«Виды и приёмы деятельности для формирования контрольно-оценочных способностей учащихся на уроках географии»
«Виды и приёмы деятельности для формирования контрольно-оценочных способностей учащихся на уроках географии» Учитель географии МКОУ «Анненковской СШ» Майнского района Барышова Наталья Петровна «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»В. А. Сухомлинский Главная цель урока географии - развитие ребенка . Учитель должен так организовать учебный процесс , чтобы у детей было желание учиться , создать такие условия , чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность , которая превращает школьника в субъект , заинтересованного в обучении и саморазвитии . Ученик на уроке - это полноценный участник различных форм работы . Учитель на уроке - организатор обстоятельств , в которых ученик , используя все совместные наработки , ведет самостоятельный поиск. Учитель должен объяснить , показать , намекнуть , подвести к проблеме , создать ситуацию успеха , поощрять , давать уверенность , формировать мотивы учения , закрепить авторитет ученика среди одноклассников. Ведущая педагогическая идея Создание ситуаций, способствующих достижению и переживанию успеха учащихся, как результат, повышения мотивации учебной деятельности. Методические приёмы и содержание Защитный лист Перед каждым уроком на столе лежит ЛИСТ, куда ученик без объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят, но, подшивая эти ЛИСТЫ, учитель держит ситуацию под контролем. Кредит доверия Оценки ставятся авансом, «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. А для учителя важно дать понять ученику, что в него верят, что есть возможность для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому. Образовательная стратегия Учитель говорит в начале урока:- Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «5»? - Расскажи, как ты готовился. Подобные рассказы помогают делиться успешным ученикам своими стратегиями. Дети учат себя сами. Доволен - недоволен Учитель говорит:- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой. А тем, кто остался стоять:- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен? Учитель радуется и огорчается вместе с ребятами. Игра в случайность Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Для этого можно использовать жребий, вынимать бочонки русского лото с номером учащегося в журнале. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача у доски, тема повторения, доклада, вызываемый ученик с домашним заданием в тетради. Ассоциативное солнышко На доске учитель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося. Вопросы к теме Учитель сообщает тему урока, ученики составляют вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать или найти сами. Получи бонус В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по Д/З и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик. Лови ошибку! Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер оглашает задание и результат его решения перед всем классом.. Составь рассказ Используя опорные слова, составьте связный рассказ. Лови ошибку! Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер оглашает задание и результат его решения перед всем классом.. Белая ворона Найти лишний объект. Пример. 8 класс. Тема «Природные зоны». Перечислены растения, определить лишнее, объяснить причину. Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай ( Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии). Ученик получает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, который надо рассортировать по конвертам. Например, по теме «Гидросфера» ученик получает три конверта. На одном написано «Море», на втором— «Озеро», на третьем — «Река». Рядом лежат 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. Географическая почта Согласен – не согласен Ученики пишут в столбик цифры от 1 до 10. Затем учитель зачитывает список из десяти предложений, каждое из которых содержит в себе некоторую законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Дерево мудрости Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к «дереву мудрости». После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него.. Гипертекст Гипертекст – это метод наглядного графического описания понятий и их смысловые связи, которые можно проследить по направлению стрелок. Проходя по всем возможным направлениям, будут выстраиваться предложения, а в целом должен получиться связный рассказ. Кластер Кластер представляет собой запись фраз по ключевому слову, которые на стадии осмысления, после просмотра текста учебника анализируются и дополняются новыми ассоциациями. На стадии рефлексии учащиеся получают вопросы, ответы на которые они должны искать по кластеру или в тексте учебника.. самооценка Дается лист или таблица самооценки знаний по определенной теме, где ребенок самостоятельно оценивает степень усвоения пройденного материала по балльной системе. Шкала оценивания. «+», участвовал в работе – 1 балл, «0», не участвовал в работе – 0 баллов, «-», мешал работе – минус 1 балл. Трехуровневое задания Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Второй уровень – задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. Третий уровень – творческое задание. Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание можно задавать после проведения контроля. Идеальное задание 3Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактического материала: составить тест из 5 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.. Творчество работает на будущее