РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
Учитель начальных классов
Соколова Н.В.
г Якутск
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребёнка нельзя считать неизменными . Они зависят от готовности ребёнка к обучению в школе , а также от того , с какого времени начинается и как идёт обучение в соответствующем возрасте. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы ускоряют развитие , а менее совершенные замедляют его .Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребёнка .
С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов ,приобретение им качеств , свойственных взрослым людям .Это связано с тем , что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений , требующие от них наличия новых психологических качеств.
Психологами доказано , что обычные дети в младших классах вполне способны усваивать и более сложный материал.
Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе , представляет саморегуляция поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока , не разговаривать, не ходить по классу , не бегать по школе во время перемен . В других ситуациях , напротив , от него требуется проявление необычной ,довольно сложной и тонкой двигательной
активности , как , например , при обучении рисованию и письму .
На занятиях учитель задаёт вопросы , заставляет их думать , а дома тоже самое от ребёнка требуют родители при выполнении домашних заданий . Напряжённая умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их , но это часто происходит потому , что ребёнок устаёт именно не от умственной работы , а по причине его неспособности к физической саморегуляции .
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов ( восприятие , внимание , память , воображение , мышление и речь ) , необходимость которых связана с поступлением в школу .
Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным ,сильным и конкурирующим остаётся непроизвольное внимание детей. Что касается переключаемости , то она в этом возрасте выше , чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка . Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий .
Для того , чтобы достигать поставленной цели , ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности – это и формирование умственных действий контроля .
Произвольное внимание тесным образом связано с речью. Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи , в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки одного объекта и сравнивать их с особенностями другого .
К .Д. Ушинский подметил , что внимание – это « та дверь , через которую проходит все , что только входит в душу человека из внешнего мира» .
Внимание- основа любой интеллектуальной деятельности . Ни один психический процесс ,будь-то восприятие , мышление , память или воображение , не может протекать без внимания . Психологами установлено ,что чем выше уровень развития внимания ,тем выше эффективность обучения .Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе , особенно в младших классах .Обучение ставит перед ребёнком новые задачи, не похожие на те , которые он привык решать во время игры . Учебные задания , в отличии от игровых , как правило , содержат больше новой информации , а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения . К сожалению , и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым . И чтобы справиться со всем этим , нужно уметь управлять своим вниманием , подчинять его своей воле .А для этого необходимо его специально тренировать .
Рассмотрим способности несколько подробнее :
Устойчивость и концентрированность внимания .
Чем дольше ребёнок может удерживать своё внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в её суть, и тем больше у него возможностей её решить .Детям 6-7 лет трудно сосредоточиться на однообразной и
малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Устойчивость внимания существенно повышается , если ребёнок активно взаимодействует с объектом ,например , рассматривает его и изучает , а не просто смотрит .При высокой концентрации внимания ребёнок замечает в предметах и явлениях значительно больше , чем при обычном состоянии сознания .А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам , не задерживаясь подолгу на каком – либо из них .В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечёткими.
2.Переключение внимания.
Способность к переключению внимания имеет очень важное значение в игровой и учебной деятельности ребёнка .Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям тогда , когда нужно , например , от игры перейти к учебному заданию или чтению книги , последовательно выполнять определённые указания взрослого , при решении задачи осуществить разные умственные действия в заданной последовательности.Они сосредоточены или сильно увлечены одним действием и не могут быстро переключаться на другое .Это часто наблюдается у детей с инертным , флегматическим типом темперамента. Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путём специальной тренировки .
Наблюдательность .
Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать , изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность –наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали , необходимо многое помнить об
аналогичных объектах,а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Младшие школьники уже многое замечают , и это помогает им познавать окружающий мир . Однако более высокому уровню наблюдательности нужно ещё учиться и учиться . Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления , а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребёнка , элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность.
Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала , в частности на ранних ступенях филогенетического развития , оно непосредственно включено в практическую деятельность , в поведение . Внимание сначала возникает как настороженность ,бдительность ,готовность к действию по первому сигналу , как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия .Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность , которая служит для подготовки к действию .
По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая , внимание принимает новые формы : оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцание объекта , углубленности и собранности на предмете размышления .Если выражением внимания , направленного на подвижный внешний объект , связанным с действием, является устремлённый во вне взгляд , зоркоследящий за объектом и перемещающийся вслед за ним , то при внимании , связанном с внутренней деятельностью , внешним выражением внимания служит неподвижный , устремлённый в одну точку , не замечающий ничего постороннего взор человека .Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается
не покой , а деятельность , только не внешняя , а внутренняя .Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя .
Внимание к объекту , будучи предпосылкой для направленности на него действия ,является вместе с тем и результатом какой – то деятельности . Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность , направленную на объект , можно поддержать сосредоточенность на нём своего внимания . Внимание – это связь сознания с объектом , более или менее тесная , цепкая ; в действии , в деятельности она и крепится ,говорить о внимании , его наличии или отсутствии можно только применительно к какой - нибудь деятельности – практической или теоретической . Человек внимателен , когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности и оба направления таким образом совпадают .
Это положение оправдывается в самых различных областях деятельности .
Станиславский подметил : « Внимание к объекту , -пишет он , - вызывает естественную потребность что-то сделать с ним . Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом , внимание сливаясь с действием и взаимопереплетаясь , создаёт крепкую связь с объектом .