Методический материал на тему:ОРКиСЭ «Дружба» , 4 класс


Предмет: ОРКиСЭ «Дружба»
Класс: 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: ОНЗ, базовый уровень
Учитель: Дударева Марина Михайловна
Технологическая карта урока.
Тема ОРКСЭ «Дружба»
Цель:
Сформировать у учащихся понятие «дружба», способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки; формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу. Задачи:
Образовательные:
выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях; воспитывать ответственность перед друзьями; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; развивать навыки устной речи, способности четко формулировать свои мысли
Планируемый результат:
учащиеся смогут сформулировать понятия “друг”, “дружба”, назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве. Личностные УУД:
 учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы.
Познавательные УУД:
познакомиться с различными пословицами  о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)
Регулятивные УУД:
 удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные УУД:
свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы.
Основные понятия “Дружба”, “друг”, “избирательность”, “бескорыстность”.
Ресурсы:
- основные
дополнительные Основы светской этики 4-5 класс "Просвещение"
Песни “Ты да я, да мы с тобой” слова М.Пляцковского, музыка В.Иванова; Барбарики “Песня о дружбе”; смайлики; фундамент, кирпичики и крыша для “Дома Дружбы”
Организация пространства Коллективные способы обучения
Технология проведения
Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Психологический настрой к учебной деятельности.

Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,
настойчивость в достижении цели
II. Актуализация опорных знаний.
Цель:
а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;
б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.
Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю вам подскажет предлагаемый вам сюжет. Внимание на экран!
(Сюжет из мультфильма «Приключения кота Леопольда»)
- Вы догадались, о чём пойдёт разговор?
(О дружбе )- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?
- Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос?
(Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в интернете)
- Предлагаю начать работу.
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
логические: анализ, синтез для сравнения., выбор основанийКоммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
III Совместное открытие нового знания
Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока
Участие в беседе после прослушивания
истории
Вместе с учителем формулируют тему и цели урока Организация диалога
- Ребята, как вы понимаете слово “ДРУЖБА”?
(высказывания детей)
- А теперь прочитайте, как в учебнике объясняется понятие “Дружба”
- Это и будет наш фундамент.
- Теперь возводим стены.
У каждой группы один кирпичик. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на кирпичике. Каждый предлагает своё качество, но прежде чем записать прислушивается к мнению товарищей.
Правило: записать одно  самое необходимое качество дружбы.
Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свой кирпичик и называют качества необходимые для дружбы.
(Ответы детей - честность, надежность, смелость, справедливость, доброта, забота друг о друге, уважение друг друга, готовность прийти на помощь, ничего не требовать взамен)Умение слушать, отвечать на вопросы.
Познавательные:
постановка и формулирование темы и цели урока.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя
IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи
Организует и корректирует объяснение
Работа над отличительными чертами дружбы
- Посмотрите сценку “Друзья”
(Романюта В.Н. “Ты и твои друзья. Учим детей общаться.” М.: АРКТИ, 2002)Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”
– Давай, – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я Сашин друг! Гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем играть вместе.
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем, – сказал Максим.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – Объяснил максим, – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы.
Сегодня я с Денисом дружу.
- Что вы можете рассказать об этих друзьях? (ответы детей)
- Какое правило дружбы нарушил Максим? (дружить надо, не требуя ничего взамен)
- Максим дружил только с тем, от кого он получал пользу. Это называется корысть.
- В дружбе ценится бескорыстность. Бескорыстие предполагает готовность помочь друг другу, делает отношение между друзьями благородными и чистыми.
- А теперь прочитайте, как в статье учебника объясняется, что такое бескорыстность.
- Это и будет часть крыши нашего дома Дружбы.
Игра «Собери пословицу»
«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»
«Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь»
«С другом веселее при удаче, легче при беде»
«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
«Дружба не гриб – в лесу не найдёшь»
Каждый представитель из группы даёт объяснение своей пословицы.
- Ребята, а наш класс можно назвать дружным?
- Предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Колыбель». Оно поможет вам сблизиться, развить чувство доверия друг к другу.
Коммуникативное упражнение «Колыбель»
Дети встают в круг плечом к плечу. Один из участников становится в центр. Он закрывает глаза и вытягивает руки вдоль туловища. Его задача - расслабиться так, чтобы его тело могло свободно передаваться участниками по кругу. Ноги стоящего в центре не подвижны, а тело свободно качается из стороны в сторону, в зависимости от того, куда передают участники.- В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей. Поработайте в группах: опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, выведите несколько законов дружбы.
Познавательные:
общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;
смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме
V. Самостоятельная работа с проверкой
Цель:
Организовать самостоятельное выполнение учащимися Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой .Организация самостоятельной работы по карточкам
Коллективная работа «10 законов дружбы»
(Ребята советуются, записывают на листе свои законы, а затем вывешивают на доску. Например: * Хранить тайны друзей
                   *Доверять другу
                   *Помогать другу
                   *Защищать друга….
- А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.
(Учитель вывешивает на доску плакат с 10 законами дружбы)
Законы дружбы
Доверять другу
Делиться новостями, успехами, неудачами
Уметь хранить чужие тайны
Радоваться вместе с другом его успехам
Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи
Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций
Защищать друга
Не критиковать друга в присутствии других людей
Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
Всегда выполнять свои обещания
- Я с гордостью хочу сказать, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили,  в чём отличие?
Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные:
Общеучебные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
VI.Включение в систему знаний и повторений
Цель: повторить и закрепить знания о дружбе. Слушают, читают, отвечают на вопросы. Организация учебного диалога Закрепление социальных понятий.
Задание 1. Игра «Какой я друг»
- Можете ли вы ответить, зачем человеку нужны друзья?
- Что ваш друг делает для вас хорошего?
- Что вы делаете хорошего для своего друга?
Спасибо за ответы. А теперь сядьте поудобнее и закройте глаза. Вдохните глубоко.
Теперь представьте себе, что вы находитесь в окружении нескольких своих друзей… Это совершенно особые люди в вашей жизни – люди, с которыми вам хорошо. Вы можете им доверять, обо всём рассказать. Посмотрите внимательно на каждого в отдельности и подумайте, почему он или она так важны для вас (15сек.)
Анализ упражнения:
- Каких друзей вы видели?
- Почему эти друзья так ценны для вас?
- Что вы делаете, чтобы сохранить вашу дружбу?
Задание 2. «Цветок дружбы»
- А сейчас давайте посадим «цветок дружбы» - ромашку. У вас на партах лежат лепестки. Напишите на обратной стороне пожелания своим друзьям. (Выполняют задание под музыку)
- Если готовы, зачитайте свои пожелания и прикрепите свой лепесток к сердцевине ромашки.
Итог урока.
- Что нового узнали  на уроке?
- Какие законы дружбы вам показались самыми лёгкими? Тяжёлыми? Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы, самооценка
Организует фиксирование темы и цели урока
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. - Ребята, у вас на столах лежат кружки с вашими именами. А на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и закрепите его на том месте, где по вашему мнению находитесь вы как друг. (Дети прикрепляют на «Лесенку достижений» свои кружки.- Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?
- Над чем вам ещё надо поработать?
Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам и вы приобрели на нём частичку мудрости. А завершить хотелось бы стихами Ф. Алиева:
  Хороший друг – как ветер.
  При несчастье
  Он унесёт и горе и беду.
  Как листья
  Что осыпались в ненастье
  В осеннем, холодеющем саду.
  А в радости –
  Он мощный вал, стоящий
  Надёжно на пути врагов твоих.
  Люблю друзей, надёжных, настоящих.
  Ценю и воспеваю их!
Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .