Умения практического использования правовых знаний в роли гражданина, будущего избирателя на уроках обществознания в 11 классе


Умения практического использования правовых знаний в роли гражданина, будущего избирателя на уроках обществознания в 11 классе.
Курс обществознания в 11 классе (Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.) направлен на воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, приверженности к демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
Умения практического использования правовых знаний наиболее ярко проявляются в ходе проведения «Уроков демократии». Цель этих занятий – повышение правовой культуры будущих избирателей; повышение гражданской активности молодых людей; ознакомление детей с историей нашего государства, символами власти, демократическими принципами, институтами власти в России.
Например, учащимся предлагается викторина, состоящая из 3-х туров. Для этого необходимо сформировать группы «Избиратели», «Депутаты», «Мэры», «Президенты».
1 тур – «Из истории»
- Почему город становился столицей государства и для чего она необходима?
- Назовите дату основания Москвы.
- Кто считается основателем Москвы?
- Какие вам известны столицы нашего государства в разное время?
2 тур - «Символы власти»
- Что такое символы власти?
- Назовите все символы нашего государства и объясните их предназначение и важность.
- Кто знает слова нашего гимна наизусть и может их прочитать принесёт команде дополнительные балы.
3 тур – «Конституция и права человека»
- Что такое Конституция РФ?
- Когда и как была принята Конституция РФ?
- Кто является главой государства?
- Каковы полномочия президента России?
- Почему необходимо принимать участие в выборах?
- Как осуществляется голосование?
- Как происходит подсчёт голосов? и т.д.
Очень интересным является конкурс по подготовке и презентации плакатов.
Каждая команда получает заготовки человечков на плакатах формата А1 и задание наделить необходимыми качествами, чертами лучшего избирателя, мэра, президента, депутата «безликих» до этого фигур, согласно полученным заданиям. Среди качеств идеального депутата ученики называли целеустремлённость, образованность, ответственность, честность, справедливость, решительность, организованность и т.д. Лучшими чертами избирателя, по мнению ребят, являются рассудительность, патриотизм, уверенность в своём выборе и т.д. Качества, присущие идеальному мэру – исполнительность, законопослушность, порядочность, трудолюбие и т.д.Творческим заданием является составление наказов депутату. Вот пример одного из таких наказов: Уважаемый депутат! Жители нашего города проголосовали за Вас, так как ваша политика соответствует пожеланиям большинства граждан России. Но мы бы хотели обратиться к Вам с некоторыми просьбами. Мы, ученики МОУ СОШ №5, просим Вас помочь в выделении денег на строительство нашей школы; развлекательных центров для детей, молодёжи, молодых семей; спортивных площадок для занятия разными видами спорта. На наш взгляд это отвлечёт молодёжь от вредных привычек. Очень надеемся, что Вы не останетесь равнодушны к нашим просьбам. Заранее благодарны. Ученики МОУ СОШ №5 г. Миллерово.
Также умения практического использования правовых знаний в роли гражданина, будущего избирателя проявляются в написании сочинений на следующие темы:
«Если бы Президентом выбрали меня…», «Если бы депутатом выбрали меня…», «Как я был на избирательном участке…» и т. д.