Формирование экономической грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности


Тема: «Формирование экономической грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности”

Примерное тематическое планирование
уроков математики с учётом
использования задач с экономическим содержанием
(преподавание ведется по УМК А.Г. Мордковича
“Алгебра в 7-9 классах”).

Цель:
-усиление практической направленности школьного преподавания через решение задач с экономическим содержанием на уроках математики;
-оптимизация системы задач, рассматриваемых в школьном курсе математики, в направлении, в большей степени учитывающем общий уровень мышления и психологию подростка.

Актуальную значимость сегодня приобретает вопрос усиления практической направленности преподавания, знакомства учащихся с особенностями труда в различных сферах деятельности, повышения их экономической грамотности.
На уроках математики реализация этой цели достигается за счёт включения в систему заданий, предлагаемых учебником, задач с экономическим и производственным содержанием.
Возможна организация работы по концентрической системе, что позволяет рассматривать экономические понятия, увеличивая объём знаний о них, с учётом возраста учащихся и имеющихся базовых математических знаний. При этом при переходе из класса в класс одно и тоже понятие может быть показано в разных аспектах, постепенно раскрываются его связи с другими объектами экономической теории, решаются более сложные задачи, связанные с данным понятием. При этом используется планирование учебного материала, соответствующее общеобразовательному курсу.

7 класс

Математика
Экономико-математические задачи

Математический язык и математическая модель.
Натуральное и товарное хозяйство.


Степень с натуральным показателем и её свойства.
Деньги, появление денег.

Одночлены. Арифметические действия над одночленами. Многочлены. Арифметические действия над многочленами.
Снижение и повышение цен на товар.

Линейная функция.
Спрос и предложение.

Функция Y=13 EMBED Equation.3 1415.13 EMBED Equation.3 1415
Равновесие на рынке.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Семейный бюджет.


8 класс

Математика
Экономико-математические задачи

Алгебраические дроби. Арифметические операции над алгебраическими дробями.
Отрасли народного хозяйства.

Квадратичная функция. Функция Y=13 EMBED Equation.3 1415
Спрос и предложение. Влияние неценовых факторов на положение кривых спроса и предложения.

Действительные числа.
Примеры функций в экономике.

Квадратные уравнения.
Производительность труда, грузоподъемность, рентабельность.

Неравенства.
Рынок и цены.


9 класс

Математика
Экономико-математические задачи

Рациональные неравенства и их системы.
Производство и сбыт товаров.

Системы уравнений.
Политическое ценообразование.

Числовые функции.
Спрос и предложение (выигрыш и потери общества).

Прогрессии.
Банковские операции.

Элементы теории тригонометрических функций.
Влияние неценовых факторов на рыночное равновесие. Сезонность. Реклама.


Результативность. Включение задач с экономическим содержанием в систему математических заданий способствует усилению практической направленности школьного преподавания,
В результате анализа данных, приведённых в задачах, учащиеся лучше понимают особенности труда в промышленной и предпринимательской деятельности. Кроме того, ответы на вопросы реальной жизни эмоционально воздействуют на школьников, ярче показывают нужность той или иной профессии.
Особенности организации и проведения уроков математики с экономической направленностью.

Цель:
-формирование глубоких, прочных, осознанных математических знаний и навыков, умения применять их для решения задач реальной жизни;
-активизация и интенсификация познавательной деятельности школьников;
-повышение интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
развитие и совершенствование навыков логического, аналитического мышления школьников;
-формирование базового уровня экономической грамотности, необходимой для уверенной ориентации в повседневной экономической деятельности;
-адаптация учащихся к изменениям, происходящим в жизни российского общества, и помощь в определении дальнейшей траектории обучения.

В зависимости от типа урока использование экономико-математических заданий позволяет решать различные учебно-воспитательные задачи.
1.На уроках изучения новых знаний цель решения задач с экономическим содержанием: заинтересовать учащихся в изучении новых понятий, стимулировать их активность, способствует качественному усвоению знаний.
2.На уроках обобщения и систематизации знаний и умений: формирование навыков практического применения математических знаний и умений, решение дифференцированных учебных заданий на более высоком уровне сложности.
3.На уроках контроля: выполнение проверочной функции.

Примеры заданий, используемых на уроках.
1.На наглядно-интуитивном или рефлекторном уровнях учащиеся уже знакомы с о многими экономическими понятиями. Необходимость перехода к формальному определению возникает при столкновении с реальной жизненной проблемой.
Например, изучение темы “Проценты” можно начать с задачи о распродаже: зимой ботинки стоили 1800 руб. На весенней распродаже их цена была снижена на 15%. Сколько стали стоить ботинки весной?
С подобными ситуациями ребенок достаточно часто сталкивается в жизни: распродажи, скидки, сезонные снижения цен используются многими торговыми организациями. Важным является то, что впоследствии дети, совершая покупки, с интересом находят новую или первоначальную цену того или иного товара, определяют, насколько выгодной оказалась покупка, тем самым, закрепляя вычислительный навык и свой знания о процентах.

2.В курсах алгебры 7-9 классов УМК А.Г.Мордковича приоритетной является функционально-графическая линия. Подавляющее большинство соответствующих задач не содержит подлинных проблем, возникающих в практической деятельности человека. Усвоение этого материала требует от большинства учащихся значительных усилий, поэтому учитель должен быть готов дать достаточно убедительный ответ на вопрос: “Зачем все это нужно?”. При этом обещание благ в отдаленном будущем не способствует усвоению абстрактных знаний. Поэтому после изучения соответствующих глав учебника рассматриваются задачи с экономическим содержанием.
Особый интерес проявляют учащиеся к задачам, непосредственно связанным с их деятельностью.
Например: “Спрос и предложение на школьные обеды в первую смену описываются уравнениями: Q=1/8 Р+12, Q=-4/Р+4,5, где Q – количество обедов в порциях, Р – цена в рублях.
а) Найдите равновесную цену и количество обедов, продаваемых по такой цене;
б) Заботясь о здоровье учащихся, администрация школы приняла решение о снижении стоимости одного обеда на 25%. Охарактеризуйте последствия такого решения, найдите величину дефицита.
в) Что произойдет, если цена на обед будет повышена до 9 руб.?”.
Решив задачу, дети могут проверить себя, так как в данном случае равновесная цена совпадает со стоимостью одного обеда в их школе.

3.При составлении текстов контрольных и самостоятельных работ целесообразно включать в них хотя бы одно задание практического содержания. Обычно это задания последней части, которые позволяют ученикам показать более высокий уровень знаний, проявить способность применять их в жизненных ситуациях, показать свой интерес к предмету.
В ходе анализа содержания задач различных УМК по алгебре автором было выявлено несоответствие используемой терминологии понятийному аппарату классического курса экономической теории, что ставит перед учителем проблему адаптации математической терминологии к принятой в экономике. Это важно сделать в целях формирования экономической грамотности учащихся и свободного овладения основными экономическими понятиями на научном уровне.

Результативность. Решение задач с экономическим содержанием на уроках математики служит основой формирования у учащихся глубоких, прочных, осознанных знаний, экономической грамотности. Анализ реальных жизненных ситуаций, ответы на вопросы практического характера используются для активизации и интенсификации познавательной деятельности, повышению интеллектуального и творческого потенциала, развитию и совершенствованию навыков логического, аналитического мышления школьников. Знакомство с особенностями труда в различных сферах деятельности помогает учащимся в определении дальнейшей траектории обучения.
Решение задач с экономическим содержанием способствует обобщению и систематизации знаний учащихся, тренировке и совершенствованию их вычислительных навыков.
В результате решения хорошо составленных задач с экономическим и производственным содержанием учащиеся знакомятся с прикладным значением математики, осознают её роль в современной культуре и развитии общества в целом.
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

Цель:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
-совершенствование необходимых знаний, тренировка умений и навыков;
-развитие логического, аналитического, образно-ассоциативного мышления, воображения;
-создание на уроке комфортной психоэмоциональной атмосферы, способствующей продуктивной учебной деятельности.

Для активизации познавательных способностей учащихся Фадина О.Г. использует на уроках разнообразные приёмы работы: отгадывание и составление кроссвордов различных типов, практические работы, мозговые атаки, приём “отгадай термин”, составление схемы и др.

Кроссворд.
Для закрепления знаний и проверки уровня усвоения учащимися
экономических понятий используются кроссворды, которые, в зависимости от цели, составляют или разгадывают дети.
Обычный кроссворд. (см. Приложение)
По образцу и подобию матрицы “Адам Смит” построй собственную матрицу. В клетки первой строки запишите свои имя и фамилию. В столбцы впиши экономические термины. Начинающиеся с букв твоего имени и фамилии. Термины не должны повторяться.

А
Д
А
М

С
М
И
Т

К
И
В
Е

Т
О
Н
Р

Ц
В
А
Р

О
Н
Ф
У

И
И
Н
К

И
Е
Л
Д

Я
Д
С
А

М
Т
Я



Е

Н

О
А
Ц



Н

Т

С

И



Д

И

Т

Я





Л

Ь







И









С









Т







Проверь себя. Достань из мешка буквы и расставь их в пустые клетки таким образом, чтобы можно было прочитать известные тебе экономические термины.
C
*
О
* Ч
М *
Б * Н * К * Т * К*П*Р*
С
*
Ь


Практическая работа.
В настоящее время одной из основных задач обучения на уроках математики становится формирование навыков сбора, обработки и анализа информации, работы с такими источниками информации, как газеты, журналы, компьютерные программы, интернет, умение применять математические знания и навыки в жизненных ситуациях. Одним из способов реализации данных задач являются практические работы.

Практическая работа включает в себя 3 этапа:
-сбор информации;
-обработка полученных данных;
-анализ полученных результатов.

Например, после изучения темы “Семейный бюджет”, предполагается выполнение практической работы по анализу бюджета своей семьи.
Составьте вместе с родителями бюджет своей семьи на будущий месяц. Через месяц проверь его исполнение, определи остаток или нехватку денег. Как вы решили вопрос, если возникла нехватка денежных средств?
Доход Расход
Зарплата отца Оплата квартиры
Зарплата матери Оплата телефона
Стипендия сестры Продукты
Пенсия бабушки Подарок сестре на день
Другие доходы рождения
Другие расходы
Итого Итого
Остаток

Главным в работе является то, что ребенок делает свои предположения о возможности экономии или увеличения расходов на что-либо, за счёт чего это можно сделать, какие покупки необходимы семье в ближайшее время и каким образом семья может сделать для этого сбережения. Работа носит творческий характер и не предполагает сбор точных данных о финансовом состоянии данной семьи.

Мозговая атака (брейнсторминг).
Все участники разбиваются на две группы. Первая группа - “генераторы идей”. Они должны в течение короткого периода времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который не участвует в генерации, а только фиксирует все возникающие идеи.
Вторая группа - “аналитики”. Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.

Примечание: группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности; проводя второй первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг, то есть аналитики становятся генераторами и наоборот.
Во время проведения мозговой атаки учитель выступает в качестве организатора. Он кратко излагает суть проблемы и правила проведения мозговой атаки. Основное правило: строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений.

Таблица “мозговой атаки”.
Можно ли сделать продукт или работу более легким?
Можно ли найти для этого непортящуюся или более прочную форму?

Можно сделать что-либо для ускорения процесса?
Можно ли сделать это более безопасным?

Можно ли сделать это более приятным?
Можно ли сделать это более полезным?

Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?
Можно приспособить это к чему-нибудь другому?

Можно ли сделать это более надежным?
Можно ли что-нибудь добавить в это, чтобы повысить его полезность?

Каким другим образом можно сделать это более эффективно?
Можно ли соединить и развить вместе с другими изобретениями?

Можно ли сделать это более дешевым?
Можно ли сделать это более удобным в использовании или более портативным?

Можно ли сделать это более привлекательным и ярким на вид?
Можно ли улучшить способы распространения?

Можно ли расширить сферу использования этого, сделать его многоцелевым?
Можно ли улучшить упаковку?

Можно ли сделать это более дешевым?
Что еще можно улучшить?


Примеры объектов для мозговой атаки: школьный дневник; уборка классного кабинета.

Прием “Отгадай термин”.
Выбирается один водящий. Ученики загадывают понятие или термин. Водящий должен отгадать его. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: “да”, “нет”, “отчасти”. Чтобы игра проходила более организованно. Можно поставить такие условия. Чтобы между новым вопросом и ответом прошло не более минуты. А также ограничивать количество вопросов до 10 (то есть кто в ответах на 10 вопросов не угадал термин, уступает место другому ученику). Игра приучает участников логически размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы. Приходить к правильным выводам.

Прием “Составление схемы”.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно завершить неоконченную схему, установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы.
Тема: “Линейная функция, 7 класс.”
В процессе изучения темы учащиеся рассматривают способы задания функции на примере функций спроса и предложения, знакомятся с экономическими понятиями спроса и предложения, их свойствами, расположением кривых спроса и предложения в координатной плоскости.

Предложенный вариант.
Функция спроса
показывает зависимость



Функция спроса может быть задана









П р и м е р ы

















Завершенный вариант
Функция спроса
показывает зависимость спроса
от определяющих его факторов


Функция спроса может быть задана


Математической
формулой
Q=f(P),
при неизменных
остальных
условиях
Шкалой спроса
Цена P Объём 13 EMBED Equation.3 1415

P( 13 EMBED Equation.3 1415(
Линией спроса
P





0 Зависимая 13 EMBED Equation.3 1415
переменная


П р и м е р ы




13 EMBED Equation.3 1415=260-12P
P, $ Q, шт.
5 200
10 140
15 80
20 20
P, $
20
15
10
5

0 100 200 Q, шт.













Использование на уроках приёмов активизации познавательной деятельности является важным элементом создания на уроке комфортной психоэмоциональной атмосферы, что, в свою очередь, делает процесс совершенствования знаний, тренировки умений и навыков более эффективным. Работа с различными источниками информации (газеты, журналы, компьютерные программы, интернет), необходимость логически связать понятия или факты, провести анализ информации, сделать вывод способствуют развитию логического, аналитического, образно-ассоциативного мышления, воображения учащихся.




Использование метода математического моделирования на уроках решения задач с экономическим содержанием.

Цель:
-формирование умения описывать реальные жизненные ситуации на математическом языке с помощью математических моделей, работать с полученной моделью, на основе полученного результата делать вывод соответствующий рассматриваемому реальному процессу или ситуации;
-развитие логического мышления, умения выделять главное, интереса к предмету;
-способствовать самоопределению учащихся с дальнейшей траекторией обучения.

В настоящее время для ответа на вопросы, возникающие в различных областях знаний (экономика, физика, химия, лингвистика и др.) и практических исследованиях, применяются математические модели. Поэтому к важнейшим социальным компетенциям современного ученика сегодня относится умение составлять математические модели и работать с ними.
Модели экономических процессов и ситуаций, рассматриваемые на уроках Фадиной О.Г., разнообразны: уравнения, графики функций, неравенства и др.

При решении задач используются 3 этапа математического моделирования:
-постановка экономической проблемы и её качественный анализ;
-построение экономико-математической модели, этап формализации экономической проблемы, выражение её в виде конкретных математических зависимостей и отношений;
-математический анализ модели. Формулировка ответа на вопрос задачи.

Урок по теме “Одночлены. Арифметические действия над одночленами”.
Решите задачу, выделяя три этапа математического моделирования.
В магазин привезли апельсины, лимоны и мандарины, всего 700 кг. Мандаринов привезли в два раза больше, чем лимонов, а апельсинов на 500 кг больше, чем лимонов. Известно, что 1 кг лимонов стоит 60 рублей, мандаринов – 45 рублей, апельсинов – 40 рублей. Какую выручку получил магазин от продажи каждого вида фруктов?
Решение.
Первый этап. Составление математической модели.
Пусть привезли x кг лимонов, тогда мандаринов привезли 2x кг, а апельсинов-(x+500) кг. Всего привезли (x+2x+x+500) кг фруктов, что составило 700 кг. Учитывая цены фруктов, получим, что выручка составит: 60x+45*2x+40*(x+500) рублей.
Составим математическую модель ситуации: x+2x+x+500=700.
Второй этап. Работа с математической моделью.
Решим уравнение: x+2x+x+500=700;
4x=700-500;
4x=200;
x=50.
Итак, x=50 – решение уравнения.
Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
За x кг мы приняли массу лимонов, поэтому лимонов привезли 50 кг. Мандаринов было в два больше, то есть 100 кг, а апельсинов на 500 кг больше, чем лимонов – 550 кг.
Найдем выручку: 60*50+100*45+550*40=26800(руб.).
Ответ: выручка составила 26800 руб.

Результатом решения задач методом математического моделирования на уроках является формирование умения описывать реальные жизненные ситуации на математическом языке с помощью математических моделей, работать с полученной моделью, на основе полученного результата делать вывод соответствующий рассматриваемому реальному процессу или ситуации; развитие логического мышления, умения выделять главное, интереса к предмету.
Решение задач реальной жизни способствует самоопределению учащихся с дальнейшей траекторией обучения.




Использование адаптивной системы обучения на уроках, организация работы в парах и группах.

Цель:
-повышение активности каждого ученика в течение всего урока;
-обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
-обеспечение мотивации познавательной деятельности ученика на уроке;
-организация самоконтроля и взаимоконтроля учащихся в процессе учебной деятельности на уроке;
-формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся;
-активизация творческих способностей школьников;
-обеспечение дифференцированного подхода к оцениванию знаний учащихся.

Фадиной О.Г. внедряются в учебный процесс элементы адаптивной системы обучения, которая позволяет осуществить помощь каждому ученику для достижения им оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с природными задатками и способностями.
Для управления познавательным процессом, обеспечения самостоятельной деятельности учащихся в рамках социального взаимодействия, самоконтроля и взаимоконтроля в течение всего урока применяются индивидуальные рабочие карты:

Фамилия, имя, отчество учащегося


Проверка домашнего задания


Изучение нового материала


Закрепление


Самостоятельная работа


Итоговая оценка



На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает себя или другого ученика по тем критериям, которые дает учитель.
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить свой результат в течение урока или на следующем уроке по данной теме, используя помощь учителя, других детей или работая самостоятельно. В конце урока обязательно проводится итоговая рефлексия. Таким образом, после занятия оценку получает каждый ученик. Отметка “два” не выставляться в журнал на рабочем уроке, может не выставляться и другая оценка, если ученик не доволен ею.
Актуальную значимость сегодня приобретает формирование у учащихся умения работать в коллективе, в паре, в группе: выслушать и объективно оценить чужое мнение, помочь однокласснику выполнить учебное задание, осуществить взаимопроверку, решить свою часть задачи и сделать общий вывод и др.
Кроме того, одним из критериев эффективности урока при использовании адаптивной системы обучения является обеспечение сопричастности ученика к деятельности других.
Простейшими формами включения ученика во взаимодействие с другими является работа в парах и группах на уроке.

Работа в группе. Урок по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей 5 класс”.
1.Группа учащихся получает карточку.
2.Каждый выполняет 1 действие и передает карточку следующему ученику.
3.Результат работы группы – вычисление сдачи от покупки.

Выразите цены в рублях и выполните вычисления

Покупки
Цена
Было (руб.)
Осталось (руб.)

Хлеб
5 руб.35 коп.
100


Молоко
11 руб. 8 коп.



Печенье
12 руб. 60 коп.



Творог
17 руб. 5 коп.



Чипсы
9 руб. 77 коп.



Йогурт
18 руб. 9 коп.





Сдача
руб.


Урок по теме “Сложение чисел с разными знаками 6 класс”.
1.Группа учащихся получает карточку.
2.Каждый выполняет 1 действие и передает карточку следующему ученику.
3.Результат работы: формирование у учащихся знания о понятии “деньги”.

Выполнив вычисления и расставив соответствующие результатам буквы по порядку, вы узнаете, как называется особый товар, который используется в качестве всеобщего эквивалента посредством которого выражается стоимость всех других товаров.
17+(-5) 0,32-н
-21+19 -2/5-и
-3,84+4,16 12-д
6,1+(-8,3) -2,2-ь
-0,5+6 5,5-г
-1+0,6 2-е
Ответ: деньги.

Работа в парах. Взаимообмен заданиями.

1.Каждый ученик дома сочиняет и решает задачу по пройденной теме, подобную тем, которые были решены на уроке.
2.Решение задачи ученик сдает учителю, а карточку с заданием отдаёт однокласснику, который решает полученное задание на уроке или дома. (см. Приложение).

Урок по теме “Линейная функция”.

Пара учащихся получает задание:
“1) 1 вариант: постройте график функции Q=5-P.
2 вариант: постройте график функции Q=0,5P+2.
2) Предположим, что P – цена в рублях, Q – его количество. Какие значения могут принимать P и Q?
3) 1 вариант: часть какой из этих прямых может служить графиком функции спроса? Выделите соответствующую часть прямой.
2 вариант: часть какой из этих прямых может служить графиком функции предложения? Выделите соответствующую часть прямой.
4) Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.”

Урок по теме “Сочетания”.
Пара учащихся получает 8 поэтических строк.
Задание: Выполните вычисления и найдите строку, соответствующую ответу. Расположите эти строки последовательно друг под другом, и у каждого получится четверостишие. Среди строк есть 2 с одинаковыми числами, подумайте какая из них подходит к вашему четверостишию.
I вариант. II вариант.
1) 4!; 1) 6!;
2) 5!-3!; 2) 6!-3!;
3) 13 EMBED Equation.3 1415; 3) 13 EMBED Equation.3 1415;
4)13 EMBED Equation.3 1415; 4) 13 EMBED Equation.3 1415;

Проверка: расставленные в верном порядке строки составляют стихотворение, которое читает один из учеников.
Результат: I вариант
24 Запомни то, что Гаусс всем сказал:
114 “Наука математика - царица всех наук”.
272 Не зря поэтому он завещал
10 Творить в огне трудов и мук.
II вариант
720 Безмерна роль её в открытии законов,
714 Создании машин, воздушных кораблей.
1320 Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
10 Каких дала история до наших дней.

Работа группы в парах переменного состава.
1.Каждый ученик группы получает карточку. Выполняет все задания карточки. Если возникают вопросы, то обращается за консультацией к учителю.
2.Образовывает пару с учеником, также выполнившим все задания своей карточки.
3.Обменялись с партнером первыми заданиями: научил решать задание.
4.Начали работать самостоятельно с остальными заданиями новой карточки.
5.После окончания работы сверяют ответы с партнером. Если ответы совпадают, то данная пара распадается, и каждый может образовать новую пару.

Карточка с дифференцированными заданиями по теме “Математический язык. Математическая модель. 7 класс.”

I уровень:
1.Переведите с математического языка на обычный следующие выражения:
а)13 EMBED Equation.3 1415; б)13 EMBED Equation.3 1415+13 EMBED Equation.3 1415; в)13 EMBED Equation.3 1415; г)13 EMBED Equation.3 1415.

2.Запишите на математическом языке:
а) Сумму чисел a и b; б) полуразность чисел p и q;
в) частное от деления числа z на разность чисел x и y;
г) куб разности чисел m и n.

II уровень:
1.Составьте математическую модель данной ситуации.
Во втором цехе работают x человек, в первом – в 4 раза больше, чем во втором, а в третьем – на 50 человек больше, чем во втором. Всего в трёх цехах работают 470 человек.
2.Решите задачу, выделяя три этапа математического моделирования.
Процентная ставка банка составляет 18% годовых. Положив в банк некоторую сумму, вкладчик получил через полгода 2398 рублей. Какая сумма была положена в банк.

При самостоятельной работе закрепление знаний происходит на репродуктивном или вариативном уровнях. То есть при применении их в сходных ситуациях. Творческие же задания требуют применения знаний в изменённых ситуациях.

Результативность. Усвоение знаний. Формирование умений и способов действий на уроке по изучаемой теме. Воспитательная цель достигается за счет социализации мышления в процессе взаимодействия, поддерживается достаточно высокий уровень активности учащихся.




Формы внеурочной работы по развитию экономической грамотности.

Цель:
-формирование и развитие экономической культуры учащихся;
-расширение, углубление и совершенствование знаний школьников;
-активизация познавательного интереса детей;
-помощь учащимся в профессиональной ориентации.

Большое внимание педагог уделяет организации внеурочной работы: факультативных и индивидуально-групповых занятий по экономике и решению математических задач с экономическим содержанием в 8-11 классах.
Осуществляя идею предпрофильной подготовки. Фадина О.Г. разработала элективный курс для учащихся 9 класса “Решение задач с экономическим содержанием”, рассчитанный на 34 часа. Основная цель программы элективного курса состоит в формировании у учащихся 9–х классов прикладной математической культуры, базового уровня экономической грамотности, необходимой для уверенной ориентации в повседневной экономической деятельности, адаптации учащихся к изменениям, происходящим в жизни российского общества. Материал курса подобран таким образом, что освоить его смогут учащиеся, не изучавшие раньше экономику, а школьники, уже знакомые с основными экономическими понятиями, углубляют и расширяют имеющиеся знания.

Учебно – тематический план курса.


п/п
Наименование тем
Всего часов
Форма контроля

1
Альтернативная стоимость
Кривая производственных возможностей
6
Самостоятельная работа

2
Полезность
2
Самостоятельная работа

3
Спрос
Предложение
Рыночный спрос и рыночное предложение
7
Защита проекта


Контрольная работа
1


4
Рыночное равновесие
Политическое ценообразование
5
Самостоятельная работа в парах

5
Производительность труда
Проценты в жизненных ситуациях
Снижение и повышение цен на товар
6
Защита проекта

6
Банковские операции
Простые и сложные проценты
6
Самостоятельная работа. Взаимообмен знаниями


Контрольная работа
1



Организация внеурочных занятий несколько отличается от обычной: необходимо не только решить задачу, но и выполнить экономический анализ полученных результатов, высказать предположения о возможных последствиях тех или иных действий.
Являясь классным руководителем, Фадина О.Г. проводит классные часы с экономико-математической тематикой: “Поговорим о деньгах”, “Этикет – вежливость бизнесмена”, “Математическая ярмарка”, “Бизнес - викторина” ( см. Приложение).
Занятия, на которых ученик имеет возможность побывать в роли представителей различных профессий, способствуют их профессиональной ориентации, а так же всестороннему развитию личности.

Примеры возможных заданий.

Конкурс директоров фирм.
Директорам предлагается составить деловое письмо, используя следующие слова в том порядке, в котором они записаны: дом, собака, колбаса, вагон, время, терпение.

Конкурс менеджеров по рекламе.
В каждой фирме есть менеджер по рекламе. Задача менеджера подготовить рекламу товаров, которые не пользуются спросом. Реклама должна быть такой, чтобы каждому представителю чужой фирмы хотелось приобрести этот товар.
Например, резиновые сапоги, алюминиевая кружка.

Результатом этой работы является формирование и развитие экономической культуры учащихся, расширение, углубление и совершенствование знаний школьников; активизация познавательного интереса детей; помощь учащимся в профессиональной ориентации.

Диагностика. Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся

Цель: оценка уровня знаний, умений и навыков учащихся.

1.Использование групповых или индивидуальных рабочих карт (см. выше).

2.Использование приемов самопроверки и взаимопроверки.

Математический диктант с взаимопроверкой.
Математический диктант проводится обычно в начале урока с целью проверки усвоения учащимися базового уровня знаний. Время работы 7-10 минут. Проверка правильности выполнения заданий осуществляется на том же уроке с помощью само или взаимоконтроля.
Математический диктант, в отличие от устной работы, позволяет учителю проверить готовность к уроку каждого школьника, а самому ученику оценить уровень своих фактических знаний.
Самопроверка или взаимопроверка следуют сразу за выполнением задания. Эмоциональное отношение к результатам оказывает существенное влияние на мотивацию познавательной деятельности учащихся, активизируют мыслительный процесс.
Пример. Урок по теме “Нахождение числа по дроби и дроби от числа”.
Найдите:
-0,5 от 0,1;
-25% от 140 г;
-значение величины, если 13 EMBED Equation.3 1415 от неё равны 12 л;
-13 EMBED Equation.3 1415 от 6,3 кг;
-значение величины, если 2,3 от неё равны 2, 07 руб.
Время выполнения 5 минут.

3. Тестовые задания.
Тестовые задания используются для проверки математических знаний, умений и навыков учащихся, а также уровня усвоения ими основных экономических понятий, рассмотренных при решении задач с экономическим содержанием (обычно это тесты входного и итогового контроля). Тесты второго типа проводятся обычно в начале и в конце учебного года по одним и тем же текстам, что позволяет увидеть изменение уровня экономической грамотности учащихся в за прошедший период.
Пример. Фрагмент теста для 8 класса. (№6 из списка литературы).
Вопрос 1: что такое экономика? (варианты ответа - хозяйство, наука, и то, и другое).
Вопрос 2: чем измеряется производительность труда? (варианты ответа - количеством продукции, произведённой одним работником за единицу времени; количеством продукции, изготовленной предприятием за год; количеством продукции, произведённой всем предприятием за единицу времени).

4. Контрольные и самостоятельные работы.
С целью проверки умения применять математические знания и навыки при решении прикладных заданий в тексты контрольных и самостоятельных работ включаются задачи с экономическим содержанием, обычно это задания повышенного уровня сложности, соответствующие оценке “5”.

Пример. Контрольная работа по теме “Прогрессия”, 9 класс.
-найдите одиннадцатый член арифметической прогрессии 8,4; 8; 7,6;
-найдите девятый член геометрической прогрессии 13 EMBED Equation.3 1415;13 EMBED Equation.3 1415;13 EMBED Equation.3 1415;
-сумма третьего и шестого членов арифметической прогрессии равна 2. четвёртый её член на 6 меньше первого. Найдите первый и пятый члены этой прогрессии.
-найдите все значения x, при которых значения выражений 13 EMBED Equation.3 1415;13 EMBED Equation.3 1415;1 являются тремя последовательными членами геометрической прогрессии.
-задача с экономическим содержанием: пусть ежегодно в течение 6 лет делаются взносы в размере 1000 руб. какова будет общая сумма, если процентная ставка составляет 7% годовых?

Результативность: проверка математических знаний, умений и навыков учащихся, а уровня усвоения ими основных экономических понятий, рассмотренных при решении задач с экономическим содержанием.




Литература.

1.Стандарт основного общего образования по математике
2.Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый курс).
3.Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный курс).
4.Программа по математике
5.Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. –М.,1992.
6.Волович М.Б. Лёгкий предмет – математика.-Народное образование. –1989 -№9.
7.Волович М.Б. Методические рекомендации учителю. –М: Linka – press, 1995.
8.Волович М.Б. Наука обучать. –М: Linka – press, 1995.
9.Волович М.Б. Ключ к пониманию алгебры. –М.: Аквариум, 1996.
10.Волович М.Б. Ключ к пониманию геометрии. –М.: Аквариум, 1996.
11.Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. –М.:Просвещение,1991.
12.Гин А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. –М.: Вита – Пресс, 1999.
13.Гузик Н.П. Учить учиться.-М,1981.
14.Дугарова Д.И. Экономическая грамотность – необходимое условие профориентации Математика в школе 1987, №5.
15.Дьяченко В.К. Обучение по способностям.-Народное образование.-1994.-№2-3.
16.Дьяченко В.К. Организованная структура учебного процесса и её развитие.-М.: Педагогика, 1989.
17.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. –М.: Просвещение, 1991.
18.Заиченко Н.А. Букварь для «Рокфеллеров»: учебное пособие для учащихся 6-8 классов. СПб: СМИО Пресс, 2000.
19.Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, - Ь: Издательский центр “Академия”, 1999.
20.Махмутов М.И. проблемное обучение.-М.: Педагогика, 1975.
21.Мишук И.Н. Урок – практикум: вопросы экономики в V – VI классах Математика в школе 2003, №8.
22.Мордкович А.Г. Алгебра 7 класс (учебник) – М: Мнемозина, 2012
23.Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н. Тульчинская Е.Е, Алгебра 7 класс (задачник) – М: Мнемозина, 2012
24.Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс (учебник) – М: Мнемозина, 2012.
25.Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н. Тульчинская Е.Е Алгебра 8 класс (задачник) – М: Мнемозина, 2012.
26.Рябикина А.А., Быкова Т.В. Основы микроэкономики. Что такое спрос и предложение – СПб: Лань, 1997.
27.Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.-М.: Педагогика, 1990.
28.Филиппов В.М. Модификация российского образования: Обновление школы. Единые государственные экзамены: Правда и домыслы. – М: Дрофа,2002.
29.Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М., 1994.
30.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.,1996.
31.Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.:Педагогика, 1987.
32.Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.:Педагогика, 1987.
33.Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989.
34.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. –М., 1988.
35.Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1989.






















13PAGE 15


13PAGE 141715




Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native