Формирование правовой культуры школьников средствами технологии развития критического мышления.

Формирование правовой культуры школьников средствами технологии развития критического мышления.
Г.П. Коровина, учитель истории и обществознания
МОУ Верещагинская средняя общеобразовательная
школа №121 Пермский край
Одним из перспективных направлений развития образования становится гражданско-правовое образование, которое готовит учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом, гражданском обществе. Одна из главных задач гражданско-правового образования - это формирование правовой культуры учащихся.
Правовую культуру можно рассматривать, как способность человека самостоятельно выбрать способ поведения, стратегию, тактику и стиль деятельности, основанных на осознании субъектом своих собственных целей, средств их достижения на основе нормативных требований общества или входящих в его состав социальных групп и ответственность за принятое решение и последствия его реализации (А.А.Леонтьев).
Работая с детьми среднего и старшего школьного возраста, пришла к выводу о том, что уровень сформированности правовой культуры у школьников был на недостаточном уровне (высокий уровень-17%, средний уровень-48%, низкий уровень-35%).
Думаю, что проблема недостаточной сформированности правовой культуры учащихся может быть успешно решена при использовании современных образовательных технологий. Основной компонент правовой культуры - осознанность - может быть сформирован в процессе обучения учащихся критическому мышлению. Наиболее эффективной, по моему мнению, является технология развития критического мышления. Ее разработали американские педагоги Курт Мередит, Чарзль Темпл, Джинни Стил. Считаю, что используя методы и приемы ТРКМ, можно активизировать деятельность учащихся, направленную на формирование умений принимать обоснованные решения, анализировать различные стороны явлений, выдвигать гипотезы и т.д., в которых проявляется правовая культура.
Поэтому главной целью своей работы считаю - создание условий для формирования правовой культуры учащихся, развития самостоятельности мышления, критичности ума средствами технологии развития критического мышления.
Принципиально важно в этой технологии выделение трех обязательных стадий: вызов – осмысление – рефлексия. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
На первой стадии, названной вызовом, происходит актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений и создаётся смысловое поле, в котором они будут работать в течение урока, пробуждается интерес к изучаемому вопросу. На этом этапе создаю условия для того, чтобы ученик активизировал свою память, своё знание по предложенной теме; за счёт предоставленной возможности, опираясь на предыдущие знания, мог строить прогноз о сущности или классификации тех или иных понятий, а также самостоятельно определять цели обучения, способы и средства их достижения. К видам вызова можно отнести проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и т.д. На этом этапе использую разные приемы: «мозговой штурм», составление списка «известной информации», рассказ- предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.д.
На второй стадии - осмысления - учащиеся изучают новую информацию, фиксируя, что им знакомо, что для них является новым, а что порождает вопросы. На этой стадии они анализируют собственные знания, обнаруживают свои пробелы, что позволяет им спокойно признавать и за другими право на ошибку. Таким образом, у них формируется терпимость к позиции другого. Только когда у учащегося появляется собственное суждение по поводу изучаемого знания или деятельности по решению учебной задачи, даю возможность сформулировать групповое мнение. На данном этапе успешно использую следующие приемы: инсерт, ведение различных записей (двойной дневник, бортовой журнал и т.д.), поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, «Заметки на полях» и т.д.
На третьей стадии - рефлексии - создаю условия для соотнесения обучаемым результата и учебных действий с задаваемыми им нормативными рамками деятельности с одной стороны, а с другой собственными целями, ценностями и возможностями. С этой целью организую межгрупповое взаимодействие учащихся на основе коммуникации, в процессе которой обеспечивается анализ результата и процесса, их оценка на основе сопоставления с теорией и внесение корректив в деятельность по привидению её в соответствие с нормой (теорией). Наиболее эффективными на этом этапе обучения являются используемые мной следующие приемы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям, написание синквейнов, эссе, дебаты, дискуссии и т.д.
Внедряя в практику технологию развития критического мышления пятый год, пришла к выводу, что организованная таким образом деятельность на уроке позволяет повысить интерес учащихся к процессу обучения, развивать способности школьников к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, умения принимать обоснованные решения, анализировать различные стороны явлений, выдвигать гипотезы, формировать социальную компетентность. Это позволяет стимулировать учащихся к сознательному, активному присвоению нового социального опыта, жизненных смыслов, выработать жизненную позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Основными критериями эффективности использования приемов технологии развития критического мышления считаю следующие:
-положительная динамика уровня сформированности правовой культуры учащихся, включающей умения принимать обоснованные решения, анализировать различные стороны явлений, выдвигать гипотезы;
- повышение мотивации обучения, познавательной активности школьников.
При оценивании уровня сформированности правовой культуры учащихся использую различные методики (методика изучения мотивов участия школьников в деятельности, приемы составления кластера и маркировки текста); тесты, а также анализ анкетирования, бесед, наблюдений, срезов, результатов участия учащихся в олимпиадах, конкурсах.
Об эффективности работы по формированию правовой культуры у учащихся свидетельствуют следующие результаты:
-30% школьников перешли на более высокий уровень. Одновременно при этом число учащихся, имеющих низкий уровень, уменьшилось (с 35% до 29%);
-повысилась мотивация обучения, т.к. повысилась активность участия школьников в различных конкурсах по истории;
- критичность мышления (умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые предположения и выводы) выражается у 2/3 учащихся 7-11 классов;
-наблюдается положительная динамика качества обучения учащихся при 100% успеваемости (история: 2007 год- 60%; 2008год- 62%, 2009 год-63%, 2010год- %; обществознание: 2007 год-56 %; 2008год- 60%, 2009 год-63%, 2010год- %);
- мои ученики подтверждают свои знания на ЕГЭ, выполнения части «С» ЕГЭ (анализ исторических документов) не вызывает у них больших затруднений;
-по результатам ЕГЭ по истории и обществознанию мои выпускники поступают в высшие учебные заведения (2008г-9%, 2009г-11%, 2010г-11%);
-мои ученики являются активными участниками, победителями и призерами конкурсов и олимпиад различных уровней (международный исторический конкурс-игра «Лис-любитель истории»- районный уровень: 2008 г -3 место; 2010г.- 2 место; «Знаток истории»-районный уровень: 2007г.-3 место; 2010г.- 3 место; ,2011г.- 1 место (районный и региональный уровень); Молодежный исторический чемпионат-районный уровень:2008г- 1 место, два 2 места, 3 место; 2009г. 3 место; олимпиада по истории-районный уровень: 2009г. -2 место; 2011г. -1 место; олимпиада по обществознанию-районный уровень: 2009г. -2 место, 3 место,2011г.- два 3 места; олимпиада по праву-районный уровень: 2009г.- 1 место; 2010г-. 2 место).
Таким образом, использование на уроках методов и приемов технологии развития критического мышления позволяет формировать правовую культуру у учащихся, развивать самостоятельность мышления, критичность ума.
Данный мой опыт был представлен на районном методическом объединении учителей истории (2009г).


·15