Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков










ПРОГРАММА


«Программа профилактики и коррекции
девиантного поведения детей и подростков»



Выполнила социальный педагог МКОУ СОШ№1 г.п.Чегем
Дышекова Сусанна Зальмудиновна











2013 год














Паспорт программы

Цели программы:
Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
Задачи:
Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
Сроки реализации программы: 1 год













Пояснительная записка
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор необходимой информации о нем. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д.
Второй этап  - анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т. д.
Третий этап - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.
Четвертый этап- консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Пятый этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. Что удалось? Что не получилось? Почему?
Седьмой этап - отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы, развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)
Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается педагог-психолог, курирующий конкретный класс или конкретного ребенка.
Проблемы, не решенные в первом круге, становятся предметом заботы более специализированных структур: отдельных специалистов системы помощи и сопровождения, их объединений (службы, психолого-педагогические консилиумы и т.д.) в образовательном учреждении.
Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб, чаще всего развивающихся как независимые образовательные учреждения. Таким образом, система комплексной помощи должна выстроиться во взаимодополняющую цепочку от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной  помощи.

Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:
Для классного руководителя они заключаются в создании ученического коллектива и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся.
Дело социального педагога - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями.
Педагог-психолог должен помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.
Задача заместителя директора - создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.
Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения.
















Факторы риска.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








Координационный план работы с детьми группы риска


Мероприятия
Классные руководители
Социальный
педагог
Психолог
Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по
ВВР
Совет профилактики
Родительский комитет

I. Организационные мероприятия

1.
Составление социального паспорта класса
*







2.
Составление характеристик на детей группы риска
*
*






3.
Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции
*
*
*
*
*
*
*

4.
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями
*
*


*



5.
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся

*






6.
Организация досуга и кружковой деятельности
*
*


*



7.
Составление административных писем, ходатайств и др. документ.

*


*



8.
Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами

*


*



9.
Организация летней занятости
*
*


*

*

II. Работа с учащимися

1.
Контроль посещаемости занятий
*
*

*
*



2.
Контроль текущей успеваемости
*
*

*




3.
Вовлечение учащихся в кружки и секции
*
*


*



4.
Проведение профилактических бесед
*
*
*
*
*
*
*

5.
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
*
*
*
*
*

*

6.
Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам
*
*

*
*
*


7.
Содействие в трудоустройстве
*
*


*
*
*

8.
Проведение психодиагностики


*





9.
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута


*





10
Разбор конфликтных ситуаций
*
*
*
*
*
*
*

III. Работа с родителями

1.
Посещение семей группы риска
*
*
*
*
*
*
*

2.
Проведение консультаций
*
*
*

*



3.
Приглашение на советы профилактики
*
*


*



4.
Выступления на род. собраниях
*
*
*
*
*
*
*

5.
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений
*
*
*
*
*



IV. Работа с педагогическим коллективом

1.
Осуществление обмена необходимой
информацией с предметниками
*
*
*
*
*



2.
Консультации по результатам диагностики

*
*





3.
Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска

*
*





4.
Выступление на педсоветах
*
*
*
*
*



5.
Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска

*
*

*



















План реализации программы


Организационные мероприятия
Работа с учащимися
Работа с родителями
Работа с педагогическим коллективом

сентябрь
1Составлениее социальных паспортов классов
2.Составление характеристик на детей группы риска
3. Выявление      проблемных   детей, заведение индивидуальных карт.
4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся
5.Организация контроля кружковой деятельности
6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц.службами

1.Контроль посещаемости занятий
2.Контроль текущей успеваемости
3.Проведение профилактических бесед
4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам
6. Разбор конфликтных ситуаций

1. Посещение семей группы риска
2. Проведение консультаций
3. Приглашение на Совет профилактики
4. Выступления на родительских собраниях
5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений

1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками
2. Консультации по результатам диагностики
3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска
4. Педсовет

октябрь
1. Организация занятости детей во внеурочное время
2. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами
3. Выявление      проблемных   детей, заведение индивидуальных карт.
6. Цвето - рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников.
7. Выявление типа темперамента.

1.Контроль посещаемости занятий
2.Контроль текущей успеваемости
3.Проведение профилактических бесед
4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам
6. Изучение положения ребенка в семье
7. Разбор конфликтных ситуаций

1. Посещение семей группы риска
2. Проведение консультаций
3. Приглашение на Совет профилактики
4. Выступления на родительских собраниях
5. Тест опросник родительского отношения (ОРО)

1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками
2. Консультации по результатам диагностики


ноябрь
1. Организация занятости детей во время каникул
2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности
3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами
4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения.
5. Социометрические
измерения   и   анкетирования.
  Установление
положения ученика в   классном
коллективе


1.Контроль посещаемости занятий
2.Контроль текущей успеваемости
3.Проведение профилактических бесед
4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
5. Изучение положения ребенка в семье.
6. Разбор конфликтных ситуаций
7. Оценка уровня тревожности.

1. Посещение семей группы риска
2. Проведение консультаций
3. Приглашение на Совет профилактики
4. Взаимоотношения подростков с родителями.
1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками
2. Консультации по результатам диагностики


декабрь
1.Корректировка социальных паспортов классов
2.Составление характеристик на детей группы риска
3. Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся
4. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности
6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц.службами

1.Контроль посещаемости занятий
2.Контроль текущей успеваемости
3.Проведение профилактических бесед
4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
5. Диагностика состояния агрессии
7. Разбор конфликтных ситуаций
8. .Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    

1. Посещение семей группы риска
2. Проведение консультаций
3. Приглашение на Совет профилактики
4. Выступления на родительских собраниях
5. Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников
1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками
2. Консультации по результатам диагностики
3. Педсовет

январь
1. Организация занятости детей во время каникул
2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности
3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами
4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения.
1. Контроль посещаемости занятий
2. Контроль текущей успеваемости
3. Проведение профилактических бесед
4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
5. Разбор конфликтных ситуаций
6. Проведение диагностики межличностных отношений

1. Посещение семей группы риска
2. Проведение консультаций
3. Приглашение на Совет профилактики
4. Выступления на родительских собраниях
Определение психологической атмосферы в семье.
1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска.
2. Консультации по результатам диагностики.


февраль
1. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности
3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами
4. Проведение работы по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения
1.Контроль посещаемости занятий
2.Контроль текущей успеваемости
3.Проведение профилактических бесед
4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам
6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы.
7. Разбор конфликтных ситуаций

1. Посещение семей группы риска
2. Проведение консультаций
3. Приглашение на Совет профилактики
4. Выступления на родительских собраниях
5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений

1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками
2. Консультации по результатам диагностики
3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска
4. .Организация      тематических      встреч,
вечеров      родителей      с      работниками
образования, правоохранительных органов,
прокуратуры и здравоохранения

март
1. Организация занятости детей во время каникул
2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности
3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами
4. Проведение работы по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения.
1.Контроль посещаемости занятий
2.Контроль текущей успеваемости
3.Проведение профилактических бесед
4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
5. .Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    
6.Проведение диагностики «Выявление типологических особенностей личности»
7. Разбор конфликтных ситуаций
8. Привлекать «трудных» учащихся к работе по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся школы

1. Посещение семей группы риска
2. Проведение консультаций
3. Приглашение на Совет профилактики
4. Выступления на родительских собраниях
5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений
6. Привлечение родителей к проведению праздничного чаепития.
1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками
2. Консультации по результатам диагностики
3. Педсовет

апрель
1. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности
3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами
4. Организация занятий для детей группы
риска   по   саморегуляция,   по   развитию
способностей,        правильно        выражать
эмоции, по овладению способами решения
конфликтов
1.Контроль посещаемости занятий
2.Контроль текущей успеваемости
3.Проведение профилактических бесед
4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
5. Разбор конфликтных ситуаций
6.Изучение уровня воспитанности учащихся.

1. Посещение семей группы риска
2. Проведение консультаций
3. Приглашение на Совет профилактики
4. Выступления на родительских собраниях

1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками
2. Консультации по результатам диагностики


май
1. Организация занятости детей во время каникул
2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности
3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

1.Контроль посещаемости занятий
2.Контроль текущей успеваемости
3.Проведение профилактических бесед
4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
5. Разбор конфликтных ситуаций

1. Посещение семей группы риска
2. Проведение консультаций
3. Приглашение на Совет профилактики
4. Выступления на родительских собраниях

1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками
2. Педсовет

июнь
1.Организация занятости детей во время каникул
2.Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами
3. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения.
1.Контроль занятости учащихся во время каникул
2.Проведение профилактических бесед
3.Разбор конфликтных ситуаций

1. Посещение семей группы риска
2. Приглашение на Совет профилактики



июль
1.Организация занятости детей во время каникул
2. Контроль занятости учащихся
3.Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

1.Контроль занятости учащихся во время каникул
2.Проведение профилактических бесед
3.Разбор конфликтных ситуаций

1. Посещение семей группы риска
2. Приглашение на Совет профилактики



август
1.Организация занятости детей во время каникул
2. Контроль занятости учащихся
3.Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

1.Контроль занятости учащихся во время каникул
2.Проведение профилактических бесед
3. Разбор конфликтных ситуаций
4. Всеобуч- акция «Помоги пойти учится»

1. Посещение семей группы риска
2. Приглашение на Совет профилактики

1. Выявление детей не охваченных обучением.













План мероприятий на __________ учебный год,
обеспечивающий условия получения образования учащихся с девиантным поведением.



Мероприятие
Сроки
Ответственный
Отметка о выполнении

1
Создание банка данных об учащихся с девиантным поведением
Сентябрь
Социальный педагог, классные руководители


2
Контроль посещаемости занятий и успеваемостью учащихся с девиантным поведением
В течение года
Социальный педагог, классные руководители


3
Проведение психолого – педагогических семинаров
В течение года
Завуч, социальный педагог


4
Оказание психолого – педагогической помощи учащимся (беседы, анкетирование)
В течение года по необходимости
Социальный педагог, классные руководители,


5
Вовлечение подростков к активному, развивающему досугу (кружки)
В течение года
Социальный педагог, руководители кружков


6
Контроль посещаемости кружков
В течение года
Социальный педагог, классные руководители.


7
Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания
В течение года
Социальный педагог, классные руководители


8
Работа по сохранению контингента учащихся школы (работа по самоопределению)
В течение года
Социальный педагог, классные руководители


9
Организация летнего отдыха и занятости учащихся в каникулярное время
В течение года
Социальный педагог, классные руководители, администрация


10
Организация работы трудовой бригады в летний период
Май
Социальный педагог, администрация



Индивидуальные
факторы риска
Низкая самооценка
Агрессивность
Положительные установки по отношению к наркотикам
Плохая успеваемость
Нарушения поведения
Застенчивость


Фактор риска

Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.


Факторы риска в группе сверстников
Давление сверстников
Друзья, употребляющие алкоголь
Нежелание учиться
Дружба с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики


Школьные факторы риска
Плохая успеваемость
Низкий моральный уровень учителей и учеников
Нормы, способствующие употребления табака, алкоголя и наркотиков
Неуважительное отношение к образованию


Факторы риска в обществе
Жизнь в обществе, способствующая употребления табака, алкоголя и наркотиков
Отсутствие поддержки со стороны общества
Нищета и экономическая нестабильность
Доступность наркотиков


Семейные факторы риска
Конфликты в семье
Отсутствие дисциплины
Безнадзорность
Физическое и психологическое насилие в семье
Родители, употребляющие алкоголь и наркотики




Заголовок 115