Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Как учителя, мы часто замечаем, что многие дети несколько раз переспрашивают то, что им только сейчас объяснили (сколько клеток пропускать, писать ли краткую запись к задаче) Как мамы, мы по несколько раз просим своих детей вовремя убрать игрушки, приготовиться ко сну Почему же это происходит?Каждый из нас легко ответит на этот вопрос: «Дети невнимательны». А что же такое внимание? Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком – либо реальном объекте. Внимание не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своём объекте лишь как свойство этой деятельности. Результатом внимания является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Внимание может быть: Непроизвольное – устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное – это сознательно направляемое и регулируемое внимание. Человек сознательно избирает объект, на который направляет своё внимание. Произвольное внимание требуется там, где непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем внимание в соответствии с целями, которые мы ставим.Развитие внимания у детей совершенствуется в процессе обучения и воспитания. Внимательные дети учатся лучше. У невнимательных успеваемость связана с показателями произвольного внимания и его распределённостью. Поэтому тренировка распределённости внимания может способствовать улучшению успеваемости.
Основные виды внимания ребёнка – непроизвольное и произвольное тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Поэтому учителя должны стремиться сложное и малоинтересное для своих учеников задание сделать занимательным и интересным. Упражнения для развития внимания на уроках математики.1. Игра «Красные – Синие».«Красные» по команде выкладывают на парту кружочки. Стоп! А «Синие» столько же квадратиков ( или больше, меньше )2. 8, 2, 6, 4, 1. Записать исчезнувшее число.3. Записать числа по памяти.4. Игра «Живые цифры».Детям раздаются цифры. Выходят к доске: а) соседи данного числа; б) на 4 больше, на 2 меньше; в) сумма 5 и 2, разность 6 и 3. 5. Показ цифрой количество моих хлопков, стуков, морганий 6. Хлопните, топните столько раз, какую цифру я покажу. 7. Счёт через 2. 1 – хлопок в ладоши 2- коснуться ладонями соседа 8. Сложение и вычитание на числовом отрезке. 9. Хоровое проговаривание счёта, состава чисел и другого вводимого материала способствует непроизвольному запоминанию. 10.Игра « Кто за кем?» Дети у доски. Водящий отворачивается. Дети перестраиваются. 11.Игра «Что изменилось?» Упражнения для развития внимания на уроках русского языка и чтения.1. На доске слоги. Дети закрывают глаза. Что изменилось? (один слог убирается, или слоги меняются местами)2. Написать слоги по памяти.3. Чтение слов в столбике, найти и показать нужный слог.4. Закрывается верхняя половина буквы или слога. Дети отгадывают.5. Показ слога с твёрдым согласным звуком. Нужно написать слог с мягким согласным звуком. От чего зависит твёрдость и мягкость согласных звуков?6. Использование силы голоса при чтении слогов, слов.7. Речевые зарядки, чистоговорки, скороговорки вырабатывают чёткое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый темп чтения, память, обогащают речь.8. Закончите слова: ча, кук, или начните нал, ма.9. При знакомстве с буквой дети придумывают слова, в которых эта буква находится в начале, в середине, или в конце слова.10.Из сказки или рассказа выбрать слова с нужным звуком и запомнить их.11.Цепочка слов. П Г И З К С П 12.Кроссворд.13.Г О Р К А К - - - - М - - - А14.Найди слова с разными сочетаниями: а) жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн б) самое длинное, самое короткое слово.15.Показ картинки. Назовите 1 звук, последний звук.16.Составь слово из 2, 3 слогов.17.Среди большого количества букв выбрать слово.18.Прочитать слово справа налево.19.Написать алфавит через 2, 3 буквы.20.Составить вопросы по прочитанному.21.Найти восклицательное, вопросительное предложение. Правильно их прочитать.22.Составить предложение из слов.23.Описать один из трёх предметов ( который убрали). Игры с завязанными глазами несут определённую смысловую нагрузку, отключают зрительный анализатор, включают другие органы: слух, осязание. Идёт переключение внимания. Зажмурьтесь и достаньте из портфеля ручку или дневник. Расскажите, что вы чувствовали при этом, как изменилось ваше внимание, слух, как действовали руки. У человека с завязанными глазами напрягается внимание, он старается представить себе все подробности предмета, обостряется слух, осязание, начинается ощущение материала, из которого сделан предмет, движения его становятся осторожными и рассчитанными. 1 С закрытыми глазами нарисуйте в определённой последовательности домик с двумя окнами, дверью, изгородью, дерево с правой стороны, крышу. 2. У доски 3 команды рисуют с закрытыми глазами голову человека, рот, волосы, левый глаз, подбородок, правое ухо