Конспект урока-сотрудничества по русскому языку по теме «Подготовка к сочинению «Зимняя сказка» 
Урок-сотрудничества 
Творческая мастерская письма 
Тема урока:  
Подготовка к   сочинению   «Зимняя сказка».
Задачи урока:  
Подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения;
Организовать поиск лексики определённой тематической группы;
Развитие дара речи и творческих способностей учащихся;
Воспитание чувства прекрасного, товарищества, взаимопомощи.
 
Оборудование:  репродукции картин о зиме; рисунки детей; карточки с текстом; карточка с письмом; буквы из разрезной азбуки;   магнитофон; диск с песней; снежинки из бумаги.
Ход урока.
Организационный момент.
(Классы разбиты на группы)
- Сегодня у нас необычный урок. Вы видите, что вместе на один урок собрались ученики двух классов. Вы покажите свои знания, умения работать в группах. Помните, что нужно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и успех своей группы.
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, что у меня в руках? (копилка)
- Поднимите руки, у кого дома есть копилка. Что вы в них копите?
- У вас на столах тоже есть копилки – это листочки. Как вы думаете, чем вы будете наполнять свои копилки? (словами, мыслями)
- Правильно, потому что сегодня вы все находитесь в творческой мастерской слова, мысли. Но это ещё и что-то таинственное, волшебное, сказочное должно быть. Сейчас мы должны опустить в копилку первое слово.  Но оно рассыпалось, соберите его.
(из букв разрезной азбуки составляется слово    С     Н     Е     Ж     И     Н      К     А)
- Объясните орфограммы в этом слове. 
(Открывается на доске первая часть темы. Стук в дверь, заносят письмо.)
- Какое необычное письмо мы получили. На что оно похоже? (на снежинку). Давайте прочитаем письмо от снежинки. 
                                              Дорогие ребята!
     Сегодня я перенесу вас в свои владения. И это будет зимняя сказка. Для того, чтобы попасть в зимнюю сказку, вам нужно, прежде всего, сделать маленький снегопад, вспомнить стихотворения, в которых поэты воспевают чудесную сказку русской природы, собрать в свои копилки самые красивые волшебные слова, предложения о снеге, зиме. 
                                               
 - Чем же мы будем сегодня заниматься в нашей творческой мастерской? Дома вы вырезали снежинки, давайте помашем ими, слушая песню о снежинках. (включается диск с песней «Снег кружится») 
 - Ну вот, у нас и получился настоящий снегопад.   Разве это не изумительное явление природы – падающий хлопьями снег! Он покрывает всю землю.
Работа с предложением и текстом.
-  Ребята, а чем красив наш посёлок? Составьте и запишите предложения, обсудите их в группах, лучшее зачитайте классу.
(Наш посёлок  утопает в белом пушистом снегу. Ходить зимой можно только по протоптанным дорожкам, чуть влево или вправо – ты по колено в снежном покрывале!)– У вас на партах листочки, на которых отрывок текста из произведения Мамина-Сибиряка. 
      Ваша задача вместо точек вставить в текст  прилагательные. Восстановите текст в соответствии с настроением.
     Наступила уже … зима. Земля была покрыта  …. ковром. Не осталось ни одного … пятнышка. Даже … бёрёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно … пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую … шубу. Да, чудесно, хорошо было кругом!
Физминутка.
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту глядим.
И снова наверх – где снежинка летит?
Глазами повертим, поищем её.
И снова за дело. Немного ещё.
Составление рассказа о снежинке.
- Посмотрите на свои снежинки. Объясните, какой вы её видите? В чем её красота? Напишите о своей снежинке.
- Почитайте свои маленькие истории в группах, выберите лучшее. (Лучшие читаются классу, ученики делают записи в свою копилку).
Путешествие по художественной галерее.
 - А теперь вместе со снежинкой отправляемся в импровизированную художественную галерею. Какие русские художники признались в любви зиме. (рассказы детей о картинах от   групп)
  
А.К. Саврасов «Зима» И.И. Шишкин «Зима» И.И. Левитан «Зимой в лесу»
 
 - Среди нас тоже есть юные художники. Чем же им понравилась зима? Что в них видят волшебного? (рассказы детей по своим рисункам)
   
- Запишите в свои копилки ответ на вопрос: за что я люблю зиму? (за прекрасные забавы, за развлечения, за праздники …)
Работа со стихотворениями.
 - Русской красавице зиме посвящено много изумительных строк. Эти замечательные строки зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота, прелесть зимней сказки нас окружает. Чудесное рядом, и мир прекрасен! Давайте вместе  искать волшебное в строчках русских поэтов и запишем  в свои копилки. Это ещё одно задание от Снежинки. Кто больше найдёт волшебного необычного, тому легче будет написать зимнюю сказку. 
(Стихи читают подготовленные ученики)
Подведение итогов.
Домашнее задание: используя свою копилку, напишите сочинение о зиме, её красоте и волшебстве.