Сценарий семейного клуба в рамках проектной деятельности по здоровьесбережению
Семейный клуб
«МУЗЫКА – ДВИЖЕНИЕ – ЗДОРОВЬЕ!»
Подготовили и провели:
Музыкальный руководитель Руденко О.В.
Инструктор по физической культуре Карякина С.Н.
Москва 2015
Цель:
- Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими совершенствованию опорно-двигательного аппарата, укреплению и сохранению осанки дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада, повышению жизненного тонуса, гармоничному развитию детей.
- Формировать у родителей мотивацию здорового образа жизни, ответственности за здоровье своих детей.
Ведущий 1. Уважаемые родители, здравствуйте! (слайд № 1)
Мы рады вас приветствовать на первой встрече нашего семейного клуба. В течение года мы будем приглашать вас 1 раз в месяц на такие мероприятия. Тематика их будет разнообразна. Сегодня же мы собрали вас на тему: «Музыка – движение – здоровье!».
Давайте для начала все познакомимся и проведем небольшую разминку, которая называется «Клубочек»
Психологическая разминка «Клубочек» (слайд № 2)
(Все встают в круг и тот, у кого клубочек здоровается, называет себя по имени, разматывает нитку, и передаёт его следующему участнику по кругу и так пока ниточка не объединит каждого игрока. В итоге получается большой круг. Все еще раз хором здороваются и садятся на пол вдоль нити.)Ведущий 1. Кажется на первый взгляд, какое простое и обыкновенное слово. В нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья. Вот и сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.
Упражнение «Закончи предложение»
Прошу Вас закончить предложение «Здоровым ребенок будет, если…» (ответы родителей: если беречь здоровье, давать витамины, правильно кормить, закалять и т.п.) Молодцы, я услышала много вариантов и все они верны. А я хочу закончить предложение так : здоровым ребёнок будет, если у него будет красивая осанка. Красивая осанка у детей является одним из главных факторов их полноценного развития. (слайд № 3)
«Стройность, величавость, приличие, красота..»— так определял понятие «осанка» В.И. Даль — врач и языковед.Что же такое осанка? (Слайд № 4)
Это привычная непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения.
Правильной, красивой осанкой считается такая естественная поза, когда спина прямая, голова высоко поднята, плечи свободно разведены и слегка опущены, живот подобран, колени выпрямлены. Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью.
Нарушение осанки и искривление позвоночника у девочек встречается чаще, чем у мальчиков. Здоровье – самое важное в жизни человека, но лишь с возрастом мы начинаем понимать, что беспокоиться о нём надо с ранних лет. Почти каждому природой дан здоровый позвоночник, и лишь наша беспечность приводит к заболеваниям. Позвоночник является основой скелета и выполняет в организме человека две важные функции. (слайд №5) Первая – опорно-двигательная. Вторая функция – защита спинного мозга от механических повреждений. Многочисленные нервные окончания связывают позвоночник со всеми органами человеческого тела. Каждый из позвонков опосредовано участвует в работе того или иного органа. Когда нормальная работа позвоночника нарушена, передача нервных импульсов от костного мозга к тканям и клеткам затрудняется. Начинают развиваться хронические заболевания.
Вместе с тем опущенная голова, сутулая спина ребенка рассказывают не только о нем самом, но и о его родителях. Очевидно, что они не прилагали больших усилий, чтобы приучить его с раннего детства к гимнастике, не вырабатывали у него привычки правильно сидеть за столом, ходить, держать голову. И не потому, что недостаточно заботливы. Чаще всего взрослые не придают этому значения, надеясь, что красивая осанка сформируется сама. Поэтому сегодня мы решили привлечь ваше внимание к этой проблеме. Ведущий 2. Давайте еще раз встанем и разомнемся. (музыка)
Упражнение 1. Мы проверили осанку и свели лопатки.
(Стать ровно, развести плечи и свести лопатки.)
Упражнение 2. Мы походим на носочках, а потом – на пятках.
( Ходьба на носках, ходьба на пятках.)
Упражнение 3. Мягко идём, как лисёнок, как медвежонок косолапый.
( Ходьба на носках, ходьба на внешней стороне стопы.)
Упражнение 4. И как зайчик куцехвостый, и зубастый серый волк.
(Прыжки на носочках, бег на носочках, широкими шагами.)
Упражнение 5. Вот скрутился в клубочек ёжик, потому что он замёрз.
(Присесть сгруппировавшись.)
Упражнение 6. Лучик ёжика коснулся, и он сладко потянулся.
(Встать, подняться на носочки, вдохнуть, потянуться, стоять на полную ступню, опустить руки, выдохнуть.)
Ведущий 1. Чтобы добиться формирования красивой осанки, никогда не поздно заняться её исправлением, но, конечно, гораздо легче не допустить ее нарушений. (слайд № 6)
Очень полезны в дошкольном и младшем школьном возрасте систематические занятия плаванием, лыжами, бальными танцами, утренняя гимнастика.(слайд № 7)
Не следует забывать и о правильном питании, так как сбалансированная по содержанию кальция, фосфора, магния, белка и витаминам диета, имеет большое значение для создания прочности скелета и связочно-мышечного аппарата. (слайд № 8)
Главный же фактор нарушения осанки современного ребенка — недостаток движения. Прогулки, спортивные секции, плавание, занятия туризмом, танцами, да обычные занятия физкультуры и подвижные игры и гимнастика будут всегда очень полезны.
(слайд № 9) Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!». Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более, что из-за особенности детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки входят в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет.
Сегодня мы вам предлагаем активно позаниматься своим здоровьем и научиться следить за осанкой своего ребенка.
Ведущий 2.
Итак, в формировании правильной осанки большое значение мы уделяем упражнениям с предметами. Я предлагаю вам взять мячи. Мяч это сфера, давайте представим себе, что в этой сфере сосредоточено наше здоровье и будем бережно и аккуратно с ним взаимодействовать.
Упражнения с мячами (в паре родитель – ребенок)(муз. «Облака»)- подъём мяча вверх
- передача мяча сбоку
- передача мяча снизу-сверху, стоя спиной друг к другу
- тяни-толкай
- подъём мяча из положения лёжа
- прыжки поочереди вокруг друг друга
Ведущий 1. Что такое координация? И что такое плоскостопие? Каждый из вас знает выражение «слон в посудной лавке», это значит плохая координация, человек неловок, медлителен, неповоротлив. Координацию тоже необходимо развивать. Растущая детская стопа нуждается в регулярных тренировках, роль которых прекрасно выполняют прогулки босиком. Очень полезно, чтобы ребенок хотя бы иногда ходил по неровным поверхностям – песку, камешкам, траве и т.д. При этом ребенок может оставаться в носках, но обувь обязательно нужно снять. Дома, кстати, можно воссоздать такие поверхности. Например, в качестве камешков прекрасно подойдет горох. Эти простые меры являются достаточно эффективной профилактикой плоскостопия у ребенка. (слайд № 10)Попробуем сделать это вместе.
Упражнения на координацию и профилактику плоскостопия (поддерживая друг друга)
- ходьба по ограниченной поверхности
- упражнение «Цапля»
- собери предметы пальцами ног
Ведущий 1. И вот когда в нас развиты такие качества как координация, осанка, мы можем делать упражнения под музыку. Музыка помогает совершать ритмичные движения, которые способствуют правильному сердцебиению и как следствие улучшению кровообращения.
Весёлая аэробика (упражнения под музыку, ходьбы, прыжки с работой рук под музыку)(муз.кантри)
А теперь опять приведём в порядок нашу осанку.
Упражнение "Возвращайтесь, аисты, из тёплых краёв домой”
(Игра для мальчиков и девочек в семейном кругу)
Сосредоточьтесь и "превратитесь” в аиста: вытянуть шею, поднять подбородок, выпрямить спину, расправить плечи, плавно раскинуть в стороны руки-крылья.
Итак, аисты летят: на счёт "раз-два” - взмахи "руками-крыльями” вверх-вниз, при поднимании "рук-крыльев” вверх – делаем вдох и поочерёдно поднимаем согнутую в колене ногу, при опускании "рук-крыльев” вниз – выдох. Чем глубже вдох и выдох, тем выше полёт. Упражнения повторить 8-10 раз. (музыка «В мире животных»)
После полёта плавно опуститься на землю: втянуть шею, опустить подбородок, присесть, опираясь на полную ступню, опустить "руки-крылья”, расправить плечи.
Ведущий 2. Существует понятие здоровья психологического. Ни для кого не секрет, что психическое благополучие ребенка – хорошее настроение, отсутствие нервной обстановки, благополучная атмосфера дома, любящие родители имеет не менее важное значение, чем здоровье физическое. И мы вам предлагаем такую игру как «Лепим ребёнка».
Психологическая игра «Лепим ребёнка» (музыка Рауль Ди Бласио)
Бережное отношение к своему здоровью у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей. Именно от ваших усилий зависит, будет ли у ребёнка правильная осанка или нет.
Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны.
Уважаемые папы и мамы! Еще несколько советов перед тем, как Вы начнёте серьёзно и целеустремлённо бороться за здоровье своего ребёнка. Помогите своим детям сделать гимнастические упражнения необходимыми в их жизни, выполняйте их вместе. Ни в коем случае не браните ребёнка, если он делает что-то не так, постарайтесь, что бы он с желанием выполнял упражнения, только в этом случае их выполнение станет хорошей привычкой. Отмечайте даже небольшие успехи, которые ребёнок достигнет в физическом усовершенствовании.