«Психолого-педагогические подходы в работе с учащимися в начальный период обучения»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Психолого-педагогические подходы в работе с учащимися в начальный период обучения»
Между возрастом, развитием и поведением человека существует определенная зависимость. Объектом труда педагога является растущий человек, у которого объективно существуют этапы анатомо-физиологического созревания организма, нервной системы и психики. Педагог в своей деятельности должен основываться на знании возрастных этапов растущего человека и динамики перехода от одного этапа к другому. Каждый возраст обладает своими возможностями и требует особого педагогического влияния. В обучении и воспитании все должно идти своевременно и последовательно. Отмечаются периоды развития сензитивные. В это время человек бывает особенно чувствителен к влияниям окружающей действительности. В такие периоды наиболее оптимально развивается психика, свойства человека. Есть сензитивные периоды развития речи, творческого мышления, нравственных установок и т.д.
Существуют объективные и субъективные особенности человека. К объективным особенностям относятся состояние анатомо-физиологических систем организма, нервной системы, психики. К субъективным относятся ценностные ориентации растущего человека. Каждый возраст ориентируется на определенную систему ценностей.
Младший школьный возраст 6-10 лет. Это один из этапов возрастного развития детей, выделяемый современной педагогикой. Именно этот период чаще всего и совпадает с началом обучения в ДШИ. Нужно отметить некоторые особенности мышления, памяти, внимания, чувств, воли. Так память изменяется от наглядно-образной к словесно-логической. В этот период легче запоминаются факты, примеры, чем понятия, правила. Отсюда изменения в мышлении. Внимание неустойчиво, кратковременно. Ребенок трудно сосредотачивается на материале, лишенном эмоциональной привлекательности.
Воля довольно слаба, а внушаемость велика. Все, что касается учебы для ребенка значимо, а его самооценка связана с оценкой его деятельности учителем. Здесь учителю нужно быть осторожным не захвалить ребенка, но и не подорвать веру в свои силы. На уроке нужны паузы-разрядки, так как внимание детей кратковременно. В этот момент нужно чаще менять задания. Больших усилий требует научить детей культуре внимания, воспитанию отношения к учению как к труду, требующему воли, организованности.
Невозможно переоценить преимущества раннего обучения. Впечатления, полученные в юности, оказываются самыми прочными. Ребенок, готовящийся к музыкальной деятельности, должен заниматься музыкой в раннем возрасте столько, сколько допускает его здоровье и восприимчивость. Откладывать эту работу на слишком долгое время так же опасно, как и перегружать его сверх того, с чем он в состоянии справиться умственно и физически.
Дети усваивают гораздо быстрее, чем взрослые – не только вследствие того обстоятельства, что по мере продвижения учащегося работа становится все более и более сложной, но также и потому, что ум ребенка куда более восприимчив. У ребенка в возрасте между восемью и двенадцатью годами сила восприятия при занятиях музыкой просто громадна.
Делая вывод, можно сказать, что преподаватель, изучая методическую литературу из разных областей: педагогики, музыкальной педагогики, психологии, музыкальной психологии, зная возрастные особенности растущего ребенка – созревание нервной системы, психики, учитывая, что в этот период ребенок быстро утомляется, внимание кратковременно, а ум более восприимчив, должен на начальном этапе обучения так спланировать урок, чтобы как можно больше дать нового, в то же время не перегружая его, чаще менять, разнообразить задания, делать паузы-разрядки, использовать игровые формы.
ЛИТЕРАТУРА
Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания – М.: Музыка, 1979 г.
Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой – М.: Просвещение, 1991 г.
Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре – М.: Классика XXI, 2002 г.