План открытого внеаудиторного мероприятия по учебной дисциплине: Обществознание на тему: Политические партии (деловая игра) для студентов СПО.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зав метод отдела РПТ Зам. директора по УР
________Т.С. Штырбул ________ И.Ю. Парфентьева
«__» __________ 2015 г. «__» ___________ 2015 г.
Методическая разработка
открытого занятия теоретического обучения
по учебной дисциплине
«Основы социологии и политологии»
на тему: «Международные отношения в современном мире»
Дата проведения: 17.04.15
Место проведения: читальный зал РПТ
Время проведения: 1050 – 1210
Участники: группа № 26
Специальность СПО: 190604 (1705) «Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта»;
Организатор: Калинчук С.В., преподаватель социально-гуманитарных и
спец.дисциплин
Рассмотрен и одобрен
на заседании ЦМК
преподавателей гуманитарных дисциплин
Протокол № __от «__» _____ 2015 г.
Председатель ЦМК: __________
А.В. Грищук
г. Рыбница
2014- 2015 учебный год
Методическая разработка открытого занятия теоретического обучения по дисциплине «Основы социологии и политологии» на тему: «Международные отношения в современном мире» направлена на систематизацию знаний студентов по разделу «Политология», и формирование представления ими ориентиров в международной политики.
Данная тема была выбрана для того, чтобы студенты могли анализировать поступающую к ним информацию через различные СМИ, а также имели представление о главных политических игроках на мировой арене, их взаимосвязи и стремления к доминированию. В результате данного урока, студентам предоставляется полная информация о международных отношениях в современном мире, а именно значимость международных организаций для мирового порядка, в особенности влияние ТНК, борьба с терроризмом, сущность международных конфликтов, раскрытие особенностей современного мирового порядка.
Цели мероприятия:
Методическая: применение разнообразных методов объяснения нового материала с целью его более эффективного усвоения обучающимися.
Обучающие:
закрепление и углубление знаний студентов по темам:
«Политическая культура и политическое сознание»,
«Международные отношения в современном мире»;
формирование представления о международной политике, а также о
главных игроках мировой арены.
Развивающие:
развитие памяти, внимания, коммуникативных качеств студентов;
формирование навыков критического мышления;
развитие способности к устным и аргументированным выступлениям
по вопросам политики, применяя полученные теоретические знания
на практике.
Воспитательные:
воспитание политической культуры, а также активной гражданской
позиции;
воспитание интереса к учебной дисциплине «Основы социологии и
политологии».
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения:
беседа с элементами обратной связи;
метод фронтального опроса;
демонстрация и показ слайдов;
организация взаимодействия обучающихся;
самостоятельная творческая работа студентов;
выполнение упражнений.
Комплексно-методическое обеспечение мероприятия:
компьютер и необходимое программное обеспечение;
видеопроектор, интерактивная доска;
видео сопровождение занятия;
презентация слайдов для визуального подкрепления мотивации
учебной деятельности студентов (Easiteach Next Generation);
карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
Организационный момент:
Приветствие студентов.
Проверка присутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой студентов.
Актуализация прежних знаний студентов:
Вопрос – ответ:
Что такое политическое сознание? (Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям. Политическое сознание можно определить, как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений).
Что такое политическая культура? (Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъекта политического процесса. Она расценивается как способ деятельности людей на основе определенных ценностей, убеждений, представлений.
Структура политической культуры достаточно сложна. Основные уровни:
а) мировоззренческий (когда человек соизмеряет представления о политике со своей индивидуальной картиной мировосприятия);
б) гражданский (на котором индивид вырабатывает понимание своего политического статуса);
в) собственно политический (это уже собственное отношение личности к конкретному политическому пространству и протекающему в нем политическому процессу).
Эти особенности ценностных ориентиров вытекают из принадлежности людей к тем или иным конкретным социальным, территориальным, демографическим группам.
Назовите факторы, влияющие на формирование политической культуры? (Идеология, принятые народом идеи законности, национальный фактор, конфессиональный фактор, образование и средства массовой информации).
Влияют ли СМИ на политическое сознание граждан? (Субъекты информационного пространства (производители, трансляторы и потребители информации), находясь так или иначе в определенных отношениях друг с другом, не могут не воздействовать сами и не испытывать воздействия на себя. Другое дело, когда речь заходит о характере (механизме) или степени этого взаимовлияния. В этих случаях современные оценки влияния СМИ на политическое сознание и поведение людей весьма неоднозначны и даже противоречивы. Хотя среди многих различных точек зрения можно выделить две основные. С одной стороны, довольно распространено представление о том, что политическое сознание и поведение людей существенно зависит от информационного поля, создаваемого СМИ. В этой связи уместно привести слова Э. Денниса, предполагающего, что "СМИ "формируют" наше мышление, "воздействуют" на наши мнения и установки, "подталкивают" нас к определенным видам поведения, например, голосованию за определенного кандидата"[1]. Другие авторы считают, что влияние СМИ на поведение граждан осуществляется путем создания определенного общественного мнения. "Благодаря возможности придавать общественному мнению массовость СМИ обладают способностью управлять и даже манипулировать им"[2]. Более того, отдельные исследователи массовых коммуникаций (а вместе с ними и многие политики и журналисты) с недавних пор начали говорить о грядущей эпохе "медиакратии" - власти СМИ, которые уже не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению. При этом некоторые авторы, опираясь на концепцию П. Бурдье, констатируют, что и общественного мнения как некоего усредненного мнения всего народа (или его части) не существует. "Пресса самым непосредственным образом участвует как в производстве, так и в распространении мнений, то есть она не выражает, а создает общественное мнение, она не отражает представления людей о мире, а формирует сами эти представления, а значит, и их видение мира...
Деннис Э. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус, 1997
Кузьмен О. В. Социология общественного мнения. - Новосибирск, 1996
Ребята, что вам известно из СМИ Приднестровья?
Один из студентов готовит доклад на тему: «Государственная служба связи, информации и СМИ Приднестровской Молдавской Республики».
Работа у интерактивной доски:
А). Студенту предоставляется заполнить таблицу ниже указанными значениями, после чего следует обсуждение правильности выполнения задания со всей группой. (Приложение №1)
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ТИП
Характерно отсутствие интереса граждан к политике
ПОДДАННИЧЕСКИЙ ТИП
Т.е., авторитарный. Означает отстранение граждан от политики как самостоятельных ее субъектов.
АКТИВИСТСКИЙ ТИП
Активное участие граждан в политической жизни государства.
Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы.
Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя).
Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.
Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе.
Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т.п.
Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.)
Активно, сознательно участвует политических процессах общества.
Б). Обучающемуся нужно будет определить и сопоставить понятия и их значения.
Решение карточек:
Пока проходит «вопрос-ответ», двум учащимся нужно ответить письменно на вопросы, и затем показать схематично у интерактивной доски.
Назовите функции политического сознания? (Функции политического сознания:
1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).
Назовите основные функции политической культуры. (Основные функции политической культуры:
– идентификации (помогает личности понять свою групповую принадлежность и избрать для себя приемлемые способы участия в политической и общественной жизни (например, студенты на вопрос об их политической самоиндетификации относят себя к избирателям);
– ориентации (способствует пониманию человеком происходящих событий и собственных возможностей в конкретной политической системе);
– адаптации – политическая культура помогает людям приспосабливаться к изменяющейся социальной среде. Так, функция адаптации приобрела особую роль в условиях постсоветской системной трансформации;
– социализации – адаптируясь к конкретным социально-политическим условиям, человек одновременно реализует в них себя, стремясь усовершенствовать и обогатить действительность;
– интеграции – это обретение способности взаимотерпимости и сосуществования различных социальных групп в рамках одной политической системы, что обеспечивает целостность и единство государства;
– коммуникации – взаимодействие социальных и государственных институтов, общества в целом и конкретных граждан на базе общепринятых средств общения.
Сообщение темы, целей занятия:
Тема сегодняшнего занятия «Международные отношения в современном мире». Сегодня мы поговорим о мировой политике, о международных организациях, о международных конфликтах, о борьбе с терроризмом, и в общем о мировом порядке на сегодняшний день.
Для начала я проверю ваше домашнее задание, в ходе которого вам предстоит устный аргументированный ответ, решение карточек с наглядным затем изображением на интерактивной доске, слушание доклада. После чего разберем с вами новую тему, где мы познакомимся с главными субъектами международных отношений, поговорим о важности понимания средств массовой информации и как они влияют на общество в целом, с помощью видеофильмов узнаем немного о транснациональных корпорациях, которые имеют огромное влияние на мировой арене, о положении Приднестровья на сегодняшний день, о закономерностях терроризма и его ужаснейших последствий как для государства, так и для человека в частности.
Мотивация учебной деятельности студентов:
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими сегодняшней темы: «Международные отношения в современном мире» выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития. И, вам ребята, очень важно, эти все закономерности знать и понимать, так как тогда лучше и понятнее воспринимать окружающий мир, и события, происходящие в нём.
Изложение нового материала:
План:
Понятие внешней политики и международных отношений.
Международные организации.
Международные конфликты.
Борьба с терроризмом.
Изменение облика мира на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Национально-государственные интересы ПМР в новой геополитической ситуации.
1.Под международными отношениями понимается система политических, экономических, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных и других устойчивых связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества. В качестве таких субъектов выступают государства, народы, межгосударственные объединения, политические партии и движения, общественные организации и др. Главный субъект международных отношений – государство, являющееся суверенным представителем всего народа данной страны. Соответственно наибольшее значение в международных отношениях имеют межгосударственные политические отношения.
(постепенный показ слайдов презентации)
Главным действующим лицом МО является государство. Основная форма его деятельности дипломатия.
Дипломатия деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] государств, а также по защите интересов государства за границей. Дипломатия является средством осуществления внешней политики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Функции дипломатии:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
дипломатическое общение и переписка;
проведение переговоров;
добывание информации;
защита интересов граждан своей страны за рубежом.
Дипломатия средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств. С понятием дипломатия связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.
Государственная политика существует в двух измерениях внутреннем (внутренняя политика, являющаяся предметом политологии) и внешнем (внешняя политика, являющаяся предметом международных отношений).
Основа всех международных действий государств коренится в их национальных интересах (прежде всего, стремлении государств обеспечить безопасность, суверенитет и выживание).
Международные отношения это силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимуществом обладают наиболее мощные державы.
Баланс сил в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] распределение мирового влияния между отдельными центрами силы полюсами. Может принимать различные конфигурации: биполярную, трёхполюсную, мультиполярную (или многополярную) и т. д.
Главная цель баланса сил предотвращение доминирования в международной системе одного или группы государств, обеспечить поддержание международного порядка
Однополярность тип мирового устройства, при котором власть сосредоточена в той или иной степени в одном центре гегемоне. Такой расклад сил называется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Также возможен такой вид однополярности, при котором [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], не являясь гегемоном, следит за соблюдением прав всех членов глобального общества, в рамках неких законов, которые были бы признаны всеми его членами.
Биполярность (двуполярность) распределение сил между двумя государствами. Глобальная двуполярность подразумевает разделение мира на сферы влияния между двумя полюсами силы, создание военно-политических блоков, иногда строительство идеологического, религиозного, культурного барьеров.
Наиболее известным историческим примером биполярного мирового устройства является [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] между [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Вторая половина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] была единственным периодом в истории человечества, когда абсолютно весь мир был разделен на два лагеря.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] система мирового устройства, при котором множество (по крайней мере, не менее трех) государств обладают приблизительно равным экономическим и военным потенциалом. Глобальной многополярность стала в начале XXI века.
Мировая политика в качестве участников международного взаимодействия рассматривает не только государства (которые признаёт в качестве главных акторов) и межправительственные организации, но и негосударственных акторов (неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные регионы и т. п.
2. Международные организации. В последнее время набирают популярность идеи транснационалистов, считающих, что в современных условиях роль государства падает, при этом роль других акторов (ТНК, международные правительственные и неправительственные организации) возрастает.
После окончания второй мировой войны в октябре 1945 г. была создана Организация Объединённых Наций с целью поддержания и упрочнения международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между странами.
1. ООН играет немаловажную роль в обеспечении мира на Земле. Но достичь желаемых результатов не всегда удаётся. Свидетельством тому являются вооружённые конфликты, которые часто дают о себе знать в различных районах мира.
(Слайд с ООН)
Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея (состоящая из представителей всех членов ООН), Совет Безопасности (постоянно действующий политический орган ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание мира и безопасности), Экономический и Социальный Совет (занимающийся вопросами сотрудничества в экономической и социальной сферах), Международный Суд (рассматривающий правовые споры между членами ООН).
В структуру ООН входят также специализированные учреждения, такие как, например, широко известные ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения, МОТ – Международная организация труда, МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии и др.
2.Содружество Независимых Государств (СНГ) региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как «Беловежское соглашение»).
3.ОБСЕ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.
4.НАТО, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Тогда государствами членами НАТО стали 12 стран США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства члена НАТО или защиту от неё.
В настоящее время членами НАТО являются 28 стран. Военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70 процентов от общемирового объёма.
5.Европейский союз (Евросоюз, ЕС) экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах Европейских сообществ.
ЕС международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Институты ЕС включают в себя Европейскую комиссию, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейскую счётную палату, Европейский центральный банк и Европейский парламент. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС. В 2012 году Европейскому союзу присуждена Нобелевская премия мира.
6. ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Основные цели, декларируемые организацией, содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.
Организация была создана 16 ноября 1945 года, и её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В настоящее время в организации насчитывается 195 государств-членов и 8 членов-сотрудников, то есть территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику. 182 государства-члена располагают постоянным представительством при организации в Париже, где также находятся 4 постоянных наблюдателя и 9 наблюдательных миссий межправительственных организаций. В состав организации входит более 60 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира.
7. Международный валютный фонд, МВФ специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.
На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.
МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций.
Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.
8. Интерпол сокращённое название (с 1956 года) Международной организации уголовной полиции международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.
Конституцией Интерполу «строго запрещено» заниматься вмешательством или деятельностью политического, военного, религиозного и расового характера.
Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и которая имеет филиалы в двух и более странах.
Страна базирования страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
Принимающие страны страны, в которых размещена собственность ТНК.
ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства (Volkswagen, Google, Apple, McDonalds, Microsoft, Samsung и т.д.)
Вставка видеофильма: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Классификация
ТНК часто делятся на три большие группы:
Горизонтально интегрированные ТНК управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.
Вертикально интегрированные ТНК управляют подразделениями в определённой стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.
Раздельные ТНК управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.
Экономика
В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 транснациональные корпорации, остальные государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.
Транснациональные корпорации играют важную роль в глобализации.
ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80 % финансирования НИОКР.
ТНК это не только производственные компании, как, например, Siemens, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.
Фильм о Microsoft: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Международные конфликты связаны с противоречиями, обусловленными расхождением национальных интересов при решении тех или иных вопросов, в том числе связанных с обеспечением безопасности стран.
Причинами международных конфликтов:
конкуренцию государств;
несовпадение национальных интересов;
территориальные притязания;
социальную несправедливость в глобальном масштабе;
неравномерное распределение в мире природных ресурсов;
негативное восприятие сторонами друг друга;
личную несовместимость руководителей и пр.
Классификация конфликтов проводится по разным основаниям и их различают в зависимости:
от количества участников - двусторонние и многосторонние, межгосударственные и внутригосударственные;
от географического распространения локальные, региональные и глобальные;
от времени протекания краткосрочные и длительные,
от характера используемых средств вооруженные и невооруженные,
от причин территориальные, экономические, этнические, религиозные и пр.
по возможности урегулирования конфликтов - конфликты с противоположными интересами, в которых выигрыш одной стороны сопровождается проигрышем другой (конфликты с «пулевой суммой»), и конфликты, в которых существует возможность компромиссов (конфликты с «ненулевой суммой»).
Разрешение конфликта
Уклонение
Приспособление
Конфронтация
Сотрудничество
Компромисс:
-переговорные процессы;
-посреднические процедуры;
- арбитраж;
-сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта;
-организация свободных выборов.
Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов каждой страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять
Самые масштабные конфликты последних десятилетий, влияние которых выходит далеко за локальные рамки, это конфликты, возникшие на религиозной основе.
Конфликты, вызванные исламским фундаментализмом, превратившимся в политическое движение и использующим религиозные догмы для установления во всем мире «исламского порядка». Многолетняя война с «неверными» ведется во всех уголках планеты с широким применением террористических методов (Алжир, Афганистан, Индонезия, Соединенные Штаты, Чечня и т. д.).
Межконфессиональные конфликты в Африке. Война в Судане, унесшая жизни 2 млн человек и вынудившая 600 тыс. стать беженцами, была вызвана прежде всего противостоянием между властью, выражавшей интересы мусульманской части населения (70%), и оппозицией, ориентированной па язычников (25%) и христиан (5%). Религиозный и этнический конфликт между христианами, мусульманами и язычниками в самой крупной стране континента Нигерии.
Война на Святой земле, в которой главный объект спора (Иерусалим) имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта мусульман и иудеев, но и для христиан.
Конфликт между индуистами и исламистами, возникший со времени раздела в 1947 году Индии па Индийский союз и Пакистан и таящий угрозу столкновения двух ядерных держав.
Противостояние сербов и хорватов по религиозному признаку, сыгравшее трагическую роль в судьбе Югославии. Взаимное истребление на этнорелигиозной почве сербов и албанцев, проживающих в Косово.
Борьба за религиозную и политическую автономию Тибета, начавшаяся с присоединения к Китаю в 1951 году этой территории, бывшей тогда независимой, и приведшая к гибели 1,5 млн человек.
4.Борьба с терроризмом.
Видеофильм вставить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия.
Понятия "терроризм" и "террорист" появились в конце 18-го века. Если верить одному французскому словарю, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе - и всегда с положительным оттенком. Однако уже в ходе Великой французской революции слово "террорист" стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника". Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово "терроризм", употреблялось очень широко и означало весь спектр различных оттенков насилия. К 70-м годам 20 века этот термин наконец приобрел универсальное значение и сейчас используется для обозначения мотивированного насилия со стороны "слабого", оппозиции - и с политическими целями.
Для нагнетания страха террористы могут применять также поджоги или взрывы магазинов, вокзалов, штаб-квартир политических партий и т. п. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов. Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на воздействие на общество или на власть.
Одновременно террористы быстро осознают ряд особенностей нашего времени:
власть сильно зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения;
есть мощные СМИ, падкие на "террористические сенсации" и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение;
люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его.
Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора - насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов посредством СМИ.
И, наконец, - предъявление через те же СМИ обществу и лидерам мотивов террора и условий его прекращения. Главное условие такого террора - бурная реакция СМИ.
С 1970-х годов широко используется термин "международный терроризм", который проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН определяет как "совершение, организацию, содействие осуществлению, финансирование или поощрение агентами или представителями одного государства актов против другого государства или попустительство с их стороны совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют цель вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом".
Самые крупные террористические акты:
Москва-1999
9 сентября 1999 года Москву потряс взрыв в многоэтажном жилом доме на улице Гурьянова. Погибли 87 человек. Это был первый шок, страна в ужасе прилипла к телевизорам, увидев продолжение.
Спустя четыре дня шок стал перерастать в панику 13 сентября 1999 года в столице прогремел взрыв на Каширском шоссе, погиб 121 человек.
В том же сентябре взрывы прогремели в Буйнакске и Волгодонске, во всех этих терактах погибло более 300 человек.
Каждый россиянин узнал, что такое гексоген и как он выглядит, с опаской смотрел на каждую подозрительную «газель». Тогда же под всеобщий праведный гнев на цитаты разошлось путинское «мочить в сортире».
В 2003 году Генпрокуратура назвала заказчиков и исполнителей. Взрывы были совершены карачаевскими и дагестанскими ваххабитами по заказу арабских наемников Амира Хаттаба и Абу Умара с целью отвлечь внимание российских властей от событий в Дагестане, где в это время шли бои между федеральными войсками и вторгшимися вооруженными отрядами боевиков из Чечни, которые возглавляли Шамиль Басаев и арабский наемник Хаттаб. Хаттаб был тесно связан с террористом Усамой бен Ладеном, знаменитым в числе прочего подрывом зданий американских посольств в Кении и Танзании в 1998-м и атакой на США 11 сентября 2001 года.
Метро 20002004
6 февраля 2004 года в 8:30 утра между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» произошла жуткая трагедия был взорван вагон метро. Эпицентр взрыва находился у первой левой двери второго вагона. Погиб 41 человек, 148 ранены, в том числе один ребенок.
Еще раньше, 8 августа 2000 года, врыв в переходе метро под Пушкинской площадью унес жизни 13 человек, 61 человек получил серьезные ранения.
Люди осознали, что в безопасности нельзя быть ни дома, ни под землей.
США-2001
Дату 11 сентября превратили в мировой антитеррористический бренд «9/11»: террористы совершили, казалось бы, невероятное атаковали самое сердце самой мощной цивилизованной державы. Утром рокового дня 19 террористов, разделившись на четыре группы, захватили рейсовые пассажирские авиалайнеры.
Захватчики направили два самолета на башни Всемирного торгового центра, в результате чего башни рухнули. Третий самолет был направлен в здание Пентагона. Пассажиры и команда четвертого авиалайнера, направлявшегося, по одной из версий, на здание Белого дома, попытались перехватить управление самолетом у террористов, самолет упал в поле около города Шенксвилл в штате Пенсильвания.
Помимо террористов в результате атак, по официальной информации, погибли 2974 человека, еще 24 пропали без вести.
Снова шок для всего мира, проведшего тот день у телевизоров, круглосуточно вещавших о трагедии. По официальной версии, ответственность за самый чудовищный теракт в мире лежит на исламистской террористической организации «Аль-Каида».
Ответному удару подверглись талибы, контролировавшие Афганистан, и, по одной из версий, укрывавшие лидера «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена. Позже США нанесли упреждающий удар по Ираку.
Бали-2002
Горячо любимый россиянами райский остров был потрясен мощнейшим взрывом, лишившим жизни более 200 человек, еще более трех сотен получили ранения. Бомба взорвалась в ночном клубе «Сари» на курорте Кута-Бич в октябре 2002 года. При этом большинство пострадавших отдыхавшие на курорте иностранцы, в основном граждане миролюбивой Австралии. Свидетели трагедии вспоминают, что мощнейший взрыв ощущался на расстоянии в 10 км. Ударной волной выбиты стекла у всех зданий в радиусе полукилометра. После взрыва здание клуба загорелось, пожар перекинулся на соседние здания.
США подозревают в этом теракте «Аль-Каиду». Дело в том, что взрыв на Бали устроен в день годовщины другого теракта «Аль-Каиды» когда террористы-смертники взорвались на борту американского эсминца Cole в Йемене, погибли 17 моряков.
Филиппины 20022006
На Филиппинах, где также проживает довольно много исламистов, взрывы не такая уж и редкость.
В городе Замбоанга бомба, взорвавшаяся в людном торговом центре, убила на месте четырех человек, около 80 были доставлены в больницы с ранениями.
В спортивном зале в филиппинской провинции Минданао в январе 2004 года по меньшей мере 10 человек погибли и еще 40 получили ранения. Бомба была спрятана в мотоцикле рядом с залом, где сотни людей собрались на баскетбольный матч.
12 человек погибли и 20 получили ранения по итогам взрыва, произошедшего в городе Макилала в провинции Северное Котабато на юге Филиппин 11 октября 2006-го. А днем ранее, 10 октября, на рынке в городе Такуронг в 50 км от Макилалы прогремел еще один взрыв, в результате которого пострадали четыре человека.
Мадрид-2004
За три дня до парламентских выборов в марте 2004 года в утренний час пик в четырех пригородных поездах взорвались 13 заложенных бомб. Взрывные устройства были заложены в рюкзаки и сумки, лежавшие в отделениях для ручной клади. Погибли 190 человек. В виновники трагедии власти записывают организацию баскских сепаратистов «ЭТА», однако в ходу и версия о мести исламских фундаменталистов за участие Испании в американской иракской кампании.
Лондон-2005
7 июля 2005 года в Лондоне произошел самый большой теракт в истории Великобритании прогремели четыре тщательно организованных взрыва, осуществленных террористами-смертниками. В 8:50 утра, с промежутком в 50 секунд, были взорваны три поезда лондонского метрополитена. Почти через час, в 9:47, раздался четвертый взрыв в автобусе на Тэвисток-сквер. Погибли 52 человека, ранено около 700. Имена четырех смертников позже установил Скотленд-Ярд: Хабиб Хусейн, Мохаммед Сидик Хан, Джермен Линдси и Шехзад Танвер. Многонациональный Лондон надежное убежище не только для опальных состоятельных бизнесменов, но и для огромной исламской диаспоры, насчитывающей в столице Британии более 100 тыс. человек. И некоторые смертники годами жили в Лондоне, не вызывая подозрений.
Цель террористов вызвать панику и наибольший резонанс в цивилизованном обществе была достигнута еще и выбором времени убийственных взрывов: это был первый день саммита «Большой восьмерки». Кроме того, незадолго до теракта Лондон выиграл у Парижа право на проведение Олимпийских игр 2012.
К сожалению, основной цели террористы добиваются: они меняют привычный образ жизни, сеют страх и разжигают ненависть, расшатывают и подтачивают мир и так довольно хрупкий.
Минутная разминка
Студентам предоставляется угадать личности политических деятелей, которые будут изображены на интерактивной доске.
6. Изменение облика мира на рубеже XX-XXI веков.
Всеохватывающее движение прогрессивного человечества против войны повлияло на переоценку значимости проблемы войны и мира, которая в 90-е гг. приобрела новое звучание. В военно-стратегических планах ведущих мировых держав произошла переориентация от ведения глобальных войн на проведение конфликтов низкой интенсивности (КИИ), или, так называемых управляемых конфликтов. Показательны откровения американского политолога Энтони Саттона, который еще в 1984 г. писал: «... Войны всегда создаются умышленно. Создаются конкретными людьми... Неписаная история... повествует о преднамеренном создании войн, сознательном финансировании революций для смены правительств и об использовании конфликтов для установления Нового Мирового Порядка... его создают с помощью управляемого, тщательно рассчитанного конфликта... американский истеблишмент использует «управляемые конфликты» в своих целях...». Как бы развивая эти идеи видный английский военный теоретик Лиддел Гарт в начале 90-х гг. отмечал, что «атомное оружие, не позволяющее предпринимать прямые действия, имеет тенденцию стимулировать разработку агрессорами более гибкой стратегии».
Американские военные операции в КНИ подразделяются на «четыре категории: поддержка мятежа и контрмятежа; борьба с терроризмом; миротворческие операции; операции мирного времени в непредвиденных обстоятельствах. В ходе КНИ могут проводиться операции, включающие две и более из этих категорий».
Основным инструментом достижения успеха в КНИ является информационно-психологическая война (ИПВ), цели которой следующие:
1. Формирование у населения, в первую очередь у государственнополитической элиты (интеллигенция, чиновничество), государства - противника комплекса неполноценности, неуверенности в своих силах, ослабления воли к сопротивлению и отсутствие уверенности в будущем.
2. Показ всестороннего, в том числе и мнимого, превосходства (научно-технического, интеллектуального, экономического, организационного и др.) над противником. В свое время, поистине роковую шутку с Советским Союзом сыграла пресловутая сверхсекретность. Советские граждане фактически не имели представления о высочайшем уровне развития собственной науки и техники. Засекречивалось все. В результате о достижениях советской науки значительно лучше были осведомлены на Западе, чем в собственной стране. Этим были созданы благоприятные условия для формирования чувства ущербности у широких слоев населения.
3. Расшатывание и подрыв авторитета государственных и политических лидеров и институтов власти государства-противника. В период «холодной» войны против СССР основной информационный удар был направлен на подрыв доверия к основному институту советского государства КПСС.
4. Политическая переориентация идеологически неустойчивых элементов в структурах государственной власти и среди населения государства-противника в направлении, выгодном Соединенным Штатам и их союзникам, привлечение к сотрудничеству в различных формах. В итоге высшее руководство страны может возглавить ту «пятую колонну», которая наносит удар по собственному государству.
Главным методом информационно-психологической войны является пропаганда через средства массовой информации (СМИ), а также иными способами. В американских пособиях по психологической войне следующим образом сформулирован основной принцип проведения пропаганды: «Чтобы пропаганда достигла сознания противника, она должна быть похожа на правду. Пропаганда должна быть пропитана правдоподобием, должна звучать и выглядеть как можно правдоподобнее, но правдой ей быть вовсе не обязательно».
Национально-государственные интересы ПМР в новой геополитической ситуации.
Фильм о Приднестровье: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Современный этап международных отношений характеризуется масштабностью перемен, связанных с распадом СССР и «мировой социалистической системы», выходом на мировую арену бывших советских республик в качестве самостоятельных государств, завершением «холодной войны» и ликвидацией блоковой разделенности мира.
Закрепление изученного материала:
В виде игры на листах А4 расставить правильно картинки и их определения.
Ответить на вопросы:
Что подразумевает понятие «международные отношения»?
Что такое дипломатия?
Чем отличается внутренняя политика от внешней?
Что означает биполярность в международных отношениях?
Какие международные организации вам стали известны?
Какова главная цель создания ООН? И как вы думаете эффективна ли деятельность данной организации?
Что такое транснациональная корпорация? В чем ее особенность?
Какие транснациональные корпорации вам стали известны?
Что такое международный конфликт? И как можно его предотвратить?
Что можете рассказать о терроризме?
Что такое международный терроризм?
Какова особенность международных отношений на рубеже XX –XIX
веков?
Какова роль СМИ в современном мире?
Что можете рассказать о геополитической ситуации Приднестровья
на сегодняшний день?
Подведение итогов занятия. Выставление оценок.
Итак, наш урок подошел к концу. Что мы с вами сегодня сделали? Мы познакомились с закономерностями мировой политике, побольше узнали про деятельность международных организаций и транснациональных корпораций, постарались побольше узнать о геополитической ситуации нашего государства как среди соседей-государств, так и на мировой арене. Я думаю, вы узнали много нового сегодня, так как я постаралась найти как можно больше интересных фактов по теме.
Сегодня на уроке оценки получили: (выставление оценок).
Домашнее задание.
1.Написать в конспекте типологию международных отношений, выявить основные черты каждой системы международных отношений.
Античность - Средние века до Вестфальского мира 1648 г. – разобщенностьнародов, «господство физической силы» (Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса (собрания). Он положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета).
Заключение Вестфальского договора - Венский конгресс 1815 г. – «политическое равновесие» (Конгресс определил новую расстановку сил в Европе, сложившуюся к концу наполеоновских войн, на долгое время обозначив ведущую роль стран-победительниц России, Пруссии, Австрии и Великобритании в международных отношениях. В результате конгресса сложилась Венская система международных отношений).
С 1815г. по настоящее время – «принцип национальности», дополненный «принципом господство права».
2.Повторить разделы «Социология» и «Политология», и подготовиться к обобщающему занятию.
Спасибо всем за внимание!!!
План составлен:
преподавателем социально-гуманитарных ___________ Калинчук С.В.
и спец.дисциплин
Приложение №1
Мозаичность современных международных отношений и статус РФРисунок 1Новость на Newsland: Мозаичность современных международных отношений и статус РФРисунок 3Рисунок 2Рисунок 4Flag of the United NationsРисунок 5Flag of the United Nations.svgNATO OTAN landscape logoРисунок 7NATO OTAN landscape logo.svgFlag of UNESCOРисунок 11Flag of UNESCO.svgМеждународный валютный фондРисунок 9Международный валютный фонд.pngРисунок 1215