Конспект урока на тему Отдел Голосеменные растения

Тема: Отдел Голосеменные растения
Цель: Познакомиться с особенностями строения голосеменных, их отличием от споровых, с многообразием голосеменных растений;
установить их значение в природе и жизни человека.

? Какую большую главу мы с вами изучаем?
0: Царство Растений.
? На какие группы (по сложности их строения) можно разделить растения?

Растения


Низшие Высшие
(по способу размножения)


Отдел водоросли

споровые семенные


Отдел Голосеменные
Отдел мхи Отдел Хвощи
Отдел Плауны Отдел
Покрытосеменные
Отдел Папоротники

? В чем основное отличие семенных растений от споровых?
Сегодня на уроке мы начинаем изучать высшие семенные растения.
Тема урока, цель урока

? Какие же растения относятся к отделу Голосеменных? О каких растениях мы будем вести разговор сегодня на уроке?
Установить это нам помогут загадки. (на магнитной доске отгадки – иллюстрации)
“По округе славится Зелёная красавица: Сарафан как колокол По Земле да волоком Шапочка с опушечкой С острою макушечкой”. (ель)
Есть у этой чудо- елки
Неколючие иголки.
Но, в отличии от елки,
Опадают те иголки. (лиственница)
3. В жару слезою желтой плачет, А в холод слезы прячет. Не лиственница и не елка, Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)
Ты - растение, кустарник,
Синь в осенней желтизне.
Дай мне ягодку, растенье,
Подари колючку мне. (можжевельник с сочными сладковатыми шишкоягодами)
5. Шишки словно у сосны, Но орешки в них вкусны. (Кедр)

Данные растения еще относят к классу Хвойных, отделу Голосеменных. Голосеменных насчитывается более 700 видов, из них к хвойным относится более 500 видов. В России 1 млрд. га занимают леса, из них 80% - хвойные.

? На основании каких признаков данные и другие растения относят к отделу Голосеменных? Выскажите свое предположение по данному вопросу. (Подсказка таится в названии отдела)
(На доске постепенно вывешиваются признаки голосеменных.)
Сейчас, в процессе совместной работы мы расширим ваши знания по данному вопросу. Рассмотрим более подробно признаки голосеменных какие предложили вы и выявим новые.
Вы уже догадались, что голосеменные растения размножаются семенами. Это один из важных признаков отдела.
? Где образуются семена у хвойных?
О: Только у голосеменных имеется орган - шишка, в которых развиваются семена. Шишки состоят из стержня и плотно прилегающих чешуек. Это 2 признак голосеменных.
Задание: Возьмите в руки шишку сосны. Найдите семена на чешуйках шишки.
? Как вы думаете, почему же голосеменные получили такое название?
О: У хвойных семена созревают на внутренних поверхностях чешуек шишки, лежат открыто (голо), ничем не защищены, поэтому растения этого отдела называют голосеменными.

Возникновение семенного размножения – важный этап эволюции растений.

СЕМЯ- орган семенного размножения и расселения растений, развивающийся из семязачатков.
? Как вы считаете, чем отличается по строению спора от семени? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое спора?
Задание: У вас на столе располагаются споры папоротника и семена ели и кедра (сосны сибирской). Рассмотрите, сравните их и попробуйте ответить на вопрос. Почему семена более прогрессивны, чем споры. Давайте проверим свои предположения, прочитав материал в учебнике. (с. 74, 3 абз. параграфа)

О: Семя – зародыш будущего растения. В нем содержится запас питательных веществ, необходимых для первоначального развития, высвобождения из семенной кожуры и укоренения. Благодаря всем этим приспособлениям высшие растения могут жить в самых разнообразных типах среды: от прибрежных зон до самых высоких гор. Это преимущества семенного размножения перед размножением споровым. Появление семени определило господство семенных растений в современной флоре, которое усиливается на протяжении нескольких миллионов лет.
Споры мелкие, одноклеточные, содержат мало питательных веществ и часто имеют слабую жизнеспособность. Прорастают в благоприятных условиях.

Голосеменные представлены исключительно древесными формами: деревьями, кустарниками и лианами. Нередко они достигают огромных размеров, например, секвойя –это тоже представитель голосеменных достигает 100 м в длину и
У них хорошо развиты корень, стебель и листья.
Задание: Давайте остановимся на особенностях строения листа. ? Что вы знаете о листьях хвойных из 5 класса?
О: Листья – узкие, игольчатые – хвоинки с восковым налетом. Устьица глубоко погружены в ткань листа.
? Как вы думаете почему листья видоизменились. К чему это приспособление у них возникло?
О: это уменьшает испарение воды.
Листья – хвоинки – это 3 признак голосеменных.

У разных представителей голосеменных шишки и хвоинки имеют разный внешний вид.
Задание. Давайте рассмотрим побеги сосны и ели и их шишки. Выясним какие у них отличия в окраске хвоинок и расположении их на стебле, форме, размере и окраске шишек? Работаем в парах.Поможет вам выполнить самостоятельную работу инструктивная карточка, которая находится на ваших столах.

Л.Р. «Строение хвои и шишек хвойных.
1. Рассмотрите хвою сосны и ели. Определите длину хвоинок и расположение их на ветке. ( а) короткие, сидят одиночно, покрывают всю ветку;
б) длинные, сидят по две вместе)
2. Рассмотрите внешний вид шишек. Отметьте размер, форму и окраску шишек.
Полученные данные занесите в таблицу

Название растений
Хвоя
Шишка


длина
окраска
расположение на ветке
размер
окраска

Сосна









Ель









Подготовьте рассказ о биологических особенностях сосны – 1 вариант (с. 75 – 76), ели – 2 вариант (с. 78), придерживаясь следующего плана:
Продолжительность жизни растений.
Продолжительность жизни хвоинок (листьев).
Отношение к свету, влаге, почве.
Особенности строения в связи с условиями произрастания.
? К какому результату мы пришли?
Задание: Давайте дадим описание голосеменного растения – сосне.
1. Сосна обыкновенная – одна из самых распространённых хвойных пород севера и средней полосы России. Растения очень неприхотливы и могут произрастать как на сухих песках, так и на болотах, где избыточная влажность. У сосны хвоинки (6–7 см) вырастают попарно на укороченных побегах и сохраняются 2 – 4 года, позже заменяясь новыми. В лесу сосны имеют высокий (до 35 м) ствол и небольшую пирамидальную крону при диаметре ствола до 1 м. продолжительность жизни сосны обыкновенной в среднем 150-200 лет, некоторые экземпляры доживают до 400 лет. Семена созревают в небольших (длиной 2,5–7 см) коричневых шишках на второй год после опыления. Сосновый лес имеет научное название – светлохвойный бор.
Задание: Дадим характеристику ели.
Мини – сообщение:1. Ель обыкновенная –хвойная порода в европейской и азиатской части России. Красавицы ели – это очень высокие (выше 40 м) деревья с горизонтально отклонёнными ветвями. Доживает до 400–700 лет. Древесина елей – бесценное богатство России. Крылатые семена созревают в продолговатых шишках осенью того же года. Шишки (длиной 6–12 см, а иногда до 15 см) имеют красноватый оттенок, затем они становятся коричневыми и блестящими. Видоизменённые листья ели короткие 3-5 см, четырёхгранные, тёмно-зелёные хвоинки густо расположены на веточках. Хвоя держится на побегах елей 5-7, иногда 9 лет.

Признаки:
Деревья, кустарники и лианы.
Есть стебель, корень и листья.
Листья – узкие, игольчатые – хвоинки с восковым налетом.
Есть шишки.
Размножаются семенами.
Задание: А сейчас определим следующий признак. Я вам прочитаю отрывок из стихотворения И. Бунина, а ваша задача определить каким признаком обладают голосеменные.(отрывок написан на доске)
Чем жарче день, тем, сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом.
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
? Почему санатории для людей страдающих заболеваниями органов дыхания, строят в сосновом бору?
О: Воздух в сосновых борах почти стерилен оттого, что голосеменные выделяют вещества – фитонциды, которые подавляют развитие болезнетворных микроорганизмов. Поэтому санатории, в которых лечат людей, заболевших туберкулёзом, размещают чаще всего в сосновых лесах.
6 Фитонциды.
Хвойные принадлежат к числу наиболее хозяйственно важных растений. Как в природе, так и в жизни человека хвойные по- своему значению занимают 2 место после цветковых.
Задание: Давайте познакомимся с практическим использованием хвойных человеком.
У вас на столах на листочках находится информация по данному вопросу. Работая самостоятельно, вам необходимо на данных же листочках нарисовать схему «Значение голосеменных».
Значение голосеменных (на листах разного цвета)
1 вариант
Наиболее распространены в нашей стране ель, пихта, сосна, лиственница европейская. Эти растения образуют обширные лесные массивы (тайгу), а также украшают улицы, парки городов.
Из древесины хвойных изготавливают мебель, ее используют при строительстве зданий. Ель является и поделочным материалом, из её древесины выделывают дранку, изготавливают лукошки, корзины. Древесина ели – один из основных компонентов сырья для производства бумаги. Живица хвойных ( смола хвойных ) используется для получения канифоли, скипидара.
Отдушки хвойных используют при изготовлении кремов, шампуней мыла.
Лиственница дает человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построенные из лиственницы, сохранились почти два тысячелетия. Срубы могильных склепов, боевые колесницы были созданы из лиственницы в бронзовом веке бронзовыми топорами. На лиственных сваях стоит Венеция. На таких же сваях строился и Петербург.
Как и другие зеленые растения, голосеменные образуют органические вещества, усваивают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород.

2 вариант
Жак Картье в 1596 году выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой. Двадцать шесть матросов погибли от цинги. Высадившись на берег, команда корабля не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. Местные индейцы посоветовали лечиться от цинги настоем из сосновой хвои. И Картье спас остатки своей команды от смерти этим средством. Сосна – источник витаминов в такое время, когда нет других зеленых растений.
Как и другие зеленые растения, голосеменные образуют органические вещества, усваивают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород.
Ель даёт строевой и поделочный материал, из её древесины выделывают дранку, изготавливают лукошки, корзины. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал. С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шелковым нитям. Из древесины ели изготовляют бумагу. Из семян сосны сибирской получают хорошее пищевое кедровое масло. Ели “звучат” в концертных залах и театрах, когда играет скрипичный ансамбль. Оказывается, ни одно дерево не даёт такой певучей и звонкой древесины как ель. Не случайно из неё изготавливали свои замечательные скрипки великие мастера Амати и Страдивари.

3 вариант

Как и другие зеленые растения, голосеменные образуют органические вещества, усваивают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород.
Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал. С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шелковым нитям. Из древесины ели изготовляют бумагу. Из семян сосны сибирской получают хорошее пищевое кедровое масло.

? Как же человек использует хвойные растения?










Давайте проверим результат вашей работы. Составим данную схему на магнитной доске, используя карточки, расположенные на столе.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Посмотрите какая великолепная схема у нас получилась. Какой же вывод о значении голосеменных растений мы можем сделать?
Закрепление: «Какие утверждения верны?» у вас на столах находятся листочки с утверждениями. Ваша задача согласится или опровергнуть данные утверждения.

Фамилия Имя____________________________________________
Задание: Из перечня признаков выбрать номера тех, которые относятся к голосеменным растениям. Если вы согласны с утверждением, то поставьте в графе «Да» - « », если не согласны – значок в графе «Нет».



Утверждения
«Да»
«Нет»

1.
Голосеменные – это высшие споровые растения



2.
Нет корней. Вместо корней – ризоиды.



3.
Листья покрыты восковым налетом.



4.
Споры образуются в коробочке.



5.
Листья игловидные – хвоинки.



6.
Тело представлено слоевищем или слегка дифференцировано (подразделено) на листья и стебли.



7.
Размножаются семенами.



8.
Есть органы: корень, стебель, лист.



9.
Встречаются только в сырых местах, на болотах.



10.
Листья называются вайи.



11.
Семена находятся на чешуйках шишек.



12.
Выделяют вещества – фитонциды.



Правильность ваших утверждений мы проверим, обсудим в начале следующего урока.

Вывод по уроку.
Домашнее задание.
Задание: Используя данные начала вопросов составьте вопросы по теме урока, по параграфу .
Задание по желанию: Вопросы, ответы на которые вам помогут найти энциклопедии и ваши родители.
Пожары, использование елей и сосен для новогоднего праздника - приносят государству большой экономический ущерб.
?Какой выход из данного положения находит государство?
(вырубка только для очистки и прореживания лесов, создание специальных питомников, в которых выращивают ели и сосны.)

? Какой представитель голосеменных растений послужил поводом к открытию Петром 1 Кунсткамеры и стал первым ее экспонатом ?













Значение голосеменных

Изготовление бумаги

Строительный материал

Искусственные волокна

Кедровое масло

Вырабатывают кислород

Источник витаминов

изготовление мебели

музыкальные инструменты

Карандаши

Канифоль, скипидар

Крем, шампунь, мыло