками.
II. Актуализация опорных знаний.
Работа в парах.
-Перед вами листочки с вопросами, выберите правильный вариант ответа.
1. Какие насекомые появляются весной первыми?
А) стрекоза
Р) божьи коровки, пчёлы, муравьи
В) муха
2. Почему ранним утром кузнечики сидят на самых верхушках травинок?
А) На траве роса. Насекомые «сушатся».
Б) Растут
В) Спят
3. Какая стадия отсутствует у кузнечиков?
А) яйцо
Б) личинкаС) куколка
4. Выберите правильную стадию развития колорадского жука.
А) яйца – колорадский жук
Т) яйца – личинка – куколка - колорадский жукВ) личинка – колорадский жук
5. Назовите самого прожорливого воздушного хищника.
А) муравей
Е) стрекозаГ) птица
6. какие жуки носят название того месяца, в котором появляются.
А) муравей
Б) стрекозаН) майский жук
7.Какое насекомое на Руси зовётся запечным соловьём?
А) муравей
В) жукИ) сверчок
8. Какие насекомые передвигаются так: впереди разведчики, на флангах – солдаты-гвардейцы, в конце колонны – матка, в окружении пышной свиты рабочих.
В) стрекозы
Б) кузнечикиЯ) муравьи
-Проверка на доске.
- Сложив все буквы, ваших вариантов ответов, у нас получилось слово. Это слово растения.
Объявление темы урока и постановка целей.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о растениях)
- Какие задачи поставим перед собой? Что мы должны узнать?
- Растения – это живая или неживая природа? (Живая).
На слайде написан проблемный вопрос: «Растение – живой организм?»
- Подумайте, почему растение – живой организм? Ваши предположения?
- А теперь, давайте докажем наши предположения.
Изучение нового материала.
- Что такое растение?
Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте.
- В природе встречаются 3 жизненные формы растений. (Деревья, кустарники, травы)
- Как вы думаете, чем деревья отличаются от кустарников? Чем кустарники отличаются от трав?
- давайте попробуем распределить жизненные формы растений.
(Модуль «Многообразие растений»).
- Ребята, назовите признаки жизни растений. (Питается, дышит, растёт, размножается, умирает) (Доска)
- Откройте рабочую тетрадь стр. 21 № 15 . Подумайте, что нужно растению для жизни? Какие необходимы условия для жизни? (Вода, свет, воздух, тепло, почва).
Модуль «Условия жизни растений».
Физкультминутка. Упражнения для глаз. (Доска).
VI. Изучение нового материала.
- Растения растут всюду на Земле, где есть необходимые для их жизни условия: свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества.
Практическая работа. (Взаимопроверка.)
– Подумайте, из каких частей состоит растение.
Откройте учебник с. 84, рабочую тетрадь страница 21 № 17 , попробуйте определить части растения, из чего состоит растение?
(У большинства растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.) (Доска)
Подумайте, у всех ли растений есть эти органы?
Учащиеся подготовили сообщение о каждом отделе растений, давайте их послушаем.
Презентация «Разнообразие растений».
Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.
Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми они размножаются.
Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.
Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии).
Цветок папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищ. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды.
  Праздник Ивана Купалы показан в опере- балете « Млада» Николая Андреевича Римского- Корсакова. Обрядовые сцены русских народных праздников отражены во многих его произведениях. Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Римский- Корсаков. Даже его фантастический « цветной» музыкальный слух был связан с природой. Каждая тональность в музыке имела свой оттенок: цвет травы, цвет голубого неба или алой розы…
( Фрагмент оперы « Млада». Комментарий на фоне кадров из оперы) На берег Долинского озера со всех концов славянских земель собрался народ на праздник Купалы. Праздник открывается торжественным шествием князей. В ночь на Иванов день на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил. После этого все начинали веселиться, становились в круг и водили хороводы.
- В Иванов день растения обладали магической силой и люди, которые их применяли, наделялись крепким здоровьем. Ивановскими травяными вениками или букетами пользовались в течение года.
Такой букет участники праздника могли собрать во время хоровода.
( Исполнение русской народной хороводной песни « Как по травкам, по муравкам»)
- В ночь на Иванов день девицы сплетали венки, основой которых были веточки березы.
( Исполнение русской народной песни « Во поле березонька стояла»)
1) По народным преданиям в ночь накануне Ивана Купалы девицы опускали в реку венки с зажженными свечками. У кого венок дольше всех проплывал, та девица будет счастливее всех.
2) В Иванову ночь на подоконники клали крапиву, чтобы защитить себя от нечистой силы.
3) В Купальную ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом с помощью листьев, беседуют между собой и травы.
4) Если в эту ночь сорвать цветок Иван – да - Марьи и вложить в угол избы, вор не подойдет к дому, потому что ему будет казаться, что разговаривает хозяин с хозяйкой, а на самом деле будут разговаривать травы.
5) В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить. Набралось ли 12 разных трав. Если набралось - в этом году девица выйдет замуж.
- Многие русские и зарубежные композиторы воплощали в своих произведениях образы растительного мира. Назовите произведения, которые мы проходили.
- С произведениями, которые мы еще не изучали, но которые вы можете послушать самостоятельно, вас познакомит ( Кретинина Саша)
( Презентация « Музыка»)
- Природа всегда вдохновляла композиторов на создание произведений искусства и сейчас мы с вами отправимся в прекрасный волшебный музыкальный лес с помощью французского композитора Мориса Равеля.
- Пьеса « Волшебный сад» входит в сказочный цикл « Моя матушка- гусыня». По старинной традиции во Франции матушкой- гусыней называют няню, которая рассказывает детям на ночь сказки.
Послушайте эту пьесу и постарайтесь вспомнить сказку, герои которой попадают в такой волшебный лес.
Отрывок из этой сказки прочитает (Кузнецов Максим)
Фрагмент из сказки:
« Сходит купец прямо в зелены сады. Гуляет он и любуется: на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся; цветы цветут распрекрасные, махровые, пахучие, всякими красками расписанные, по бархату земли выложенные.
Ходит купец удивляется и вдруг видит он на пригорочке зеленом цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать.»
- Как называется сказка? ( « Аленький цветочек»)
- Назвать автора. ( Сергей Тимофеевич Аксаков)
Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Мы дарим друг другу цветы, тем самым. Выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.
VII. Физкультминутка. Ю. Чичков «Волшебный цветок».
VIII. Закрепление изученного материала.
Работа с доской «Проверь себя» (Презентация).
IX. Итог.
-Чему учились на уроке?
X. Домашнее задание.С. 81-84 чит., ответ. на ? с. 83, р. т. с.22 № 18
XI. Рефлексия ( 1мин)
Оцените себя. (Доска). Всем спасибо за урок. Песня «Это называется природа».