Игры и упражнения По устранению школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте
ГБПОУ КК ЕПК
Игры и упражнения
По устранению школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте
Подготовила:
Студентка Ш-41 группы
Ковалева Юлия
г. Ейск,2016г.
Содержание
I.Диагностика по выявлению школьной дезадаптацииII.Игры и упражнения
1.Игра и упражнение для успешной адаптации младших школьников
Игра «Имя и фрукт»
Упражнение «Улыбнись!»
2.Игры на сплочение коллективизма в младшем
школьном возрастеИгра «Водяной»
Игра «Оркестр»
3.Игра и упражнение для самореализации младших школьников
Игра «Пожалуйста»
Упражнение «Самый внимательный»
4.Игра и упражнение для повышения мотивации младших школьников
Игра «Художник»
Упражнение «Составь предложение»
I. Проективная методика "Что мне нравится в школе?", автор Лусканова Н. Г.
Цель: выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Возрастная направленность: 6 – 7 лет.
Инструментарий: листы формата А4 по количеству обследуемых, простой карандаш, цветные карандаши.
Процедура проведения: раздать листы, карандаши и зачитать инструкцию.
Инструкция«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».
Процедура обработки:
1. Несоответствие теме указывает на:а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.2. Соответствие заданной теме говорите наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;б) ситуации неучебного характера — школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
II.Игры и упражнения
1. Игра и упражнение для успешной адаптации младших школьников.
Игра «Имя и фрукт»
Цель: знакомство учащихся друг с другом. Умение творчески подойти к представлению своего имени, для лучшего запоминания.
Все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.
Упражнение «Улыбнись!»
Инструкция: Все дети стоят в кругу, вам предлагается поприветствовать друг друга, пропевая слова. Я начинаю: «Доброе утро, Карина!» (При этом нужно улыбнуться и кивнуть головой). Ребята приветствуют, таким образом, друг друга по кругу.
2. Игры на сплочение коллективизма в младшем школьном возрасте.
Игра «Водяной»
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку». Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. «Водяной», не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача — определить, кто перед ним. «Водяной» может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.
Игра «Оркестр»
Ведущий — дирижёр. Когда он поднимает руки вверх, дети поют ( любую гласную букву) очень громко, чем ниже опускает руки, тем тише поют дети, когда руки опускает «по швам» — дети молчат. Дирижирование происходит в произвольной форме,можно резко поднимать и опускать руки .
3.Игра и упражнение для самореализации младших школьников.
Игра «Пожалуйста».
Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово "пожалуйста” (например: "Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).Упражнение « Самый внимательный»
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет. Это может быть яркая игрушка, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу детей вспомнить и назвать все его детали. Затем вновь предъявляю детям этот же предмет и коллективно беседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.
4.Игра и упражнение для повышения мотивации младших школьников.
Игра «Художник»
Цель: Развивает внимание, наблюдательность и речь детей
Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:
Нарисую я портрет, Только чей – пока секрет. Отгадайте, вас прошу я, Чей портрет рисую?
Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.
Упражнение «Составь предложение»
Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.