Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
Урок 4-5
Класс 5
Тема: Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
Цель: научить учащихся рациональной организации рабочего места для обработки древесины.
Оборудование: рисунки по теме; демонстрационный стеллаж и ящик с укомплектованными материалами.
Ход урока
I. Вводная часть.
Ознакомление учащихся с задачами и программнымитребованиями по предмету «Технология» в пятом классе.
Сообщение темы и цели урока.
П. Изложение программного материала.
1. Рассказ «Комплектование и организация рабочего места в столярной мастерской».
Учитель. Рабочее место для обработки древесины оборудуется:
столярным верстаком;
стулом;
стеллажами;
ящиками;
полками и тумбочками, которые предназначены для размещения и хранения инструмента.
Ребята, кто из вас знаком с верстаком? Что это такое?
- Верстак (от немецкого - мастерская) - рабочийстол с приспособлениями для закрепления обрабатываемых предметов, а в ряде случаев также с механизированным инструментом идругой оснасткой.
Верстаки бывают слесарные, столярные, шорные и т. д.
Мастерские оборудуются двумя видами верстаков:
- столярный, предназначенный для обработки древесины;
- универсальный, предназначенный для обработки древесины иметалла.
По рис. 1 учитель объясняет назначение каждой детали верстака, затем демонстрирует правила пользования им.
Передний зажим предназначен для закрепления заготовок при строгании.
Отверстие с клиньями предназначено для упора и крепления заготовок.
Задний зажим используется для крепления заготовок при строгании и распиливании.
2. Подбор верстаков для учащихся.
Учитель. Рассмотрим правила подбора верстака для каждого из вас на рисунке в учебнике н
Какой критерий принят за основу подбора верстака? (Рост человека.)
Что нужно сделать вам для проверки соответствия верстака вашему росту? (Нужно встать ровно около верстака.)
Затем вы должны опустить руки вниз и положить ладони па крышку верстака.
Если не приходится сгибаться или сгибать руку, значит, верстак соответствует вашему росту.
Другой способ проверки показан на рисунке. Воспользуйтесь тем и другим способами для индивидуального подбора верстака.
Учитель закрепляет верстаки за учащимися после проверки.
3. П о к а з крепления заготовок на верстаке учителем.Учитель. Крепление заготовок на верстаке должно быть,
прежде всего, надежным. (См. Приложения, рис. 4.) Учитель демонстрирует крепление:
длинных заготовок с применением подпор в виде выдвижныхили поворотных пальцев;
низких заготовок с применением клиньев.
Обрабатывая заготовку, необходимо делать это с наименьшими затратами сил и энергии, с наименьшим количеством движений. При работе па верстаке необходимо:
оберегать крышку верстака от повреждений;
не закручивать сильно зажимы;
клинья забивать только киянкой;
не ударять по крышке молотком;
не оставлять на крышке ненужные инструменты;
по окончании работы очищать верстак и рабочее место отстружки и опилок щеткой.
Кто знает, что такое киянка? Найдите ее среди инструментов и покажите.
4 Киянка - столярный инструмент - деревянный молоток с ровной ударной поверхностью.
При работе за верстаком необходимо пользоваться специальной одеждой: халат, комбинезон, фартук, берет.
Приходилось ли вам работать с древесиной, ремонтировать изделия из дерева? Какие инструменты вы использовали для этого? (Ответы учащихся.)
Для обработки изделий из древесины ручным способом применяют:
режущие инструменты (пилы, струги, стамески, сверла и др.);
измерительные инструменты (линейки, угольники, циркули,транспортиры и др.).
Все инструменты хранят на стеллажах или в тумбочках ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.
Запомните: каждый инструмент должен храниться строго на своем месте.
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
Проверить соответствие верстака своему росту. При необходимости подрегулировать или подобрать подставку.
Рассмотреть устройство переднего и заднего зажимов.
Потренироваться в прочном закреплении заготовок междуклиньями и с помощью зажимов.
Учитель обращает внимание учащихся на ошибки и неточности выполнения практической работы, помогает им.
IV. Итог урока.
Оценивание практической работы учащихся.
15