Рабочая программа по биологии, 6 класс (учебник системы «Алгоритм успеха», Биология: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа.,2010 г.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана в соответствии с:
. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральными государственными образовательными стандартами;
основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МОУ СОШ №7 г. Вязьмы Смоленской области;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
на основе:
Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ авт. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология. 5-9 классы. М.: Вентана - Граф, 2013.
УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Рабочей тетради к учебнику Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих. Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.
Цели биологического образования
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Представленный курс биологии посвящён изучению растений. В нём развивается концепция, заложенная в учебнике «Биология» для 5 класса (авт. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова). В учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучение биологии 1 ч в неделю (34 ч в год). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 34 часов, из них 2 часа – резервное время. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Контр.работы
Лабор. работы
Экскурсии
1.
Наука о растения – ботаника
4
2.
Органы растений
8
4
3.
Основные процессы жизнедеятельности растений
7
1
1
4.
Многообразие и развитие растительного мира
11
1
5.
Природные сообщества
4
1
1
Итого:
34 ч
2
1
Лабораторные работы:
«Строение семени фасоли».
«Строение корня проростка».
«Строение вегетативных и генеративных почек».
«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
«Черенкование комнатных растений».
«Изучение внешнего строения моховидных растений».
Экскурсии:
«Весенние явления в жизни экосистемы».
Форма контроля ЗУН: контрольный тест
Требования к знаниям и умениям по курсу биологии в 6 классе
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере.
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности.
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием растительного организма.
5. В эстетической сфере.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание программы учебного предмета
( с планируемыми результатами по темам)
Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.
Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
основные признаки царства Растения;
основные органоиды клетки;
особенности растительных тканей;
жизненные формы растений.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки;
узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Тема 2. Органы растений (8 ч)
Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».
Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
Демонстрация
Стадии прорастания семени фасоли.
Геотропизм корней.
Развитие побега из почки.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
особенности строения цветка как генеративного органа;
строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать функции органов растений;
описывать стадии развития органов растений и всего растения;
называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
различать и определять типы корневых систем;
определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;
изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;
объяснять особенности роста органов растения;
устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
систематизировать знания по теме;
оценивать свои результаты и достижения.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.
Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».
Демонстрация
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Нормальные и этиолированные проростки.
Контрольная работа №1
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
особенности минерального и воздушного питания растений;
отличие дыхания от фотосинтеза;
роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;
особенности разных типов размножения;
особенности двойного оплодотворения у цветковых растений;
роль биологических знаний в практической деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;
сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;
характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;
обосновывать космическую роль зелёных растений;
устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой;
характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;
объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;
сравнивать разные виды размножения;
сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;
применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;
проводить черенкование комнатных растений;
характеризовать этапы индивидуального развития растения;
соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)
Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.
Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.
Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
значение систематики в изучении растений;
классификацию растений;
общую характеристику водорослей как низших споровых растений;
особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и жизни человека;
характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные;
общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их приспособленность к среде обитания;
значение образования семени;
отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств, относящихся к этим классам;
историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных растений;
заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.
Учащиеся должны уметь:
систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;
осваивать приёмы работы с определителями растений;
выделять и описывать существенные признаки водорослей;
сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;
характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;
проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;
применять приёмы работы с определителями растений;
выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
объяснять сущность понятия эволюции растений;
называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
характеризовать значение растений в жизни человека;
соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Тема 5. Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.
Экскурсия № 1. «Весенние явления в жизни экосистемы».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества;
о роли зелёных растений в природных сообществах;
о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;
о смене природных сообществ и её причинах;
особенности культурных и природных сообществ;
Учащиеся должны уметь:
объяснять сущность понятия природное сообщество;
устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;
характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;
наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;
объяснять целесообразность ярусности;
называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;
приводить примеры смены природных сообществ;
объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;
аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата план
Дата факт
Наука о растениях – ботаника (4часа)
1.
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений
1ч1тр.
2.
Многообразие жизненных форм растений.
Вводный контроль
3.
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.
4.
Ткани растений.
Органы растений (8ч)
5.
Семя, его строение и значение. Л. Р. № 1. «Строение семени фасоли».
Д. Стадии прорастания семени фасоли.
6.
Условия прорастания семян
2ч. 1тр.
7.
Корень, его строение и значение. Л.Р. № 2. «Строение корня проростка».
Д. Геотропизм корней.
8.
Побег, его строение и развитие. Л.Р. № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек». Д. Развитие побега из почки.
9.
Лист, его строение и значение
10.
Стебель, его строение и значение. Л.Р. № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
11.
Цветок, его строение и значение
12.
Плод. Разнообразие и значение плодов
1ч.2тр.
Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч)
13.
Минеральное питание растений и значение воды
14.
Воздушное питание растений - фотосинтез
15.
Контрольная работа №1
16.
Дыхание и обмен веществ у растений
17.
Размножение и оплодотворение у растений
18.
Вегетативное размножение растений и его использование человеком
Лабораторная работа №5 «Черенкование комнатных растений».
2ч.2тр.
19.
Рост и развитие растений
Многообразие и развитие растительного мира (11ч)
20.
Систематика растений, её значение для ботаники
21.
Водоросли, их разнообразие и значение в природе
22.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значении.
Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»
23.
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика
1ч.3 тр.
24.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.
25.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
26.
Семейства класса Двудольные
27.
Семейства класса Однодольные
28.
Историческое развитие растительного мира
29.
Разнообразие и происхождение культурных растений
2ч.3 тр.
30.
Дары Нового и Старого света
Природные сообщества (4ч)
31.
Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме
32.
Итоговая контрольная работа№2
33.
Совместная жизнь организмов в природном сообществе
Экскурсия №1 «Весенние явления в жизни экосистемы».
34
Смена природных сообществ и её причины
Формы и средства контроля.
1.Контрольно - обобщающие уроки.
2. Биологические и графические диктанты.
3.Контрольные работы.
4.Тестирование, заполнение таблиц.
5. Доклады.
6. Письменный опрос.
7. Монологический ответ
8.Выполнение лабораторных работ.
9. Фронтальный опрос.
10. Решение кроссворда
11. Индивидуальная работа с карточками
Дидактический материал:
Мультимедийный пректор mimio с навесным экраном
Ноутбук
Наглядные пособия: модель цветка тюльпана, яблони, капуты: коллекция «Плоды», гербарий «Лекарственные растения», «Растения,тенелюбивые и светолюбивые », «Красные, бурые и зелёные водоросли», гербарий «Многообразие мхов», гербарий «Представители Покрытосеменных растений».
Лабораторное оборудование:
предметные стекла;
покровные стекла;
микроскоп; лупа ручная
микропрепараты: «внутреннее строение корня», «строение стебля», «строение листа фикуса», «корневой чехлик»5. Печатные пособия:
таблицы «Внутреннее строение листа», «Строение корня», «Внутреннее строение стебля», «Видоизменение листьев», «Листорасположение», «Соцветия, «Простые и сложные листья», «Растительное сообщество», рельефная таблица «Внутреннее строение корня», «Внутреннее строение листа», «Двудольные и однодольные растения».
Биологический диктант по теме «Органы цветковых растений»
Закончите предложение.
1. Часть тела растения, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции, называется
2. Корневые системы бывают и ...
3. Корневая система с хорошо выраженным главным корнем называется
4. Пшеница, рис, лук, имеют корневую систему.
5. Корни бывают главные, и
6. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называется
7. Лист состоит из и ...
8. Если на черешке одна листовая пластинка, лист называют
9. Если черешок имеет несколько листовых пластинок, то такой лист называют
10. Колючки кактуса, усики гороха – это листья.
11. Венчик цветка образован
12. Пестик состоит из , ... и ...
13. Пыльник и тычиночная нить – составные части
14. Группа цветков, расположенных в определенном порядке, называется
15. Цветки, содержащие и пестик, и тычинку, называются
16. Цветки, содержащие только пестики или только тычинки, называются
17. Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называются
18. Растения, зародыши семян которых имеют одну семядолю, называются
19. Запасающая ткань семени называется
20. Органы, выполняющие функцию размножения, называются
21. Органы растения, основные функции которых – питание, дыхание, называются
Контрольная работа по теме «Корень. Лист. Стебель. Цветок »
Задание №1
К каждому заданию из первой группы дано четыре ответа, но только один из них правильный. Ответы записывайте буквами А, Б, В, Г в контрольной лист.1. Как ещё называют покрытосеменные растения? А.семенные; Б.цветковые; В.сосновые; Г. культурные.2. Из перечисленных растений выберите двудольное:А.рожь; Б.лук; В.соя; Г.ландыш.3. Какая зона корня расположена за зоной роста? А.зона деления; Б. зона всасывания; В. корневой чехлик; Г. зона проведения.4. Усики гороха – это видоизменённые: А.корни; Б.стебли; В.побеги; Г.листья.5. Плод гороха – это:А. стручок; Б. семянка; В. боб; Г.коробочка.6. В растении воду и минеральные соли проводят: А. ситовидные трубки; Б. сосуды; В. лубяные волокна; Г. волокна древесины.7. Корни, отрастающие от главного корня, - это: А. боковые; Б. придаточные; В. дыхательные; Г. воздушные.8. Из чего развивается побег у многолетнего растения? А. из почки; Б. из почечки зародыша семени; В. из стебля; Г. из листа.9. Укажите, под какими номерами на рисунке изображены простые, а под какими – сложные соцветия. Укажите их названия.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]1,2,3,4,5,6,710. Какие типы листорасположения изображены на рисунке? Приведите примеры растений, имеющих данные листорасположения? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Задание №2Ответьте на вопросы и вставьте недостающие слово в предложениях.1. Какие функции выполняет стебель?2. Растения, имеющие пестичные и тычиночные цветки на одном растении, называются 3. Кожица – это один из видов ткани растения.4. Что можно увидеть на продольном разрезе вегетативной почки?5. Чашечка и венчик составляют
2 Вариант
Задание №1
К каждому заданию из первой группы дано четыре ответа, но только один из них правильный. Ответы записывайте буквами А, Б, В, Г в контрольный лист.1. От какого слова произошло название слова «вегетативные» органы?А. зелёные; Б. растительные; В. производящие; Г.видоизменённые.2. Где находится запас питательных веществ у большинства однодольных растений? А. в эндосперме; Б.в семядолях; В. в корешке; Г. в семенной кожуре.3. Клубень – это видоизменённый:А. лист; Б.корень; В. плод; Г. побег.4. Выберите растения с мочковатой корневой системой:А. яблоня; Б.чеснок; В. томат; Г.фасоль.5. У подсолнечника соцветие:А. головка; Б. кисть; В. корзинка; Г. завиток.6. Какая ткань обеспечивает прочность и упругость корня?А. механическая; Б. покровная; В. основная; Г. проводящая.7. По какой части стебля передвигается вода и органические вещества?А. по лубяным волокнам; Б. по ситовидным трубкам луба; В. по сосудам древесины; Г. по волокнам древесины.
8. Где находятся устьица у водных растений?А. в мякоти листа; Б. на нижней стороне кожицы листа; В. на верхней стороне кожицы листа; Г. в жилках Внимательно прочитайте задания второй группы и запишите ответы аккуратным разборчивым почерком в контрольный лист цифрами, словами.9. Укажите названия частей цветка. Какие из них относятся к главным и почему?[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]10. Какие из изображённых листьев относятся к простым, а какие – к сложным?Почему вы так решили? Попытайтесь указать типы простых и сложных листьев?[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание №2
Вставьте недостающее слово в предложениях.
Из зародышевого корешка семени развивается.
Совокупность всех корней одного растения
Корневая система, представленная многочисленными боковыми и придаточными корнями, собранными в пучок
Зона корня, в которой молодые клетки удлиняются, растягиваясь в длину.
От главного корня в стороны отходят
Терминологический диктант по теме «СТЕБЕЛЬ»
Каркас, центральная опора, соединяющая подземные и надземные органы –.
Слой, расположенный под корой
Органические вещества передвигаются через
Самый наружный слой ствола – .
Кора состоит из слоёв
Вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигается по.
Слой, занимающий большую часть побега .
Клубень картофеля, луковица являются видоизменёнными
Центральная часть стебля – .
Точка роста стебля находится в
Терминологический дикант по теме «ЛИСТ»
Расширенная часть листа –
Среди сложных листьев различают:
Жилкование, при котором жилки изгибаются в виде дуги и проходят вдоль пластинки листа.
Если на узле два листа, обычно расположенных друг против друга, то такое листорасположение называется
В основании листовая пластинка переходит в стеблевидный.
Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и водяных паров происходит через.
Жилкование, при котором от главной центральной жилки в стороны отходят более тонкие боковые жилки, которые в свою очередь неоднократно ветвятся
Если от каждого узла побега отходит лишь один лист, то такое расположение называют.
Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием света называется
Жилкование, при котором в основании сближены несколько крупных жилок
Жилкование, при котором жилки расположены параллельно одна другой .
Если три или больше листьев растут на одном узле стебля, то такое листорасположение называют
Пластиды, в которых происходит фотосинтез –.
Клетки мякоти листа, расположенные ближе к верхней стороне листа образуют ткань
Листовые пластинки – ловушки имеют: .
Тестовые задания по разделу «Жизнь растений»
1 вариант.
А 1.Каково значение камбия в жизни растения:
А. Осуществляет обмен газами.
Б. Способствует передвижению органических веществ в растении.
В. Участвует в поглощении веществ из окружающей среды.
Г. Обеспечивает рост стебля в толщину.
А2. Установите соответствие между признаком растения и классом, к которому оно принадлежит:
А. В семени две семядоли. 1. Однодольные.
Б. Корневая система мочковатая. 2. Двудольные.
В. В семени одна семядоля.
Г. Жилкование листьев сетчатое.
Д.Жилкование листьев параллельное.
Е. Корневая система стержневая.
А 3. Основная функция корня:
А. Поглощение воды и минеральных солей.
Б. Передвижение органических веществ.
В. Укрепление растений в почве.
Г. Размножение растений.
А 4.Пыльца образуется в :
А. Пестике.
Б. Завязи.
В. Тычинке.
Г. Чашечке.
А 5.Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются:
А. Пестичными.
Б. Тычиночными.
В. Раздельнополыми.
Г. Обоеполыми.
А 6. Назовите плод, который формируется у малины:
А. Ягода.
Б. Многокостянка.
В. Семянка.
Г. Зерновка.
А 7.Видоизменённым побегом не является:
А. Луковица тюльпана.
Б. Ствол берёзы.
В. Клубень картофеля.
Г. Корневище пырея.
А 9.Зона корня, где находятся корневые волоски, называется:
А. Деления.
Б. Всасывания.
В. Проведения.
Г. Роста.
А10.Назовите тип плодов, к которому относят стручок:
А. Сухой односемянный.
Б. Сухой многосемянный.
В. Сочный односемянный.
2Вариант
А 1.Какую функцию выполняют клетки кожицы листа:
А. Запасающую.
Б. Образовательную.
В. Защитную.
Г.Опорную.
А 2. Какую функцию не выполняет стебель:
А. Передвижение органических веществ.
Б. Передвижение минеральных веществ.
В. Опорную.
Г. Поглощение воды и минеральных солей.
А 3.Группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям, имеющих общее происхождение, называется:
А. Органом.
Б. Тканью.
В.Корневым чехликом.
Г. Камбием.
А 4. Вегетативная почка – это:
А.Зачаточный побег.
Б. Зародыш с кожурой.
В. Часть корневища.
Г. Подземный побег.
А5.Какова роль листа в жизни растения:
А. Осуществляет поглощение воды и минеральных солей.
Б.В нём происходит фотосинтез.
В. Выполняет опорную функцию.
Г. Выполняет функцию испарения воды.
Д. Используется животными для питания.
Е. Может выполнять функцию размножения.
А 6. Семена образуются:
А. На рыльце пестика.
Б. В завязи пестика.
В. В столбике пестика.
Г. В пыльнике тычинки.
А 7.Какую из перечисленных функций корни не выполняют:
А. Закрепление растения в почве.
Б.Всасывание воды и минеральных солей из почвы.
В. Запасание питательных веществ.
Г. Образование питательных веществ в растении.
А 8. Чем по своему строению являются корневые волоски:
А.Придаточными корнями.
Б. Боковыми корнями.
В. Жгутиками.
Г. Выростами клеток.
А9.Соотнесите тип плода с его названием.
А.Костянка. 1. Сухие.
Б. Семянка. 2. Сочные.
В. Орех.
Г. Тыквина.
Д. Ягода.
Е.Стручок.
Г. Сочный многосемянный.
А 10. Побегом следует считать:
А. Корень и лист.
Б. Стебель с листьями и почками.
В. Стебель и корень.
Г . Корень, стебель и почки.
Перечень учебно – методических средств обучения
Методическая литература для учителя
Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Биология: 6 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 54 с.- (Стандарты второго поколения);
Биология: 5-9 классы: программа /И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с.;
Основная литература для учащихся
Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая тетерадь
Дополнительная литература для учащихся
Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.
Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.
Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова; Правительство Ульяновской области. Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. - 508 с.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – газета «Биология».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – научные новости биологии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Эйдос – центр дистанционного образования.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – учебные фильмы.
13PAGE 15
E
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·й
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·Й
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15