Урок по профессионально-трудовому обучению (столярному делу) в 9 специальном (коррекционном) классе VIII вида. Тема: «Назначение и конструкция строительных инструментов».
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №1 г. Клинцы Брянской области
Номинация «Технический труд»
Раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»
Урок по профессионально-трудовому обучению (столярному делу) в 9 специальном (коррекционном) классе VIII вида
Тема: «Назначение и конструкция строительных инструментов».
Разработал: учитель профессионально-
трудового обучения
Шмыгаль Андрей Михайлович
2012 год
Тема: Назначение и конструкция строительных инструментов.(слайд №1)
Практическая работа:
Изготовление строительных инструментов (киянка, штукатурная терка, топорище).
Цель: (слайд №2)
- ознакомить учащихся с основным строительным инструментом, его назначением и конструкцией, со строительными профессиями;
- активизировать познавательную деятельность учащихся в поиске «своей» профессии;
- научить учащихся изготавливать строительные инструменты;
- закрепить умения работать ножовкой, стамеской, рубанком, долотом;
- развивать словесно-логическую память, мышление;
- воспитывать аккуратность, внимательность, трудолюбие.
Объекты труда: Штукатурная терка, топорище, киянка. (слайд №3)
Оборудование: Образцы изделий, строительный инструмент, столярный инструмент, технологические карты, шаблоны, инструкции по ТБ.
Презентация.
Ход урока:
I. Организационная часть.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Постановка цели и задач урока.
Изучить назначение и конструкцию строительных инструментов.
Изучить технологию их изготовления и правила безопасной работы.
Научиться изготавливать строительные инструменты.
III. Основная часть.
Теоретические сведения.
1. Повторение ранее изученного материала.
а)Какой вы знаете строительный инструмент?
Штукатурная терка, кельма (мастерок), киянка, топор.
б)К каким профессиям относится этот инструмент?
Игра «Подбери нужный инструмент для профессий».
Штукатур – штукатурная терка
Каменщик – кельма (мастерок)
Столяр – киянка
Плотник – топор
в) Что ещё используют для работы люди этих профессий?
Инвентарь, оборудование и приспособления.
Штукатур - правило, носилки.
Каменщик - ящики для раствора, ведра.
Столяр – струбцины, шаблоны.
Плотник – скобы, шнуры для разметки.
2. Объяснение нового материала.
а) Назначение и конструкция строительных инструментов – киянки, штукатурной терки, топора.
Профессия – столяр. (слайд №4)
При столярных работах часто применяется специальный инструмент – киянка (деревянный молоток больших размеров), изготовленный из прочных твёрдых пород древесины (береза, бук, клен).
Назначение киянки: Настройка деревянных рубанков, соединение (сплачивание) деталей, регулировка верстака (забивают клинья) и во многих других случаях.
Конструкция киянки: Киянка состоит их двух частей: головка и ручка.
Профессия – штукатур. (слайд №5)
Одним из основных инструментов штукатура является терка.
Назначение терки: Применяется при оштукатуривании стен вручную - для нанесения и выравнивания штукатурного раствора.
Конструкция терки: Терка состоит из двух частей: ручка и полотно.
Профессия – плотник. (слайд №6)
Главным орудием труда (инструментом) плотника всегда был топор.
«Топор - всему делу голова» - говорили в старину.
Назначение топора: Отеска древесины, рубка стен деревянных домов (выдалбливание пазов и гнезд), подгонка деталей деревянных конструкций, колка дров.
Конструкция топора: Топор состоит из двух частей: металлическая - лезвие с обухом и деревянная ручка — топорище.
б) Этапы изготовления топорища (анализ технологической карты):
1. Подобрать заготовку.
2. Разметить заготовку.
3. Сделать запилы до разметочной линии.
4. Сколоть и срезать древесину до разметочной линии.
5. Разметить на кромках уклоны.
6. Обработать уклоны на кромках по разметке.
7. Снять фаски, скруглить углы, зачистить поверхность.
Технологическая карта
на изготовление топорища. (слайд №7, 8)
Заготовка:
брусок из березы
36×65×400
№ п/пПоследовательность работы Эскиз Инструменты приспособления
1. Проверить размеры заготовки линейка, шаблон
2. Разметить заготовку по шаблону шаблон, карандаш
3. Запилить до разметочной линии верстак, ножовка
4. Срезать и сколоть древесину до разметочной линии верстак, стамеска, долото, киянка
5. Разметить на кромках уклоны карандаш, шаблон топора
6. Строгать по разметке уклоны на кромках верстак, рубанок
7. Снять фаски, скруглить углы, зачистить поверхность рубанок, стамеска, рашпиль, шлифовальная шкурка
в) Инструктаж по ТБ при пилении, резании стамеской, строгании, работе рашпилем.
1. Техника выполнения и безопасные приемы работы.
2. Демонстрация безопасных приемов работы.
3. Закрепление
Повторение этапов (плана) работы по изготовлению топорища и правил ТБ.
"Труд - дело очень важное
Порой небезопасное.
Правила должны мы знать
Безопасность соблюдать.
Свои знания по охране и безопасности труда
Вы должны показать!"
Тест по ТБ (слайд №9)
От правильной организации рабочего места зависит качество работы и производительность. (Да, нет)
Работать можно любым, даже неисправным инструментом. (Да, нет)
Деталь для обработки надо обязательно закреплять на верстаке. (Да, нет)
При образовании стружек и опилок их можно сдуть. (Да, нет)
После окончания работы надо убрать свое рабочее место. (Да, нет)
Обработка результатов текста.
Да - 1 балл
Нет – 1 балл
Да – 1 балл
Нет – 1 балл
Да – 1 балл
IV. Физминутка
Игра - разминка
«Кто, каким делом занят»
Пантомимы: пилит, копает, шьет, рубит, строгает, играет на скрипке и т.д.V. Практическая работа.
Изготовление строительных инструментов.
Вводный инструктаж
- Цель и задачи практической работы;
- ТБ до начала работы;
- План выполнения работы.
2. Текущий инструктаж
- ТБ во время работы на рабочих местах;
- Обход рабочих мест с целью коррекции работы учащихся, оказания помощи и контроль соблюдения технологии изготовления изделия и ТБ.
3.3аключительный инструктаж.
- ТБ по окончании работы.
- Контроль качества работы,
- Обнаружение и устранение дефектов.
Индивидуальная работа.
Изготовление штукатурной терки, киянки (выполняют слабоуспевающие учащиеся).
VI. Подведение итогов урока и оценка знаний учащихся. (слайд №10)
Что нового узнали на уроке?
Чему научились на уроке?
Анализ работы учащихся на уроке.
Выставление оценок.
VII. Уборка рабочих мест и мастерской.Список литературы:
Волошин Г.Б., Воронов А.А., Гедвилло А.И. и др., Занятия по трудовому обучению, 6 – 7 кл.: Пособие для учителя труда. – М.: Просвещение, 1990.
Журавлев А.Б. Столярное дело. Учебное пособие для вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
Смирнова Е.В. Столярное дело. – М.: Стройиздат, 1996.
Журнал «Школа и производство». №8/ 2011.
Самоанализ урока.
Класс: 9 (коррекционный) класс «VIII вида» ООШ №1 г. Клинцы
Учитель: Шмыгаль Андрей Михайлович
Тема: «Назначение и конструкция строительных инструментов».
Практическая работа.
Изготовление строительных инструментов (киянка, штукатурная терка, топорище).
Урок по данной теме является продолжением изучения раздела «строительное производство». Это один из первых уроков этого раздела. На предыдущих уроках учащиеся знакомились с основами строительного производства, строительными профессиями, работами, выполняемыми на строительстве.
Данный урок является закрепляющим ранее изученного материала и одновременно является продолжением изучения материала этого раздела. Цель и задачи данного урока: повторить, закрепить и откорректировать имеющиеся у учащихся знания о строительном производстве, строительных профессиях, а также активизировать познавательную деятельность учащихся в поиске «своей» профессии, привить учащимся уважение к людям труда, воспитывать трудолюбие, усовершенствовать приемы работы столярным инструментом.
Исходя из целей, задач урока и места, занимаемого этим уроком в процессе обучения, 6ыл выбран тип урока и его структура. Тип урока: комбинированный.
На первом этапе урока происходит повторение, закрепление и коррекция имеющихся у учащихся знаний. При этом используются методы фронтального опроса, беседы тестирования с последующим самоконтролем. При повторении используются опорные слова, наводящие вопросы, наглядность, помогающие учащимся устранить свои ошибки и систематизировать знания. Второй этап урока - это изучение нового материала. Новый материал тесно связан с жизнью, с изученным ранее материалом и подводит к изучению другого материала. Используются методы: рассказ, демонстрация, самостоятельная работа, работа с документами, инструкционными картами. Сочетание этих методов позволяет развивать у учащихся словесно - логическую память, мышление, воспитывает самостоятельность, самодисциплину и самоконтроль, оказывает помощь в выборе профессии. На этапе закрепления учащиеся, отвечая на вопросы, обобщают и систематизируют полученные знания. Используются методы: работа с документацией, тестирования с последующей самооценкой.
Физминутка проводится в форме игры-разминки, что позволяет учащимся снять напряжение, усталость и подготовиться к выполнению практической работы. Во время выполнения практической работы происходит закрепление изученного теоретического материала и умений работать основным столярным инструментом, прививается любовь к труду, уважение к людям труда, формируются навыки самоконтроля, внимательность, аккуратность, развивается память, мышление, происходит развитие моторики рук.
При проведении практической работы учитываются индивидуальные особенности развития каждого учащегося, применяется индивидуальный и дифференцированный подход, оказывается помощь и проводится контроль выполнения технологических операций, приёма работы и соблюдения ТБ. Практическая работа позволяет приблизить учащихся к реальной жизни, производству, оказывает помощь в выборе профессии.
Выставление оценок, самоанализ и самооценка своей работы позволяет корректировать у учащихся самооценку, воспитывает умение анализировать свою деятельность, самостоятельность.
Урок носит воспитательный характер. Я считаю, что те цели и задачи урока, которые были поставлены мною, выполнены.