Методическая разработка по теме РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА
-571573723500РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА
Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее.
Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Р. Кемпбелл26733542481500
ДИРЕКТИВА - скрытое приказание, неявно сформулированное словом или действиями, за невыполнение которых ребенок будет наказан косвенно, а неявно - собственным чувством вины перед родителем.
НЕ ЖИВИ! (Глаза бы мои тебя не видели! Мне не нужен такой плохой ребенок! Все силы тебе отдал (а), а ты..! Вызывает у ребенка хроническое чувство вины, связанный не с каким-то поступком, а с самим фактом его присутствия в жизни родителей.
- такое воспитание содержит психологический обман и манипуляцию: взрослый перекладывает на ребенка ответственность за нерешенность своих собственных жизненных проблем
- у ребенка рождается мысль о ненужности и никчемности своего существования (суицид, наркомания, бродяжничество и т.д.)
- ребенок часто болеет, получает физические травмы, появляется неприспособленность к жизни
- ребенок нарывается на наказание вне дома, т. к. оно снижает чувство вины (проще чувствовать себя виноватым за конкретное дело, чем ощущать вину просто так)
-ребенок вынужден постоянно доказывать, что он что-то значит, подспудно борясь с ощущением собственной плохости.
НЕ РАСТИ! (Ты еще мал, чтобы.., Не торопись взрослеть!)
- такие дети, став взрослыми внутри себя никогда не вырастают. Не могут создать свою семью, считая, что брак - это предательство по отношению к родителям, которые до конца своих дней будут считать своего ребенка маленьким.
3. НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ! (Ведешь себя, как маленький! Ты уже не ребенок, пора взрослеть!)- такие дети, став взрослыми, имеют внутренний барьер при общении с детьми, они научаются подавлять в себе желания (одежда, развлечения, способности к творчеству и пр.). Перекладывают ответственность с других на себя. Всю жизнь тянут непосильную ношу.
4. НЕ ДУМАЙ! (Не рассуждай, а делай! Не умничай!)- такие дети живут с чувством пустоты в голове, когда надо самостоятельно решить проблему. Приучаются не думать о своих проблемах. Живут с девизом:"Забудь и отвлекись!"
5. НЕ ЧУВСТВУЙ! (Как не стыдно бояться…!Не смей злиться на..!Не сахарный, не растаешь!)
- подавляя эмоции гнева и страха, ребенок утрачивает контакт со своим телом, не воспринимает его сигналы для самозащиты и ориентации в реальности.
- такие дети впоследствии страдают психосоматическими заболеваниями, не умеют выражать свои чувства словами, бывают жертвами несчастных случаев, страдают ожирением и т.д.
6. НЕ ДОСТИГАЙ УСПЕХА! (Не пытайся, у тебя все равно ничего не получится!- родители бессознательно завидуют своим детям
- такие дети трудолюбивы и старательны, но в последний момент у них все рушится.
7. НЕ БУДЬ ЛИДЕРОМ! (Не высовывайся, не выделяйся! Будь, как все!)- такие дети, став взрослыми всегда ходят в подчиненных, не могут взять ответственность на себя.
8. НЕ ПРИНАДЛЕЖИ! (Ты у меня не такой, как все; не принадлежи никому, кроме меня)
- таким детям не знакомо чувство слияния с группой. Ребенок обречен чувствовать себя не таким как все.
9. НЕ ДЕЛАЙ! (НЕ делай сам, опасно! За тебя буду делать я, подожди меня!)- такие дети, став взрослыми испытывают мучительные трудности в начале выполнения какого-то дела.
- их характеризует слабоволие и бессмысленное послушание.
10. НЕ БУДЬ САМИМ СОБОЙ! (Недовольство родителей полом ребенка или желание, чтобы он был похож на них)
- такие дети постоянно испытывают чувства неудовлетворенности собой. Начинают убегать от самого себя, считая, что чужое всегда лучше собственного.
- они легко управляемы. Предъявляют к себе высокие требования и часто находятся в состоянии мучительного внутреннего конфликта.
11. НЕ ЧУВСТВУЙ СЕБЯ ХОРОШО! ( Ты хоть и слабенький, но сам сделал! Несмотря на высокую температуру, контрольную сделал на "5")- такие тети, став взрослыми приучаются к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, с одной стороны, а с другой стороны, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
- они постоянно жалуются на плохое самочувствие и тем не менее остаются на работе до конца (Смысл: "Вам должно быть стыдно, ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше вас!". История жизни таких людей трансформируется в историю болезни.
КОРРЕКЦИЯ ДИРЕКТИВ
Необходимо осознать, что с данного момента именно за мной стоит право выбора и решения различных проблем. В детстве я приспосабливался к требованиям родителей, которые не спрашивали моего согласия. Но сейчас ситуация изменилась, взрослый – это Я!
Каждый человек имеет право пересмотреть бессознательное решение принятое им в детстве. Директивы неизбежны. С освобождением от них и связан кризис середины жизни.
Радуйтесь, преодолевая трудности и препятствия, Вы растете!
Детские страхи
Беспокойство, тревога, страх - такие же нормальные и неотъемлемые эмоциональные проявления нашей жизни, как радость, восхищение, удивление и пр. Большинство страхов являются нормативными, т. е. соответствующие данному возрасту.
Типичные страхи детей разного возраста
От 1 года до 3 лет страх неожиданных резких звуков, одиночества, боли, уколов, медработников (белый халат),страх перед засыпанием.
От 3 до 5 лет страх одиночества, темноты и замкнутого пространства, боязнь сказочных героев: Бабы-яги, водяного, домового и пр.
От 5 до 7 лет страх перед чертями, демонами, монстрами и др. представителями потустороннего мира. Появление базового страха смерти (своей и близких родственников)
От 7 до 11 лет страх несоответствовать требованиям социального окружения - быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники
С 11 до 16 лет страх собственных физических изменений, страх одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников, страх не справится со взятыми на себя обязательствами. Природные страхи (основанные на инстинкте самосохранения) преобразуются в страх войны, пожара и пр.
Как помочь ребенку справится со страхами ДНЕВНЫЕ СТРАХИ
Поговорите с ребенком о его страхах, но не высмеивайте его за трусость. Скажите что, с этого момента объявляете войну его страхам.
Если ребенок боится потеряться в незнакомом месте, можно "отыграть" это в сценке, где он будет помогать потерявшемуся малышу (роль малыша выполняет кукла). Таким же образом проигрываются и другие страхи. Например, уход мамы на работу и пр.
Справиться со страхом темноты поможет игра "Жмурки", где роль водящего исполняет ребенок.
Сделайте "коробку страхов" и сложите в нее все, что пугает ребенка. Затем заклейте коробку скотчем и выбросьте на помойку. Все действия выполняются совместно с ребенком
Нарисуйте вместе с ребенком его "страх". Спросите: "Где он живет?", "Откуда появляется?" и пр. Попросите ребенка зачеркать, смять, разорвать этот рисунок и выбросить в мусорное ведро.
Придумайте образ супергероя, который справляется с любым врагом! Нарисуйте его и повесьте на самом видном месте.
Если ребенок боится остаться один в комнате, можно построить домик из подручных средств, где малыш будет прятаться от всех врагов
Помогают совместные "кричалки" со словами "Страх, уходи!"
НОЧНЫЕ СТРАХИ
Факторы, свидетельствующие о ночных страхах:
беспокойный и прерывающийся сон, ребенок все время вертится во сне, вскрикивает, плачет, вскакивает на ножки, может проснуться "мокрым".
Постарайтесь больше времени проводить с ребенком днем, чаще целуйте, обнимайте ребенка, т.е. дайте возможность более тесно общаться с вами.
Создайте некий ритуал отхода ко сну: ласковые объятья и пожелания перед сном, сказка на ночь и пр. Оставляйте включенным ночник в комнате ребенка.
Установите запрет на вечерний просмотр телевизора (реклама, враждебные кадры из фильма) это вызывает невротический детский страх.
Помогите ребенку справиться со страхом физически: увеличьте время прогулки, дайте на ночь успокоительный травяной чай, купайте перед сном в теплой ванне с успокаивающими травами, делайте ему массаж.
Дети очень чувствительны к состоянию родителей. Чем больше вы тревожитесь , нервничаете, паникуете, боитесь, тем сложнее будет справиться с проблемой.
Если ребенок прибежал к вам ночью с рассказом о чудовищах, якобы находящихся в его комнате, помогите проверить все темные места, загляните вместе под кровать, проверьте тумбочки и шкафы, чтобы успокоить ребенка.
Если же в результате всех ваших усилий ситуация не нормализуется, тогда необходимо обратится к специалистам: невропатологу, психоневрологу, психологу.