Программа психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю. А. Гагарина»
МО «Котлас»
Экспериментальная
коррекционно-развивающая программа
детско-родительских отношений
«Доверие»
Педагог - психолог высшей
квалификационной категории
Дьякова Татьяна Геннадьевна
К О Т Л А С 2014
Руководитель программы:
Соболева Е.В. – директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина», высшая квалификационная категория.
Научный руководитель:
Чернорицкая Н.В. - педагог-психолог МОУ «Центр экспертной группы психолого-медико-социального сопровождения «Радуга», высшая квалификационная категория
Программа апробируется и разрабатывается практическим педагогом – психологом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина».
Программа коррекционно-развивающей работы, детско - родительских отношений «Доверие», предполагает работу с обучающимися всех ступеней обучения.
Форма проведения: индивидуальные и подгрупповые консультации, беседы и занятия.
Основная цель – оказание помощи в проблемных и конфликтных ситуациях во взаимоотношениях между родителями и обучающимися.
Задачи:
- использовать резервные возможности всех участников взаимоотношений;
- решать проблемные ситуации с применением приемов и техник психоанализа;
- применять комплексный подход решения проблемы.
Основные приемы и техники психоанализа.
Психологическое сопровождение проводится по личной инициативе одного из участников образовательного процесса.
Гипотеза: если разработать данную программу, то педагог- психолог может оказать более эффективную помощь в решении межличностных проблемных ситуаций во взаимоотношениях родителей и детей.
Актуальность темы в том, что ситуации проблемных взаимоотношений между родителями и детьми в современной действительности встречаются часто, во многом трудно решаемы.
Проблема детско-родительских отношений волнует всех. А раз есть проблема ее надо решать. Но как? Вопрос не простой. Для этого необходим грамотный подход и подготовленность специалиста.
В практике современного психолога существует много техник и методик для работы с детьми и родителями. Но здесь, как и в решении любой другой проблемы, необходимы действенные методы и техники. А так же очень важна специальная подготовленность психолога для работы по проблемам взаимоотношений родителей и детей.
Замысел программы заключается в том, что представленные техники помогут решить проблемы отношений, а также понять причину, почему возникают непонимание и разногласие во взаимоотношениях между самыми близкими людьми.
Человеческая психика сложна и многогранна. Здесь нет конкретных рецептов и советов, все очень индивидуально. И чтоб, хоть как-то оказать помощь, необходимо рассмотреть проблему со всех сторон, при этом работает основной принцип «не навреди». Запас огромного терпения и понимания, чуткое руководство и профессионализм - вот те гарантии успеха в работе с данной проблемой. И только тогда возможен результат. И не факт, что этот результат будет устраивать участников, важно движение в решении проблемы, раскрытие сути и причин. А решение конкретной проблемы возможно постепенно.
Имея достаточный опыт в педагогической деятельности, я могу позволить себе предложить действенную помощь. При этом есть подготовка как специалиста в области психологии.
В программе описываются техники и методики, адаптированные для работы с родителями, педагогами и, конечно же, с детьми. И основная цель, которая ставиться, - это оказание помощи всем, кто готов её принять и что-то изменить и измениться самому. Это работа важна и для меня как педагога-психолога, ведь помогая другим, я сама попробую измениться. Проблема отношений детей и родителей существовала всегда. Это классическая проблема поколений. Не стану ссылаться на примеры исторические и литературные, они известны многим, может быть в большей степени. Попробую построить свою работу на понимании и принятии всего, что происходит с каждым человеком в период конфликта, распада отношений между людьми близкими, в дальнейшем выстроить доверительные отношения, основанные на честном договоре. Близкие люди не должны, не могут и не имеют права (нравственного) друг другу врать. Искренность – основа отношения близких людей.
Педагогическая цель: систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса обучающегося, динамика его психического развития в процессе школьного обучения
Цель эксперимента:
Основным условием продуктивности и полезности результатов в работе является добровольное участие всех участников. Немаловажное значение имеет активность, понимание представленных техник и желание выполнять все предложенные задания. И только тогда возможен результат в решении той или иной проблемы.
Сроки эксперимента: март 2013 год – февраль 2016 год.
Прогноз возможных негативных последствий.
Педагоги– непринятие новых приемов и техник.
Родители – незнание эффективности предлагаемых приемов и техник, не желание участвовать в занятиях.
Обучающиеся – проявление личностных особенностей (чувство страха, боязни), психологической неподготовленности.
Способы коррекции компенсации негативных последствий.
Педагоги – предварительное знакомство со структурой занятий.
Родители – разъяснение содержания развивающих занятий.
Обучающиеся – индивидуальный подход с учетом индивидуальных, возрастных особенностей.
Состав участников эксперимента:
обучающиеся, родители, учителя, администрация муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина».
Функциональные обязанности.
Исполнитель: разрабатывается программу, апробировать с обучающимися всех ступеней учебного процесса.
Руководитель: оказывает консультативную, методическую помощь, вносит коррекцию в оформление программы, подготовки документации
Обучающиеся: активное участие в работе.
Родители: принимают активное участие в работе, интересуются результатами детских работ.
Администрации: оказывает организационную помощь, способствует повышению квалификации педагога-психолога
Детско-родительские отношения.
Методы и приемы.
1.«Миф рождения». В любом стиле продумать рассказ о своем рождении. Написать детские воспоминания. Написать самое главное. Осознать собственный ресурс, раскрыть подсознательное.
2.Тест «Дерево» (только с 5 лет). Арттерапия - дорисовать до состояния позитива.
3.Гендерная автобиография.
3.1.Сознательное восприятие себя (с какого возраста?).
3.2.С кем дружила? (Определить круг общения).
3.3.Какие игрушки, предметы заполнились из детства?
3.4.В какие игры играли? С кем?
3.5.Одежда. Что носил(а)? Что нравилось носить больше всего?
3.6. Распределение обязанностей. Обязанности мальчиков, девочек. Характерные особенности.
3.7.В школе отношение учителей к девочкам и мальчикам отличались?
3.8.Отношения между родителями: на чем строились, отличие обязанностей.
3.9.Генетические особенности: внешние и внутренние (от мамы, папы).
4.Работа с фотографиями. Принести фотографии ( с детства…). Рассмотреть фотографии, рассказать о фотографии. (Дать возможность выйти информации наружу).
5.Символ драма. Придумать сказки. (Продолжить предложения).
Жила-была…
Обычно…
Однажды…
И тогда…
И тогда…
И тогда…
И после этого…
И окончательно…
И был сделан вывод…
Работа со сказкой: дать название этой сказки, обозначить - завязку, кульминацию, развязку. Рассказать о впечатлениях от собственной сказки.
Определить ключевые события. Обозначить тип событий (определить жанр).
Назвать деятельность главного героя. Достигнута ли поставленная цель, если таковая есть. Проследить взаимоотношения с другими людьми. Определить состояние героев сказки (какими людьми окружен). Основные потребности – какие они? (И тогда можно разобраться, почему именно так действует герой).
Обсудить впечатления от сказки. И если есть готовность, то можно переписать сказку, меняя жизненный принцип, жизненный сценарий.
6.Шкала эмоциональных переживаний. На условно обозначенной прямой, определиться с эмоциональным состоянием. (Шкала предусматривает эмоциональные состояния от ненависти до любви и страсти).
7.Упражнение «Линия жизни». Арт- терапия.
Предложить нарисовать диаграммы на определенный возраст.
На цветных квадратных стикерах написать чувства пережитые на этапах жизни, цвет показывает пережитые состояния.
Проработать с прошлым, настоящим, выстраиваем цели и задачи на будущее.
Записать список приоритетов и ценностей. На сколько список желаний и приоритетов соответствует.
Сделать установки: я- реальное, я – идеальное, я – социальное.
8.Ассоциативный ряд. Словесный метод.
Ассоциации могут быть любые. Записывать сразу, долго не раздумывать. Разбивать на пары по своему усмотрению.
1 этап. Написать 16 ассоциаций о себе.
2 этап. Написать 8 ассоциаций, при этом объединить по 2 ассоциации.
3 этап. Написать 4 ассоциации, объединив по 2 ассоциации.
4 этап. 2 ассоциации. Нарисовать на каждую ассоциацию рисунок по своему желанию.
5 этап - заключительный. 1 ассоциация – общий рисунок.
Если не получается объединить два символа, значит идет внутреннее сопротивление - два человека: психолог и клиент не взаимодействуют. Необходимо: написать сочинение. Для того, чтобы найти причину не взаимодействия. 16 ассоциаций на человека который раздражает.
9. Тест «Китенок».
1 этап. Рисуем китенка.
2 этап. Рисуем китенка в эмоциональных состояниях: а) радостный, б) обиженный, в) влюбленный, г) злой.
3 этап. Китенок паре. (Обозначить своего китенка).
Провести беседу. Описать все рисунки. Где живет китенок? Что его радует? Как он проявляется злость? Если китенок в паре, то определиться кто его пара? Дать характеристику, какой китенок, назвать его особенности.
(Ответственность за рисунок несет клиент.)
10. Расстановка по Хеллингеру.
1 этап. Выбрать игрушки по ассоциациям. Игрушки ассоциируются по характерным особенностям с родными, близкими людьми. (Игрушек должно быть очень много разных). Во время выбора идет внутренняя работа, необходимо терпеливо ждать, без комментариев.
2 этап. Эмоциональное состояние – спокойное, уравновешенное. Предложить удобно расположится, сесть.
3 этап. Объяснить как происходил выбор. Объяснения начать с себя. Выбранный образ Я – объяснить про себя.
4 этап. Расставить остальных относительно себя. Отследить особенности отношений к другим.
5 этап. Выбор образа. Объяснение каждого выбрано образа. Назвать общие признаки, характерные особенности.
6 этап. Прочувствовать себя в роли каждой игрушки. Я… какая? (Назвать характерные особенности). Например: как львице тут? Как она себя чувствует?
7 этап. Попробовать объяснить ощущения и отношения каждой игрушки. (Что хочется делать?). Рассмотреть расположение, проанализировать ситуацию.
8 этап. Поиграть – создать ситуацию взаимоотношений в семье. Расставить так, чтоб было движение.
Игрушки берутся домой на три недели. Хранятся там, где хочется хранить.
11. Телесная техника.
Парные упражнения. Встать спиной друг другу. Телесный контакт руками.
1.Легкое пощипывание – 3 минуты.
2.Пощипывание – 3 минуты.
3.Поглаживание – 1 минута.
4.«Легкий ветерок», подуть на шею – 1 минута.
Упражнения на коврике.
1.Поза «звезды» - лечь на коврик. Спросить об ощущениях. Закрыта только спина.
1.1 Поглаживание стоп, каждой отдельно. Вращение стопы в разные стороны, бережно, осторожно. (Насколько позволяет клиент). 10-15 раз.
1.2 Поглаживание кистей руки, 10-15 раз. Берется снизу, бережно, осторожно.
1.3 Вращение головой бережно, аккуратно. При этом глаза должны быть закрыты. Спросить об ощущениях. Создать ситуация безопасности.
2.Лечь на спину, ногу полусогнуты. Родители придерживают концы покрывала. Затем приподнимают. Ребенок топчет покрывало столько, сколько хочет.
3.Лечь на спину, на покрывало. Покачивание в стороны. 10-15 раз.
4.Лечь на спину, ноги полусогнуты. (Родитель придерживает ноги).
Потоптаться по ногам, выбрав комфортное место.
Календарное планирование
№ Название методики Дата проведения примечание
1 «Миф рождения».
Словесный метод.
2 Тест «Дерево». Арт-терапия.
3 Гендерная автобиография.
4 Работа с фотографиями. Принести фотографии.
5 Символ драма. Придумать сказку. (Продолжить предложения).
6 Шкала эмоциональных переживаний.
7 «Линия жизни». Арт-терапия.
8 Ассоциативный ряд. Словесный метод.
9 Тест «Китенок». Проектно-рисуночый тест.
10 Расстановки по Хеллингеру
11 Телесная техника. Работа в паре.
Список используемых источников.
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб, 1991
Лапланж Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу. М., 1996
Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб, 1998