Презентация по дошкольному образованию на тему Формирование мыслительных операций и развитие коммуникативной функции речи старших дошкольников через использование картин, алгоритмов и опорных схем» часть 3
«Формирование мыслительных операций и развитие коммуникативной функции речи старших дошкольников через использование картин, алгоритмов и опорных схем» часть 3Воспитатель высшей категорииСырнева Л.С
СОДЕРЖАНИЕВведение1 этап "Определение состава картины"2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине"3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"4 этап "Составление загадок и метафор по картине"5 этап "Преобразование объектов во времени"6 этап "Описание местонахождения объектов на картине"7 этап "Составление рассказов от лица разных объектов "8 этап "Смысловая характеристика картины"9 этап "Составление рассказов-фантазий"10 этап " Составление сказок нравственно-этического характера "11 этап "Составление рифмованных текстов по картине "АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫИгры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной
Формировать умение составлять рифмованный текст с помощью опорных схемРазвивать мыслительные операции детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картинеУчить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картиныУчить мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времениСформировать мыслительные операции ребенка, необходимые для составления загадок и метафорОбучить мыслительным операциям, ведущим к перечислению изображений на картинеУчить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувствЦель педагогического опыта: Совершенствование связной речи у детей дошкольного возраста, формировать мыслительные операции, развивать коммуникативные функции речи старших дошкольников и интеллектуально-творческие способности
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.
Данная работа даёт мощный толчок к развитию процессов, связанных с творчеством подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому, взрослым очень важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Предлагаемая работа необходима для детей дошкольного возраста, потому что она направлена на формирование умственных операций и развитие коммуникативных функций речи старшего дошкольника через использование картин, алгоритмов и опорных схем.
В первом этапе представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 5 - 7 лет мыслительным операциям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Во втором этапе рассмотрено педагогическое воздействие для составления осмысленного рассказа по картине и установления взаимосвязи между объектами. В третьем этапе представлена система игровых заданий для создания речевых зарисовок, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине. В четвертом этапе содержатся алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составления загадок и метафор.В пятом этапе дети учатся мыслительным операциям преобразования выбранных объектов во времени и составлению рассказа о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. В шестом этапе дети обучаются пространственной ориентировке на картине, активизируют в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учатся алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формируют умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
В седьмом этапе обобщаются знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточняются знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражняются в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.В восьмом этапе представлена углубленная работа по развитию мыслительных операций, ведущих к объяснению смысла изображенного на картине. Дети упражняются в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок.В девятом этапе используется игровой прием «Пришел в гости волшебник…» Дети учатся преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; составлять рассказы фантастического содержания.В десятом этапе дети обучаются приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учатся выводить мораль из составленного текста сказки.В одиннадцатом этапе дети познакомятся с моделями составления рифмованных текстов, будут обучаться умению составления рифмованного текста по содержанию картин
9 этап «Составление рассказов фантазий"Цели: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания.
Базовая информацияДля сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования: "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта); "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями); "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики); "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта); "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств); "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.). Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.
Методика работы с детьмиДля обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник…". Приглашаются волшебники: Волшебник Увеличения - Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование). Волшебник Деления - Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами). Волшебник Оживления - Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве). Волшебник Могу Все, Могу Только (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах). Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное). Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).
Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы: Что происходит с этим объектом? Какие ощущения он испытывает? Как он теперь воспринимает окружающий мир? Как окружающий мир относится к преобразованному объекту? Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований? Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром? Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов? Как окружение может согласоваться с измененным объектом?
Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времениВыбрать объект, изображенный на картине, либо его часть. Пригласить одного из Волшебников. Преобразовать объект или его часть. Составить фантастический рассказ.
10 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"Цели:обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки.
Базовая информацияДля составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана. Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления. Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого объекта по отношению к Случаю. Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств. Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.
Методика работы с детьмиПредложить детям сочинить сказку по картине. Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. Придумывание названия сказки.
Алгоритм мыслительных действийОпределить место событий. Выбрать героев, наделить их человеческими свойствами или характеристиками. Объявить Случай. Составить текст сказки. Придумать название сказки.
11 этап "Составление рифмованных текстов по картине"Цели:познакомить детей с моделями составления рифмованных текстовформировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин
Базовая информацияДля составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие. Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые. Слова в высказываниях должны рифмоваться. Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины.
Методика работы с детьмиРабота должна строиться в определенной последовательности. Сначала с детьми проводится игра "Складушки-ладушки", в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины. Затем педагог побуждает детей составлять двухстрочные рифмующиеся фразы. На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.
Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстовВыбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий. Подбор рифмующихся между собой слов. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста. В заключении работы выразительное чтение текста.
АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫПроблема обучения одаренных дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙВыделение объектов, изображенных на картине. Установление взаимосвязей между объектами. Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств). Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры). Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после). Описание местонахождения объектов на картине. Представление себя на картине в качестве одного из объектов. Поиски многозначности смысла сюжета картины. Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине. Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине. Составление рифмованных текстов по содержанию картины.
ОСНОВНЫЕ ШАГИ АНАЛИЗА ОБЪЕКТА КАРТИНЫВыбор основной (возможной) функции объекта. Перечисление составляющих объект элементов, частей. Обозначение сети взаимосвязей данного объекта с другими объектами, изображенными на картине. Представление возможных изменений данного объекта во времени. Выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками. Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, целесообразно проводить описанные ниже игры и творческие задания.
Спасибоза внимание!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАльтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 479 с. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001. - 52 с. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. - М.: Экономика, 1991. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества.// Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление дошкольников. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 1997. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителей.- Гомель: ИПП "Сож", 1999г.- 88с. Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореферат канд. диссерт.М.,1996. Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3. Григорович Л.А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. Ж. "Школа" -М.,1997, №2., с.49-53 Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. // Тезисы докладов Региональной научно - практической конференции "Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников". - Челябинск, 5 - 6 июня, 1998. - С. 13-15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. Дж. К. Джонс. Методы проектирования. -М., Мир, 1996. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. Докторская диссертация. М., 1990. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1988. Журавлева Н.М. Методика составления рифмованных текстов юмористического характера детьми дошкольного возраста.// Тезисы докладов 3-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 2 - 3 июня, 2000. -С.21-22. Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. - М., 1999. Золотой ключик" творческого мышления: Сборник методических материалов ДОУ № 277 г.Самары.\ Под ред. Т.А.Сидорчук. - Челябинск, 2000 - 84 с. Искорка творчества: Сборник методических материалов ДОУ №141 / Под ред. Т. А. Сидорчук. - Ульяновск, 2001. - 80 с. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.- 97с.
Ладыжинская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. - М., 1983. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига, изд-во "Эксперимент", 1994. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. - С.-Пб.,"ТРИЗ - ШАНС", 1995. - 39с. Нестеренко А.А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, из-во РГУ, 1995. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. М.: Педагогика, 1969. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1998. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1986. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М.: П., 1969. - 115 с. Родари Д. Грамматика фантазии: введении в искусство придумывания истории. - М., 1978. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Тула, 1993. Сборник методических материалов ДОУ № 167,147 г. Тольятти / Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2002. - 72 с. Сидорчик Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998.- 64 с. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск, 1997. - 74с. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ - инфо". 2000. - 44 с. Сидорчук Т.А., Самойлова О.Н., Хоменко Н.Н. Признак с именем "Размер". \ ж. "Пралеска" ( дашкольнае выханне). -Беларусь, Минск, №7, 1997 с. 9-12 Сидорчук Т.А., Самойлова О.Н., Хоменко Н.Н. Технологическая карта метода фокальных объектов (МФО). \ ж. "Пралеска" (дашкольнае выхаванне). -Беларусь, Минск, № 6, 1997 с.5-8
Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками. - М.: Педагогика, 1978. Творческие задания "Золотого ключика". /Авторы и составители Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева - Самара: ДОУ № 277, 2001. - 108 с Творческие задания в работе с дошкольниками: Сборник методических материалов НМЦ № 242 "Садко" /Под общ.ред. Т.А.Сидорчук. - Челябинск, 2000. - 112с. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: изд. РАО, 1994 Хоменко Н.Н. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ. Материалы к семинару, - Минск, 1995. Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления. Материалы к семинару по ТРИЗ. Минск. 1997. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 4 - 5 июня, 1999. - С.19-21. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983. - 213 с.