Методическая разработка «Педагогические условия воспитания эстетической культуры студентов на занятиях по предмету: « Русский язык и культура речи»

ФГОУ СПО «Новоаннинский сельскохозяйственный колледж»



Методическая разработка
На тему:
«Педагогические условия воспитания эстетической культуры студентов на занятиях по предмету: « Русский язык и культура речи»


Разработано преподавателем русского языка
и культуры речи Н.В. Николаевой

Рассмотрено и утверждено на
заседании методической комиссии
социально-экономических дисциплин
Протокол № ___ от «___»_____________2005г.
Председатель комиссии________ А. А. Казаков.


Г. НОВОАННИНСКИЙ
2015
СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: 5
а) ПРИНЦИПЫ 5
б) ФОРМЫ 6
в) МЕТОДЫ 10
г) ПРИЕМЫ 11
д) СРЕДСТВА 13

(ПРИМЕРНАЯ) ЛЕКЦИЯ: «ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ» 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
РЕЦЕНЗИЯ 19
ЛИТЕРАТУРА 20












АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка посвящена условиям воспитания эстетической культуры студентов на занятиях по предмету «Русский язык и культура речи».
Тема, затронутая в разработке, актуальна и для других учебных дисциплин.






















ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в нашей стране, к сожалению, не действует общегосударственная система эстетического воспитания. В детских садах (особенно 1-й категории) еще ведется довольно активная работа и по целенаправленному, и по стихийному эстетическому воспитанию детей, частично ведется работа и с родителями в этом направлении. А в школах, колледжах, вузах, в различных клубах и учреждениях внедрение эстетического в нашу повседневную жизнь - это результат энтузиазма отдельных людей (преподавателей, директоров и пр.), и эта деятельность, как правило, стихийна, бессистемна. И если невозможно в ближайшем будущем изменить ситуацию в этом плане, то необходимо хотя бы приостановить процесс повсеместной деэстетизации и деморализации подрастающего поколения. В колледже такая работа является достаточно сложной, т.к. студент - это уже самостоятельная, вполне сформировавшаяся личность со своими взглядами, убеждениями, идеалами, которые, к сожалению, иногда являются бездуховными и антигуманистичными. Поэтому, прежде всего, нужно воздействовать на сознание студентов, и делать это целенаправленно и систематически. Такое воздействие вполне осуществимо средствами предмета, в частности, русского языка и культуры речи.









УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для осуществления эстетического воздействия на сознание студента средствами предмета, необходимо определить условия воспитания эстетической культуры.
Эстетическая культура - это составная часть духовной культуры студента, включающая в себя эрудицию, адекватность восприятия эстетического, способность испытывать глубокие эстетические чувства, наличие потребности в эстетически значимом и активную эстетическую деятельность.
Условия воспитания эстетической культуры - это совокупность задач, подходов, принципов, форм, методов, приемов и средств эстетического воспитания. Все они носят общепедагогический характер, однако эстетический аспект присутствует в каждой педагогической задаче, форме обучения и воспитания и т.д.
Принцип эстетического воспитания - это некое исходное положение, стратегия решения задач эстетического воспитания.
Взяв за основу "Многомерную модель систематики педагогических принципов" Андреева В.И., перечислю основные принципы эстетического воспитания студентов:
Принцип системности. Эстетическое воспитание - это система определенных форм, методов и средств, это целенаправленный и непрерывный процесс эстетического обучения, воспитания, развития и саморазвития личности, это система логических связей предмета "Русский язык и культура речи" и эстетики. Содержание процесса эстетического воспитания - это тоже система (эстетический аспект системы факторов эстетического воспитания: трудовая деятельность - окружающая среда - межличностные отношения - природа - произведения искусства).
Принцип оптимальности - оптимального сочетания теории и практики, рационального и эмоционального, общего и профессионального, оптимального сочетания целенаправленного и стихийного воздействия при воспитании эстетической культуры, большого объема информации и ее подачи в сжатом виде.
Принцип социализации - взаимосвязи обучения - воспитания, учебно-творческой деятельности студентов с жизнью; учета современных достижений науки, культуры и производства в процессе обучения и воспитания.
Принцип положительного эмоционального фона обучения - обучение и воспитание происходят в процессе коммуникации).
Принцип профессиональной направленности - особенно важный в процессе обучения в ссузе (эстетическое воспитание на занятиях по русскому языку и культуре речи происходит с учетом специальности студента).
Формы эстетического воспитания - это внешняя организация учебно-воспитательного процесса. Используя трехмерную модель систематики форм организации обучения, выделяют следующие формы эстетического воспитания студентов:
Индивидуальную как наиболее эффективную. Индивидуальные формы обучения и воспитания позволяют добиться максимального и более точного усвоения студентами изучаемого материала, проконтролировать правильность усвоения его каждым студентом, выяснить индивидуальные ошибки учащихся, проследить за увеличением или уменьшением их количества. Такими формами являются, например, индивидуальные консультации вне аудитории по отдельным темам ("Оратор и его аудитория", "Нормативный аспект русского литературного языка") или блоку тем ("Культура речи", "Ораторское искусство", "Лексическая стилистика"), т.к. совершенное владение устной и письменной формами речи - это эстетически значимые знания, умения и навыки.
Фронтальную как максимально экономящую время. Одной из таких форм является коллоквиум по блоку тем ("Функциональные стили речи", "Коммуникативные качества речи"). Хорошо организованный коллоквиум, активность студентов, требование от них продуманных, коротких и четких ответов, углубление знаний по культуре устной и письменной речи имеют, несомненно, эстетический аспект.
Фронтальные формы работы экономят время, т.к. одновременно работают все студенты. Однако эта форма имеет и недостатки: чтобы достигнуть цели (например, выполнить задание за определенное время), студенты должны работать синхронно, в едином темпе. Но на деле более слабые студенты отстают, а для более сильных уровень сложности и темп выполнения задачи бывает явно недостаточными. Поэтому необходимо оптимально сочетать индивидуальные и фронтальные формы обучения и воспитания.
Из внешних же форм необходимо выделить следующие:
Лекцию - т.к. любой теоретический материал имеет эстетический аспект. Кроме того, в лекции по теории языка можно использовать темы по этике и эстетике. Например, в рамках лекции об официально-деловом стиле речи можно дать образцы доверенности и расписки, в тексте которых употребляются конструкции присущие деловому стилю и правильность оформления которых эстетически значима и говорит об уровне развития пишущего, о его уважении к адресату и пр.; на занятиях по теме "Оратор и его аудитория" - затронуть тему делового стиля в одежде, поведении, делового речевого этикета;
Игры - "Разгадай кроссворд", "Прием на работу", "Презентация фирмы", логические игры "Найди убийцу" и "Умеешь ли ты правильно говорить", т.к. в ходе игры студенты не только демонстрируют свои знания по предмету, умение грамотно изложить мысль и т.д., но и учатся думать, анализировать, принимать решения, находить выход из неожиданных ситуаций и отвечать на неожиданные вопросы, т.е. максимально раскрывают свой творческий потенциал. Кроме того, в ходе игры они испытывают различные эстетические чувства: сопереживания, волнения, восторга, когда они сами или их однокурсники находят оптимальное, краткое, а значит, красивое решение задачи, проблемы.
Семинары и конференции - "Этимология. Лексика. Орфография", "Сочетаемость слов", "Средства, усиливающие выразительность речи", "Топонимика", "История обращений на Руси", "Язык бизнеса", "Профессиональная речь юриста", где уже сами темы имеют эстетический аспект и где студенты могут продемонстрировать культуру публичного выступления, красоту научных выводов и т.д.;
Самостоятельную работу студентов - изучение специального стенда и составление габитоскопии (словесного описания внешности преступника), работа в библиотеке со словарями.
Из внутренних форм, где основанием для классификации является "структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели" необходимо отметить:
Занятие по углублению и совершенствованию, а также по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков. Например, тема «Точность речи», «Смысловая точность речи. Выбор слова» позволяет совершенствовать знания в области культуры речи, т.к. часто в речи возникают неправильно подобранные слова и конструкции (переходя улицу, грязь брызнула ему в лицо; поя песню, он испытывал огромное удовольствие, у куниц скоро появится наследство). Закрепление же этой темы при помощи специальных текстов поможет вместо абстрактного изучения темы связать ее с будущей профессией студентов, с языком их специальности;
2. Занятие по контролю знаний, умений и навыков - контроль знаний по грамматике и стилистике языка, которые эстетически значимы - устные или письменные самостоятельные работы; контроль качества эстетического воспитания, дающий возможность определить уровень эрудиции, степень развития эстетического чувства, активности эстетической деятельности и т.д.:
а) репродуктивного характера: подобрать синонимы; выписать слова, найти правильный вариант, выделить речевые ошибки, исправить предложения;
б) эвристического характера: найти лишнее слово; определить, произношение согласных в словах
в) творческого характера: написать творческую работу, реферат; найти наиболее подходящие по смыслу предложения; собрать диалектизмы той местности, в которой проживает студент; оформить личную визитную карточку;
Комбинированная форма организации занятия, когда сочетаются формы контроля знаний и формы их углубления и совершенствования: диктанты "Проверяю себя", работа над речевыми ошибками, обсуждение только что выполненной и сданной практической работы, пятиминутные самостоятельные работы в начале занятия с целью повторения и проверки усвоения предыдущей темы и введения в новую.
При использовании всех этих форм оптимально сочетаются обучение и эстетическое воспитание в рамках предмета "Русский язык и культура речи", т.к. знание норм литературного языка, делового и речевого этикета, языка бизнеса и специальности, умение применять свои знания в устной и письменной речи, в бытовых и деловых ситуациях, навыки речетворчества, умение правильно оформлять специальную и канцелярскую документацию, умение выступать публично и т.д. являются эстетически значимыми.
Методы эстетического воспитания - это система приемов воспитательной деятельности с целью эстетического развития. Традиционно различают три вида методов: словесные, наглядные и практические. Из словесных методов на занятиях по русскому языку и культуре речи используются рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, позволяющие не только подать материал, но и проконтролировать его усвоение, поставить проблему и т.д. Например, после объяснения темы "Особенности русского ударения" можно побеседовать о том, что акцентологические нормы зависят от статистики произношения тех или иных слов, что сами студенты влияют на изменение или укрепление этих норм; спросить, необходимы ли сегодня орфоэпические нормы, как правильно произнести то или иное слово, выяснить реакцию на орфоэпические ошибки в речи других и т.д.
Из наглядных - демонстрация алгоритмов и схем некоторых правил русского языка. С целью экономии времени, более четкой подачи материала по грамматике языка, более быстрого и эффективного его усвоения студентами, а также для развития логики мышления учащихся нами часто используются не тексты правил, а их алгоритмы, схемы и таблицы. Например, очень удобны схемы при объяснении тем «История развития русского языка», «Литературные нормы», «Формы существования языка»
Из практических методов используются следующие:
Проведение тестирования, контрольных и самостоятельных работ, которые позволяют определить темы, плохо усвоенные студентами, и с учетом этого планировать дальнейшую работу, совершенствовать ее и тем самым повышать эффективность обучения и воспитания;
Проведение творческих работ, которые способствуют развитию творческого потенциала студентов;
Приемы эстетического воспитания - это единичные конкретные действия в процессе воспитания, в том числе и эстетического. На занятиях по русскому языку и культуре речи используются следующие приемы:
Цитирование пословиц, М. Лермонтова, А.Пушкина, Д.Карнеги, А. Кони и т.д. и обращение к памяти студентов (при использовании цитат, при проведении беседы или дискуссии).
Рекомендации для самостоятельного изучения и самовоспитания: как рационально распределять и расходовать время, какие существуют правила и принципы саморазвития личности, как разработать программу самостоятельной работы, саморазвития и самовоспитания (можно использовать рекомендации Андреева В.И.).
Приучение к стандартизации оформления научно-исследовательских работ (рефератов, Ораторской речи, тезисов, статей и пр.) и деловой документации (заявления, автобиографии, искового заявления, обвинительного заключения, телефонограммы, деловых писем и т.д.).
Постановка эстетических проблем: нужен ли этикет, каким должно быть телевидение, является ли рынок в России цивилизованным, мир виртуальный и реальный и др.
Использование тестов: "Расставьте ударения в словах", "Владеете ли Вы культурой телефонного разговора", "Приятно ли с Вами общаться", "Уровень Вашей интеллигентности".
Применение анкет с вопросами типа "Считаете ли вы, что красота спасет мир", "Кто здоровается первым: мужчина, женщина, старший по возрасту и положению или тот, кто лучше воспитан", "Что не должен содержать деловой документ: речевых клише, эмоционально-окрашенных слов или терминов".
Выполнение студентами самостоятельных заданий:
по орфоэпии: расставить ударения и объяснить их постановку, дать транскрипцию слова, отметить слова, в которых возможно двоякое произношение, определить зависимость произношения слова от значения или сферы употребления;
по лексике, стилистике и культуре речи: дать определение словам, составить словосочетания со специальными терминами (юридическими, экономическими, политическими), устранить речевые ошибки, связанные со смешением паронимов, неправильным выбором синонима, расширением границы употребления слова; перестроить данный текст так, чтобы слов было меньше, а информации больше;
на развитие речи: написание докладов с последующим их обсуждением (например, о предпринимательстве в России, о необходимости соблюдать правила этикета дома, о молодежном сленге); рефератов "Ораторы Древнего Рима и Древней Греции", "Культура оформления визитных карточек"; сочинений "Что бы я взял с собой в XXI век", "Я люблю тебя, жизнь"; творческих работ - анализ наименований товаров, предприятий, радиостанций, спортивных команд, музыкальных коллективов и пр.; составление рекламы, фильмов, книг; написание информации в раздел "Криминальная хроника" или протокола описания места происшествия.
Средства эстетического воспитания. Сюда относятся используемые для эффективности процесса эстетического воспитания произведения искусства (живопись, музыка, художественная и документальная литература, театр, художественные, документальные и учебные фильмы и пр.; учебные программы, пособия, словари и т.д.). Например, программа по русскому языку обязательно включает в себя темы развивающего характера: "Невербальные средства общения", "Культура публичного выступления", "Языковая политика". В терминологических словарях-минимумах по специальности для иллюстрации сочетаемости термина используются частотные словосочетания, которые студенты смогут употребить в своей будущей профессиональной деятельности, не сделав речевой или стилистической ошибки (установить акциз, политика аннексий, инсталлировать архиватор).






ЛЕКЦИЯ
Занятие №24

??? 1) Что такое ораторское искусство?
2) При каком строе общества происходит расцвет ораторского искусства?
3) Что вы можете рассказать об ораторах Древней Греции и Древнего
Рима?
4) На какие роды и виды делится красноречие?

Вопрос 2: ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.
По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Эта общность выступает, прежде всего, на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит одно, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.
Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину, тому, кто слушает».
Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.
Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.
Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина!
Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.
Главные показатели взаимопонимания между говорящим и слушающими – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.
О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.
На установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.
В ораторской практике следует учитывать целый ряд требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия:
1) Личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий не ради «красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.
2) Особенности аудитории, в которой предстоит выступить. Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. К однородности аудитории относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, настроение и т.п. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать.
3) Количественный состав слушателей. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, т.к. вряд ли удобно читать «с листа» перед небольшим количеством слушателей.
4) Особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе.
Даже само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию – оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор – такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.
5) Одежда и поведение оратора. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной (пример: выступление Н.С. Хрущева на Генеральной Ассамблее ООН). Отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории и лишние, механические движения выступающего, его поза. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей.
Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т.е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.
6) Форма преподнесения материала. Традиция написания и чтения «с листа» ораторских речей родилась задолго до наших дней. Так, с конца V века до н.э. в Афинах появились логографы – составители речей для выступления тяжущихся сторон в суде. Самым знаменитым логографом Древней Греции был Лисий.
Во Франции в XVIII в. считалось неприличным выходить на кафедру без заранее написанной речи. Текст обязательно читался. Таков был обычай.
А вот Петр I в 1720 году издал Указ №740, который гласил:
Указую господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была.

Вопрос 3: ПОДГОТОВКА РЕЧИ: ВЫБОР ТЕМЫ, ЦЕЛЬ РЕЧИ.

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т.п.
Известный русский издатель И.Д.Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.
Не случайно появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.
Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.
Очень важное и ответственное дело в деятельности оратора – подготовка к выступлению.
Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.
Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.
Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи:
1) Определение темы речи. Тему выступления следует выбирать, прежде всего исходя из своего личного опыта, а так же знаний по выбранной теме. Важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.
2) Формулировка темы. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Длинные формулировки названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению (пример: фильм «Месяц длинных ночей»)
Следует избегать и слишком общих названий. Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда будут недовольные, т.к. не получат ответа на интересующие их вопросы. Например «Поговорим о себе». Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам: «Поговорим о себе: для вас, молодые матери»
3) Необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять для чего, с какой целью он произносит речи, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении (пример: 1) выступление «О вреде курения» перед 100% некурящей аудиторией; 2) повесть С. Антонова «Дело было в Пенькове», лектор Дима Крутиков «О разведении кукурузы»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полагаю, что предложенные формы, методы, приемы и средства, а также дальнейшее их совершенствование будут способствовать повышению уровня эстетической культуры студентов.















РЕЦЕНЗИЯ
На методическую разработку
«Педагогические условия воспитания эстетической культуры студентов на занятиях по предмету: « Русский язык и культура речи»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань, 2000.
Русский язык и культура речи: Учебник/под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002
Эстетическое сознание и процесс его формирования. - М., 1981.


15