Психолого-педагогические и медицинские аспекты информатизации обучения. Профилактика усталости при работе с компьютерной техникой
Психолого-педагогические и медицинские
аспекты информатизации обучения.
Профилактика усталости при работе с компьютерной техникой
Эффективное использование компьютера в учебном процессе возможно при условии разумного сочетания методологических, эргономических, информационных, технологических и психолого-педагогических аспектов при разработке компьютерных обучающих программ. Ключевым является последний из указанных аспектов, поскольку при его отсутствии либо недостаточной проработке компьютерная программа из обучающей превращается как максимум в информирующую, как минимум - в развлекательную. При этом данный аспект продолжает оставаться мало изученным.
Компьютерная обучающая программа, эффективное обучение, учебные мотивы, правила разработки обучающих программ.
Основной показатель высокого качества обучающей программы - эффективность обучения. Богатейшие демонстрационные возможности и высокая степень интерактивности системы сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать обучающую программу полезной. Эффективность программы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает предусмотренные цели обучения как ближайшие, так и отдаленные. При решении любого вопроса, начиная с использования графики и кончая индивидуализацией обучения, во главу угла должны ставиться учебные цели. Богатейшие возможности компьютера необходимо проанализировать с точки зрения психологии и дидактики и использовать тогда, когда это целесообразно с педагогической точки зрения. Не следует гнаться за внешним эффектом, обучающая система должна быть не эффектной, а эффективной.
Обучающая программа должна:
- позволять строить содержание учебной деятельности, с одной стороны, с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики, а с другой - с учетом конкретных целей обучения;
- стимулировать познавательную активность учащихся, формировать учебные мотивы;
- учитывать в содержании учебного материала и учебных задач уже приобретенные знания, умения и навыки учащихся, отражать междисциплинарные связи;
- обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний, причем диалог должен активизировать познавательную деятельность учащихся путем включения их в процесс рассуждения, моделировать совместную (субъект-субъектную) деятельность;
- содержание учебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- обратная связь должна быть педагогически оправданной, сообщать студенту, насколько он продвинулся в достижении цели, информировать о допущенных ошибках и способах их устранения;
- адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации;
- позволять учащемуся вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному учебному материалу;
- содержать адекватные и разнообразные формы контроля.
Все указанные требования достигаются при условии разумного сочетания методологических, эргономических, информационных, технологических и психолого-педагогических аспектов при разработке компьютерных обучающих программ
Дидактические возможности компьютерного обучения достаточно многообразны. Иллюстрирование сложных процессов, конкретных ситуаций, взаимоотношений между людьми; использование разнообразных статичных и динамичных средств визуальной наглядности; возможность проектирования с использованием разнообразных мультимедийных средств; создание, форматирование и редактирование графических объектов; организация виртуальных лабораторных, практических работ в различных областях знания; организация виртуальных экскурсий. Но во всем этом должен быть педагогический смысл, прозрачность целей и условия, учитывающие психологические закономерности образовательного процесса, мыслительной деятельности и индивидуальные особенности обучаемых. В противном случае, при недооценке психолого-педагогических проблем компьютеризации обучения, недостаточном учете психологических особенностей деятельности педагога и учащегося, возможности обучающей программы резко снижаются.
Следует иметь в виду, что применение компьютера сильно влияет на все аспекты учебного процесса: и на содержание учебного материала, и на методы обучения, и на используемые учебные задачи, и на мотивацию учащихся и т.д. Все это обусловливает исключительное значение психолого-педагогических проблем при разработке эффективных обучающих программ.
Чтобы обеспечить эффективное использование компьютера в учебном процессе, недостаточно заложить в компьютер систему указаний, даже правильных, необходимо спроектировать условия, в которых учащийся захочет следовать этим указаниям, а не поступать
вопреки им. Только та обучающая программа сможет обеспечить эффективное обучение, разработчики которой учитывают в должной мере человеческий фактор, видят в учащихся субъектов учебной деятельности, а не придаток к компьютеру, слепо повинующийся его указаниям. Такие психолого-педагогические условия возникают в том случае, когда разработчики обучающих программ учитывают особенности протекания познавательных процессов обучаемого, используют приемы формирования учебных мотивов, реализуют индивидуальный подход в обучении. Говоря об учете особенностей познавательных процессов, следует уделить внимание таким из них, как восприятие, память, мышление.
Восприятие. Органы чувств человека имеют определенные ограничения как по диапазону действия раздражителей, так и по скорости их изменения. Слишком медленные или слишком быстрые изменения человеком просто не воспринимаются. Оптимизация скорости передачи информации позволяет перенести эти изменения в непосредственно воспринимаемый человеком диапазон.
Память. Способность человека к запоминанию ограничена. Известно, что объем кратковременной памяти человека 7+2 единицы информации. Кроме того, количество запомненной информации существенно падает со временем. Соответственно, избыток информации будет приводить к информационной перегрузке, недостаток - к скуке и снижению мотивации. При организации информационного пространства и решении вопроса об очередности предлагаемого материала следует помнить об «эффекте края», т.е. наиболее важную информацию размещать в начале и в конце текста.
Мышление - главный процесс познания. Любое образование должно не эксплуатировать память, а формировать и развивать критическое и творческое мышление. Следовательно, любая обучающая программа будет, по сути, обучающей, если предоставит учащемуся возможность размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Система ссылок позволяет организовать учебный материал таким образом, чтобы студент мог знакомиться с разными гипотезами, версиями, разнообразными фактами, искать дополнительные сведения в подтверждение или опровержение какой-либо точки зрения.
Еще одна важная закономерность мышления как психического процесса заключается в том, что для его качественного функционирования необходимо вдуматься, настроиться, размышлять, рефлексировать, проникая в суть вещей Поэтому обучающая программа не должна строиться лишь по принципу яркого калейдоскопа, привлекающего поверхностное внимание студента. Необходима определенная организация содержания обучающего материала. Факты, наглядные иллюстрации, мнения ученых должны быть выстроены в определенном, целенаправленном русле. В этом случае можно добиться от обучаемого согласованного и правильного хода мыслительного процесса.
Специфика компьютерного обучения сама по себе предполагает наличие одного из общеизвестных стимулирующих приемов - наглядности предоставления материала. Наглядность активизирует познавательные ресурсы человека, позволяет преодолеть усталость. Важно при этом чередовать схемы с картинками, визуальную информацию с аудиальной, графики и таблицы, стимулирующие логическое мышление с анимацией и видеорядом, активизирующим образное мышление.
Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые задания. При этом важно, чтобы проблемные ситуации находились в зоне реальных учебных возможностей (если предполагают самостоятельное решение) или в «зоне ближайшего развития», по Л.С. Выготскому (если решаются группой под руководством преподавателя). Компьютерные обучающие программы обладают в этом случае некоторыми преимуществами перед аудиторными занятиями, поскольку посредством гиперссылок и возможностей сети Интернет ускоряют процесс поиска необходимой информации, что называется, «не сходя с места».
Таким образом, открывается еще одна ниша формирования мотивов учения - это индивидуальный подход к обучаемым, который в условиях компьютерного обучения реализовать гораздо проще, чем в аудитории.
Дифференцированный подход при компьютерном обучении проявляется еще и в том, что каждый студент получает адресную обратную связь с преподавателем и индивидуальные рекомендации по устранению ошибок или по дальнейшему самосовершенствованию.
Существенно повышает мотивацию учения наличие в компьютерной программе возможности вести диалог между обучаемыми, вести обучение в сотрудничестве. При этом следует учитывать один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве -разнородность групп (один сильный, один или два средних, один слабый). Задание при этом дается одно, но члены группы могут распределить роли самостоятельно. Любые вопросы, возникающие при выполнении задания, члены группы сначала пытаются решить совместными усилиями, помогая друг другу, обсуждая возможные варианты. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, тогда обращаются к педагогу. Когда единое задание выполнено и все члены группы согласны с его решением, его проверяет преподаватель. При этом баллы распределяются равномерно среди участников группы, что стимулирует сильных помогать слабым. Но это не означает уравнивания студентов. Защищая задание и рассказывая о процессе его выполнения, каждый участник группы может проявить свою индивидуальность и получить дополнительные баллы.
Помимо сказанного, особую важность имеет профессиональная направленность заданий. В этом случае обучаемый получает уверенность, что эти знания ему точно пригодятся, что выполнение задания имеет конкретный смысл.
Завершая обзор способов формирования учебных мотивов, следует отметить необходимость проработки четких критериев оценивания с указанием конкретных форм и сроков отчетности. Это устраняет субъективные ощущения несправедливого оценивания со стороны учителя, организует ученика, исключает недопонимание между участниками образовательного процесса.
Из всего изложенного очевидно, что создание обучающих программ - творческий процесс, требующий логического мышления, педагогических и психологических знаний и интуиции.
Ни для кого не секрет, что компьютеризацию сегодня принято считать панацеей - только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! И, очевидно, эта "пандемия" неостановима... Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. И одна из наиболее важных - экологическая. Много слов в печати и в других СМИ сказано о вредном влиянии компьютера на здоровье пользователей. Некоторые бойкие авторы даже грозят вымиранием человечеству, сидящему за дисплеями.
Страшно это или нет? Если страшно, то почему, и как совместить эту данность с безопасностью пользователей? Необходимо объективно оценивать эти проблемы, ибо для борьбы с любой опасностью прежде всего надо знать, что она собой представляет!
У экологической проблемы компьютеризации две составляющие. Первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером. Вторая - техническими параметрами средств компьютеризации. Эти составляющие - "человеческая" и "техническая" - тесно переплетены и взаимозависимы. Исследования подобных проблем - предмет эргономики, науки о взаимодействии человека, основной целью которой является создание совершенной и безопасной техники, максимально ориентированной на человека, организация рабочего места, профилактика труда. Эргономика изучает трудовую деятельность в комплексе, в ней объединяются научные дисциплины, развивавшиеся прежде независимо друг от друга. Поэтому задачу этого реферата можно сформулировать так -анализ эргономической безопасности компьютера и методы ее обеспечения.
Почему работа за компьютером наносит вред здоровью человека?
То, что работа за компьютером вовсе не безопасна, раньше других почувствовали в самой компьютеризированной стране мира - Соединенных Штатах Америки. Эпидемия "белых воротничков" охватила США, нанося вред здоровью многих людей. По данным Министерства труда, одни только так называемые "повторяющиеся травмирующие воздействия при работе с компьютером" (ПТВРК) обходятся корпоративной Америке в 100 млрд. долларов ежегодно. Компенсации, выплаченные служащим, достигают астрономических размеров, а некоторым пострадавшим от работы за компьютером приходится расплачиваться жестокими болями в течение всей жизни. Но какие причины, ведут к столь серьезным проблемам, связанным с постоянным использованием компьютера?
Зрительная работа за компьютером и ее последствия
Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название "компьютерный зрительный синдром" (CVS-Computer Vision Syndrome). Причин его возникновения несколько. И прежде всего - сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека, которая приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (картин природы, рисунков, печатных текстов и т. п.), а не для работы с дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения - оно светится; состоит из дискретных точек; оно мерцает, т. е. эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам (спектры излучения люминофоров отличаются от спектров поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые ответственны за наше цветовое зрение). Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные.
В чем же выражается зрительное утомление? Сегодня уже миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз - чувство жжения, "песка", покраснение век, боли при движении глаз.Микротравмы
Микротравма - это постепенный износ организма в результате ежедневных нагрузок. Большинство нарушений в организме происходит из-за накапливающихся микротравм. Такой тип повреждений не возникает вдруг, как перелом руки или ноги (макротравма). Прежде, чем вы почувствуете боль, может пройти несколько месяцев сидения в неправильной позе или повторяющихся движений. Боль может ощущаться по-разному: в виде жжения, колющей или стреляющей боли, покалывания.
Заболевания, вызванные повторяющимися нагрузками ПВПН и ПТВРК
Повторяющиеся действия приводят к накоплению продуктов распада в мышцах. Эти продукты и вызывают болезненные ощущения. Очень трудно предотвратить повторяющиеся движения кистей и ладоней при работе на компьютере, однако регулярные перерывы и упражнения на растягивание мышц могут предотвратить ПВПН и ПТВРК.
Профилактические методы уменьшения усталости при работе за компьютером
Осанка
Осанка - это положение, которое принимает ваше тело, когда вы сидите за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовывать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск ПВПН и ПТВРК.
Правильная осанка
При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем обычно. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч. Плечи должны располагаться точно над бедрами. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед. Более детальное описание организации рабочего места находится ниже.
Неправильная осанка
При следующих типах неправильной осанки вероятность ПВПН и ПТВРК повышается.
Сгорбленное положение:
· Увеличивает и без того большую нагрузку на позвоночник.
· Заставляет жидкое содержимое межпозвоночных дисков поясничного отдела позвоночника оттекать назад.
· Приводит к чрезмерному растяжению мышц, поддерживающих осанку.Сгорбленное положение может приводить к заболеваниям:Синдром запястного канала.
Грыжа межпозвоночных дисков поясничного отдела. Грыжа межпозвоночных дисков шейного отдела.
Голова выдвинута вперед
Такая осанка часто возникает по следующим причинам:· глядя на экран монитора, пользователь напрягается, что заставляет его вытягивать шею вперед;· сидя в такой позе, приходится откидывать голову назад, чтобы разглядеть объект, расположенный прямо перед вами. Это усиливает прогиб шейного отдела позвоночника; вытягивание головы вперед вызывает напряжение мышц основания головы и шеи, что ограничивает кровоток в сосудах шеи, т.е. кровоснабжение головы и отток крови от нее. Напряженные мышцы у основания головы и шеи при вытягивании головы вперед могут привести к следующим нарушениям:головные боли боль в шее боль в руках и кистях.
Сутулость
Линия плеч располагается не точно над линией бедер и под линией ушей. Сутулость вызывает чрезмерную нагрузку на плечевые сухожилия, что приводит к напряжению мышц плеча.
Эрг-упражнения для улучшения осанки
"ГЛЯДЯ В НЕБО"
Цель этого упражнения - устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела.
Поза: стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться назад глядя в небо.Вернутся в исходное положение.
"ЕГИПТЯНИН"
Цель - укрепление мышц задней стороны шеи для улучшения осанки и предотвращения болей в области шеи. Упражнение способствует предотвращению: синдрома запястного канала вытягиванию шеи вперед дисфункции височно-нижнечелюстного сустава грыжи межпозвоночных дисков шейного отдела синдрома верхней апертуры грудной клетки.
Поза: сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз.Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад.В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.
"АБРА-КАДАБРА"
Цель упражнения: усиление кровотока к ладоням; снятие напряжения в запястьях и ладонях; удаление продуктов распада из области запястного канала и ладоней.
Поза: сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.
Абра-: медленно сжать ладони в кулак.
Кадабра: медленно разжать кулаки.
Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.
Синдром запястного канала
Синдром запястного канала (СЗК) по существу представляет собой травму запястья. Чтобы понять его сущность, необходимо разобраться в физиологии. Запястье - это место соединения лучевой и локтевой костей (костей предплечья) и восьми костей кисти (мелких костей ладони). Через запястный канал проходят срединный нерв и 9 сухожилий мышц кисти. Срединный нерв обеспечивает чувствительность поверхности большого, указательного и среднего пальцев со стороны ладони, поверхности безымянного пальца, обращенной к большому пальцу, а также тыльной стороны кончиков тех же пальцев. Срединный нерв иннервирует мышцы, обеспечивающие движения большого, указательного и среднего пальцев.Патологическое состояние, называемое синдромом запястного канала (СЗК), вызывается ущемлением срединного нерва в запястном канале. Оно возникает при распухании срединного нерва и/или сухожилий кисти. Чаще всего СЗК - это ПВПН в результате многочасового сидения за компьютером с неправильной осанкой.
Накапливающаяся травма вызывает накопление продуктов распада в области запястного канала. Если пользователь не делает регулярных перерывов и не выполняет простые эрг-упражнения для кисти, продукты распада вызывают распухание, а затем и развитие СЗК.Не все случаи болей в запястье объясняются СЗК. Другие синдромы, такие, как: грыжа межпозвоночных дисков шейного отдела, синдромы верхней апертуры грудной клетки или ущемление плеча часто ошибочно диагностируют как СЗК. В следующем разделе описаны симптомы СЗК и упражнения для его профилактики.
Симптомы СЗК:
· Жгучая боль и покалывание в области расхождения ветвей срединного нерва (запястье, ладонь, а также пальцы, кроме мизинца).
· Ослабление мышц, обеспечивающих движение большого пальца.
· Болезненность и онемение, заставляющие просыпаться.
· Неловкость и слабость пораженной ладони.
Как избежать боли (профилактика):
· Эргономичная организация рабочего места для сведения к минимуму рабочей нагрузки на область запястного канала.
· Эрг-упражнения на растягивание и укрепление мышц запястья и ладони. Регулярные перерывы в работе с мышью и клавиатурой.
· Правильная осанка. Предусматривает изменение позы примерно дважды в час.
ЛЕЧЕНИЕ:
· Эрг-упражнения для лечения СЗК на растягивание мышц запястий и ладоней.
· Эргономичная организация рабочего места для минимизации рабочей нагрузки на область запястного канала.
· Избегать или, по меньшей мере, сводить к минимуму действия, вызывающие боль.
· Положить лед на пораженную область.
· На ночь надевать на запястье особую шину, фиксирующую ладонь и пальцы в "растопыренном" положении. Это приводит к освобождению срединного нерва во сне - когда симптомы СЗК проявляются чаще всего.
· Улучшение осанки для снижения напряжения в области запястья.
· Изменение образа жизни для профилактики дальнейших повреждений.
Эрг-упражнения для профилактики ПВПН
"РАЗГОВОР С ЛАДОНЬЮ"
Цель упражнения: Растягивание мышц-разгибателей запястья и пальцев (мышц, проходящих через запястный туннель и входящих в кисть руки); Увеличение притока крови по сосудам, проходящим через запястье и ладонь; Профилактика синдрома запястного канала.
Поза: сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч.Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад.
В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.
"ПРИПОДНИМАНИЕ КРЫШКИ СТОЛА"
Цель: Укрепление разгибающих мышц запястья (мышц, проходящих от запястья вверх к внутренней стороне локтя). Профилактика синдрома запястного канала.
Поза: сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение.
В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.Смысл упражнения состоит в том, чтобы активизировать мышцы с целью их укрепления. Для достижения желаемого результата эти упражнения рекомендуется повторять не менее 10 раз.
Регулярное выполнение эрг-упражнений приведет к укреплению этих мышц и поможет добиться следующих результатов: увеличить кровоток; удалить продукты распада, вызывающие болезненность мышц; уменьшить усталость; увеличить общую продуктивность и эффективность работы.
Зрительная профилактика
УПРАЖНЕНИЯ
· Плотно закрыть глаза руками так, чтобы через них не проходил свет. Следите при этом за тем, чтобы посадка была удобной. Особое внимание - на спину и шею, они должны быть прямыми и расслабленными. Закрыв глаза, попытаться увидеть перед глазами абсолютно черный цвет. Удастся это не сразу, скорее всего, постоянно будут возникать цветные полоски, ромбики и кляксы. Чем чернее будет цвет, тем лучше расслаблены глаза. Многие людей со слабой близорукостью могут добиться полного восстановления зрения сразу после выполнения этого упражнения.
· Закрыв глаза, глядя сквозь веки на солнце (или на яркую лампу), поворачивать глаза вправо-влево, делая круговые движения. После окончания упражнения крепко сжать веки на несколько секунд. Упражнение носит скорее не расслабляющий, а возбуждающий характер, поэтому после него рекомендуется делать упражнение, описанное выше.Есть другой вариант этого упражнения. Отличается только тем, что при его выполнении необходимо быстро моргать глазами, а не закрывать их. Теперь в поворотах вправо-влево могут участвовать не только глаза, но и голова.
Технические методы увеличения безопасности работы за компьютером
Устройства ввода информации
В отличие от мониторов для компьютерных устройств ввода (клавиатура и мышь) в настоящее время не имеется общепринятых и широко распространенных стандартов. В тоже время многие производители данного оборудования рекламируя свою продукцию, описывают различные конструктивные решения, повышающие эргономичность ее использования: клавиатура с возможностью регулирования расположение клавиш, мышь с формой, уменьшающей усталость кисти при длительной работе. Хотя некоторые из них стоит рассматривать только как броскую рекламу, многие модели действительно являются своеобразным технологическим скачком вперед с точки зрения безопасности работы за компьютером.
Эргономичная организация рабочего места
Даже самое эргономичное оборудование в мире не поможет вам избежать заболеваний, если использовать его неправильно. Следуя простым советам по эргономичной организации рабочего места, можно предотвратить дальнейшее развитие заболеваний.
Рабочее пространство.
Научная организация рабочего пространства базируется на данных о средней зоне охвата рук человека - 35-40 см. Ближней зоне соответствует область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область вытянутой руки
Работа с клавиатурой.
Неправильное положение рук при печати на клавиатуре приводит к хроническим растяжениям кисти. Важно не столько отодвинуть клавиатуру от края стола и опереть кисти о специальную площадку, сколько держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Поэтому клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более "мясистую" часть локтя. Современные, эргономичные модели имеют оптимальную площадь для клавиатуры за счет расположения монитора в самой широкой части стола. Глубина стола должна позволяет полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору.
Расположение монитора.
Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Существует несколько научных теорий, по разному определяющих значимые факторы и оптимальные расстояния от глаза до монитора. Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки Но при этом что человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор.
Именно поэтому конструкция современных столов позволяет менять глубину положения монитора в широком диапазоне. Верхняя граница на уровне глаз или не ниже 15 см ниже уровня глаз.
Положение за компьютером
Регулируемое оборудование должно быть таким, чтобы можно было принять следующее положение:
· Поставьте ступни плоско на пол или на подножку.· Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.· Руки должны удобно располагаться по сторонам.· Линия плеч должна располагалаться прямо над линией бедер.· Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.· Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.· Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены).
Компьютерная техника развивается сегодня особенно стремительно, с необычайной быстротой появляются, и также быстро устаревают и отмирают различные технические решения и стандарты. По прогнозам различных экономико-социологических организаций компьютерная техника и телекоммуникации будут оставаться одной из наиболее развивающихся отраслей мировой индустрии еще по крайней мере в течение 10 - 15 лет. Так что уменьшения числа людей, работающих за компьютерами ждать не приходиться. Наоборот, повальная компьютеризация, уже давно охватившая бизнес-сектор, сегодня все больше захватывает массового потребителя. В подобной гонке, где нет ничего постоянного, сложно давать рекомендации, принимать какие-либо долговечные решения, а тем паче устанавливать стандарты. А потому, пока компьютерный бум не пойдет на убыль, перед эргономикой и эргономистами будут вставать все новые задачи, касающиеся организации безопасных и комфортных условий для людей работающих с компьютерами .Подготовилаучитель информатикиКлыженко Т.С