Выступление Внеклассная работа по русскому языку и литературе как важнейшее средство индивидуального развития школьников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
ДОКЛАД
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовила:
Красницкая Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Герасимовская СОШ»
2013- 2014 учебный год
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что «вначале аз да буки, а потом другие науки» и что «без грамматики не выучишь и математики».
С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся.
Единство же внеклассной работы по литературе объясняется прежде всего тем, что вся она предлагает работу с книгой. Ни литературное краеведение, ни связь с другими искусствами, ни собственное литературное творчество детей в системе внеклассной работы по литературе не должны являться самоцелью. Вся совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний по литературе, на расширение их читательского горизонта, на воспитание интереса и любви к чтению.
Цели и задачи внеклассных занятий по русскому языку и литературе существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.
Урок – это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебными программами и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения.
Внеклассные же занятия организуются только для желающих и интересующихся вопросами языка и литературы.
Внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели:
- привить любовь к русскому языку;
- повысить общую языковую культуру;
- развить интерес к языку как учебному предмету;
- пробудить и поддержать в учащихся постоянную и действенную любовь к литературе.
Указанные цели определяют задачи по внеклассной работе:
- расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
- научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания;
- развить творческие способности учащихся.
Внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.
Основным следует считать принцип добровольности.
Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.
Второй принцип – принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие во внеклассной работе.
Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т.е. ее руководителем.
Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из условий (чувство удовлетворенности при выполнении заданий, преодоление затруднений, повышение успеваемости, удовлетворение от самого участия во внеклассных мероприятиях и т.д.) можно использовать в каждом конкретном случае.
Этот принцип - принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся - способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения. Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.
Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы, в том числе и работы по русскому языку и литературе.
Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально. Вместе с этим интерес поддерживается использованием занимательных и игровых материалов. Таким образом, принцип занимательности - один из главных во внеклассной работе, хотя не следует думать, что вся внеклассная работа основывается только на использование игр и занимательных заданий. Занимательным, интригующим может быть начало или отдельные этапы.
При организации внеклассных мероприятий следует помнить и о принципе систематичности. Речь идет не только о систематичности, в течение всего учебного года, проводимой внеклассной работе, но главным образом о содержании внеклассных занятий. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний.
Но система должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания.
Как нельзя ради системы жертвовать глубиной знаний, так и нельзя давать обрывочный, вне всякой связи языковой материал, так как он не принесет нужной пользы. Еще К.Д. Ушинский писал: «Голова, наполненная обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
Главным на внеклассных занятиях по русскому языку и литературе является принцип развития речи детей. Именно им в основном определяется выбор методов и приемов проведения внеклассных занятий.
Виды и формы работы по русскому языку и литературе необычайно разнообразны. Их можно разделить на две большие группы:
- постоянно действующие внеклассные занятия (лингвистические кружки, общества любителей словесности, журналы, стенная печать, информационные стенды), работающие в течение всего учебного года;
- эпизодические (литературно-музыкальные вечера, олимпиады, викторины и конкурсы, литературные гостиные, КВНы, экскурсии в музеи, театры и др.).
Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку и литературе, тем живее интерес учащихся к ней.
В последнее время появились новые эпизодические формы, которые я использую в ходе внеклассной работы по русскому языку и литературе. Они напоминают публичные формы общения – конференции, телепередачи, диалоги, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (исследование, комментарии, интервью, репортаж). Эти занятия выступают как разовые, они между собой не связаны тематически, у них не обязательна единая цель. Проводимые мероприятия действительно остаются ярким эпизодом в сердцах детей.
Возрастает активность школьников на диспутах, турнирах, регламентированной дискуссии. Эти формы лишены четко расписанного сценария, для их проведения составляется обычно план, при реализации которого допускаются некоторые отклонения, естественны уточняющие, детализирующие вопросы ведущего. В выступлениях участников много личных суждений. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует. Каждый имеет право высказать ту мысль по обсуждаемой проблеме, которая «приходит в голову».
Учителям – предметникам среднего и старшего звена необходимо начинать учить детей с 5 класса выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседе в дискуссию с учителем. Если у ученика нет своего взгляда, значит не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам. У него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.
В практику моей внеклассной работы прочно вошло проведение различных праздников, посвященных русскому языку. Для праздников более характерны мероприятия массового, иногда даже развлекательного характера. Здесь учащиеся представляют сообщения по определенным научным темам, инсценировки, стихи.
Главными задачами проведения тематических праздников являются:
- привлечение к работе по подготовке и проведению внеклассных мероприятий как можно большего количества учащихся;- развитие интереса к углубленному изучению предметов;- организация активного отдыха школьников средствами учебного предмета.
На внеклассных занятиях стараюсь разнообразить виды работ по развитию речи. Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни.
Ф. И. Буслаев работу над развитием речи относил к упражнениям «высшего порядка». К. Д. Ушинский говорил об обязанностях наставника «исправлять и пополнять словесный запас дитяти». Вопрос развития речевой культуры интересовал и других русских ученых: Ожегова, Виноградова, академика Щербу, Пешковского и других. Их труды помогают сохранить важнейшую закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.
Не только нужно, но и необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. С этой целью в школе ведется работа по искоренению сквернословия среди учащихся:
тематические классные часы;
конкурс плакатов «Территория без сквернословия»;
трудовые десанты «Смоем позор со стен и заборов»;
выпуск тематических школьных газет «За чистоту русского языка!», «Говорим правильно», «Культура поведения и этика взаимоотношений»;
конкурс социальной рекламы, осуждающей сквернословие и др.
Давней традицией в нашей школе является проведение недели Русского языка и литературы. Цель мероприятий, проводимых в рамках предметной недели – вызвать живой интерес к этим предметам, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.
Неделя Русского языка и литературы – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предметам. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план, который предполагает активность всех участников.
Неделя русского языка предполагает проведение смотра-конкурса на лучшую тетрадь, конкурса чтецов и сочинений на лингвистическую тему, соревнование «Знаешь ли ты русский язык?», викторину «Язык мой – друг мой!», интеллектуальный марафон, конкурс смекалистых.
Для создания атмосферы игры организовываются специальные группы по интересам, которые руководят программой недели.
«Грамотеи», используя учебник и другие пособия по русскому языку, готовятся к викторинам, олимпиадам, конкурсам.
«Писатели-исследователи» работают над сочинениями-сказками лингвистической тематики.
«Помощники-консультанты» проводят смотр-конкурс на лучшую тетрадь, в которой учитываются аккуратность, правильность оформления, грамотность.
В конце недели подводим итоги каждого конкурса, победителей награждаем на школьной линейке.
Для развития творческих способностей учащихся также возможно использование дидактических игр: – это игры-задачи, игры-инсценировки, игры-загадки. Содержание дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки учащихся.
Игры-задачи. К играм-задачам можно отнести грамматические и орфографические лото, домино.
Игры-соревнования. Их девизы: «Кто быстрее?», «Кто больше?» (на выполнение такой работы дается задание и отводится определенное время). Например: кто быстрее и кто больше составит слов с суффиксом – -от- ?
Игры-инсценировки. Учащиеся могут самостоятельно составить сказку, басню на определенную тему, а затем сыграть их по ролям. Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства ритма, слова. У детей есть творческие тетради. В них они учатся сочинять не только сказки, но и стихи, загадки, частушки. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои потенциальные способности. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу каждого ребенка», – утверждал В. А. Сухомлинский.
Игры-загадки. К ним относится метаграмма - загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово.
Например:
Когда я с «д», меня сорвут,Когда я с «т» на мне плывут. (Плод-плот).
Отгадывание метаграмм углубляет знание Законов фонетики, помогает решать проблемы правописания.
Логогрифы – это загадка, по условиям которой из заданного слова путем добавления, отбрасывания или вставки нового звука (или буквы, слога) получается новое слово. Логогрифы могут быть стихотворными и прозаическими. Например: целое слово – часть дерева, без одной буквы река, без двух местоимение, без трех предлог (крона – рона – она – на).
Подобный дидактический материал помогает мне решать серьезные задачи: повторить части речи, признаки частей речи.
Шарада – эта загадка требует, чтобы учащиеся отгадали слово по частям, например:
Корнем с «дорогой» роднится,
В «сборе» приставка таится.
Суффикс – как в слове «дневник».
Целым же в космос проник. (Спутник).
Анаграммы – это особый вид шарад. Задача – из данного слова создать другое, с тем же набором букв, слогов: марш – шрам, руда – удар, рост – сорт.
Кроссворды и чайнворды. Эти виды использую для систематизации и углубления словарной работы. Отгадывать кроссворды можно в порядке конкурса, коллективного или индивидуального. Кроссворды и чайнворды могут быть тематическими. Детям очень нравится разгадывать кроссворды. Работа с ними развивает мышление, требует хорошего знания грамматического и словарного материала.
Современная школа предъявляет к учителю новые требования. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом. Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку и литературе, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов. Работая по данной проблеме, учитываю конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку и литературе не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное содержание.
Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к предметам, об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать то, что интересует в языке и его преподавании самих учащихся, какие проблемы привлекают их больше всего. Вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть пробужден учителем еще на уроках.
Для большинства учащихся учитель и предмет, который он ведет, часто отожествляются: личность учителя, интересная сама по себе (вспомним высказывание Е. Н. Ильина: «Я сам себе интересен»), способствует возникновению интереса к учебному предмету.
Известный педагог, один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: «Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление».
Выдающийся русский педагог второй половины IXX – начала XX вв. П. Ф. Каптерев писал: «Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место… Учащиеся многое переймут от своего учителя или учительницы совершенно невольно. Речь, интонацию…».
Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.