Доклад на тему Влияние изобразительного искусства на психоэмоциональное состояние человека


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Петровский Добринского муниципального района Липецкой области
Доклад на тему:

Доклад подготовила
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ п.Петровский
Попова Рита Николаевна
24.02.2014 год
В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т. д. Именно в человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.
Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.
Восприятие произведений изобразительного искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Развитие художественного восприятия включает решение следующих основных учебных задач:
а) развитие отзывчивости к произведению;
б) развитие способности выразить свое отношение к произведению;
в) расширение объема знаний и представлений об искусстве.
Чувства, страсти, эмоции преобразуются, создается метаморфоз чувств, они возвышаются над индивидуальными, обобщаются и становятся общественными.
Живопись - один из видов пластических (изящных) искусств. Пластические искусства предметны, представляют собой не развивающиеся во времени объемно-пространственные структуры реальные или воображаемые. Живопись воспроизводит предметы и явления с помощью красок и является изобразительным искусством.
Одно из важнейших свойств произведений искусства - их эмоциональность, способность вызвать у зрителя эмоциональный отклик, сопереживание. На интуитивном, психофизиологическом уровне искусство воспринимается благодаря адекватности реакции людей на определенные сочетания цветовых пятен и линий. Идут ассоциативные параллели жизненному опыту. Леонардо да Винчи считал живопись разновидностью музыки, сравнивая краски с видимым звуком. Энергетика произведения искусства проявляется в характере живописи: колорите, фактуре, композиции, рисунке.
Ребенок приходит в школу, и в школе он проводит 11 лет своей жизни. Здесь он учится читать, писать, считать. Постигает такие важные науки, как физика, химия, биология и многое, многое другое. Но учит ли его школа чувствовать и понимать красоту?
Природа с самого рождения дарит каждому из нас чувство красоты окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта удивительная способность остается неразвитой, а значит и нереализованной в дальнейшей нашей жизни. А ведь в самом естестве любого ребенка заложено огромное желание узнавать и создавать. Кроме того, именно сейчас вопрос о гармоничном и творческом развитии каждой личности становится чуть ли не главным вопросом не только образовательных программ российских школ, но и основным для современного человека вообще.
А существуют ли в школьных программах предметы, которые помогают ребенку понять и выразить красоту? К счастью, да. И прежде всего это уроки изобразительного искусства. Предмет этот не только развивает художественный вкус – он может помочь сделать школьную среду более эстетичной и привнести в наш мир радость и гармонию.
Но особенно это важно для наших ребят. Ведь в современной жизни сейчас очень много нестабильного и даже страшного, поэтому для них необходимо создание психологического комфорта. А еще профессионально организованный урок изобразительного искусства поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.
Я хочу познакомить вас с эмоционально развивающими играми и заданиями на уроках изобразительного искусства, в которых совмещены принципы цветотворчества и развития эмоционального настроения учащихся. Работа с цветом развивает сферу чувств ребенка (любовь, сострадание). Причем на своих уроках ребенку я отвожу роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже творца процесса цветотворчества. Практическое использование эмоционально развивающих игр на уроках изобразительного искусства показало, что с развитием эмоциональной сферы ребята учатся чувствовать, понимать, а затем и разграничивать внешние и внутренние причины происходящего. Как следствие этого, они начинают лучше контролировать свои чувства и поведение.
Цветотворчество предполагает работу с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Эта работа будит и активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию. Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. А главное, от рисования можно получить удовольствие! Любое выражение себя красками, линией обязательно получает положительное подкрепление со стороны учителя. Это помогает ребенку ощутить свое творчество интересным другим, а значит, нужным, помогает понять и выразить свои чувства в красках.
А сейчас я приведу примеры сценариев нескольких занятий.
Занятие 1
Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о цвете. Мы попробуем с вами понять и научиться тому, как можно цветом чувствовать, мыслить, что-то конструировать, как можно цветом отображать мир в красках и линиях.Ребята, а как люди отображают наш мир – поэты? Композиторы, ученые, художники? (Дети вместе с учителем размышляют на эту тему, приводят примеры.) А как его сможем отобразить мы с вами? (Ответы детей.)Представьте себе, что цвет – это тоже буква, но не в букваре, а в живописной палитре. Еще цвет можно сравнить с цветной нотой, которой можно нарисовать мелодию.И у наших с вами чувств тоже есть свой цвет. Они окрашены. Вот послушайте и отследите, с какими цветами вы можете сравнить холодного человека, яркие ощущения, горячую встречу друзей; какого цвета наши чувства: грусть, радость, боль, гнев, страх, застенчивость, восторг. (Дети размышляют.)
А как пахнут цвета? Желто-красные пахнут жарой, пустыней, костром, апельсином... (Продолжают дети.)
Зеленоватые... (Работают сами ребята.)
Голубовато-синие...
А как вы ощущаете цвета? Желтый – горячий, синий – колючий, зеленый – мягкий... (Работают ребята.)
А как звучит цвет? Можно ли нарисовать звон колоколов? (Отвечают дети.) А можно нарисовать тишину? Какой вы для этого выберете цвет? (Ответы детей.)
Сегодня вы превратитесь в художников-химиков. Вы научитесь получать все оттенки цвета лишь из трех – красного, синего, желтого. Сейчас вы возьмете эти три карандаша и нарисуете то, что хотите сами. (Ребята работают.)
Было бы здорово в процессе рисования детей включать фрагменты классической музыки или звуки природы.После того как дети нарисовали беспредметные композиции, мы рассматриваем и сравниваем их.– Посмотрите, ребята: у нас было всего три цвета, а какие разные рисунки у нас получились! А теперь придумайте название вашим работам и одной фразой постарайтесь рассказать о них.
Дети. Это земля поздней осенью.– Это шар счастья оторвался от целого и летит вам навстречу.– Это смех над другом или вместе с другом.– Это клубок счастливых линий.– Это мои черные человечки, у всех они есть.– Это моя пятерка, но она в темной линии, с минусом.
Занятия 2–3
Учитель. За окном сентябрь. Великолепный месяц осени. Давайте посмотрим, какое в парках, лесах, рощах буйство красок, разнообразие цвета! Еще тепло. Солнце просвечивает сквозь листву. Цвета теплые, радостные.А когда дует сильный ветер, идет дождь, пасмурно, вся природа никнет, окрашивается в тяжелые холодные тона. Природа может быть светлой, теплой, но может быть и злой, безжалостной.
Учитель показывает несколько иллюстраций с изображением разной осени. Вместе с детьми он рассказывает о каждой из них. Ребята обращают внимание на настроение картины, цветовую палитру, используемую художником для передачи характера осени.
Давайте нарисуем пространство (внутренний дом), в котором живет осень. Какой будет ваша осень? Покажите красками дом осени. А сможем ли мы показать душу осени? Какой она вам представляется?Посмотрим, что у вас получилось.
Каждый ребенок в нескольких словах рассказывает о своем рисунке.
– Осень вызывает у каждого из нас свои личные чувства. Попробуйте, ребята, на отдельном листе нарисовать пейзаж, отражающий осенние чувства каждого.
Дождь осенью.
Девочка с собакой под зонтиком.
Радостный осенний пейзаж.
Хмурый, напряженный осенний лес.
Занятия 4–6
Занятие посвящено распознаванию различных поступков и чувств, произвольному их проявлению на листе бумаги с помощью различных цветов или в лепке пластилином. Учитель показывает картинки, изображающие разные чувства людей. Дети распознают предъявленные чувства, придумывают короткие истории про каждую картинку. По желанию они могут рассказать о случае из своей жизни, когда они испытали то или иное чувство.
Учитель. Ребята, а сейчас я буду называть вам различные эмоции, а вы постарайтесь отобразить их мимически (показать лицом).А теперь ваше лицо будет "молчать", за него о чувствах будет говорить ваше тело. Вы превращаетесь в скульпторов и отображаете эмоции в скульптурах. (Ребята работают в парах или тройках.)Ну а сейчас мы с вами попробуем научиться изображать различные чувства на листе бумаги (за основу берется схема лица человека). Сколько интересных рисунков! Расскажите в нескольких словах о чувстве, которое вы нарисовали.Настало время попробовать отразить наши эмоции только в цвете, не рисуя лица человека.
Дети рисуют радость, гнев, огорчение, восторг... Учитель обсуждает вместе с ребятами причины плохого и хорошего настроения.
– Ребята, а ведь наше настроение часто зависит от того, как ведут себя окружающие, как они обращаются к нам и как мы сами общаемся друг с другом.
Идет совместное обсуждение причин плохого и хорошего поведения.
– А давайте попробуем представить, какого цвета может быть грубость, а какого – доброта. Какой цвет, по-вашему, подойдет равнодушию, а какой – верности? А на что похожи великодушие и героизм?
Ребята высказывают свое мнение. Рассказывают случаи из своей жизни.
– Возьмите листок бумаги и попробуйте выразить цветом тот человеческий поступок, который вызывает у вас сильное чувство или который вам надолго запомнился по какой-то причине. Расскажите, пожалуйста, что вы хотели выразить своим рисунком и почему.
После каждого занятия проводится выставка рисунков.
 Стремление рисовать присуще детям разного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы детей, особенности их внутреннего мира. Детский рисунок может рассказать больше, чем сам ребенок. Работа над рисунками, картинами, скульптурами помогает выразить свои чувства, снять внутреннее напряжение, дает радость творчества. У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри.
Уже само преобладание серых тонов и черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, отсутствие набросков и дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость находит свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности. При заторможенности и беспокойстве дети рисуют мало. Отсутствие рисования обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нем каких-то затруднений, страхов.
Необходимо, чтобы дети рисовали свои страхи. Если рисунок сделан, значит ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся.
Изобразительная и творческая деятельность настолько благотворно влияет на ребенка, что появилось целое направление в детской психологии — арттерапия.
Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток. Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, монотипия, монохром и т.д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски - в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.
Важно выразить одобрение по поводу выполнения задания, ибо гордость за это является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношений к ней. Некоторые учёные склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно двигательную координацию. Его достоинства заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций.