Урок чтения. Глухая пора листопада
Урок чтения в 3 классе (обобщение темы).
Тема: Глухая пора листопада.
Цели: Создать условия для умений и навыков правильного , осознанного и выразительного чтения, умения видеть в тексте художественные средства. Воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова, самостоятельно определять и ставить цели урока, анализировать, рассуждать , слушать и слышать, высказывать свою точку зрения.
Задачи: Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, на основе элементов анализа создать описательный образ осени, формировать умение анализировать художественное произведение, находить в любом тексте выразительные средства, побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного, осознанного чтения. Создать условия для развития аналитического мышления, навыков сравнения, обобщения, структурирования: развить внимание, память, мышление, творческое мышление, речь, воображение., коммуникативные способности. Воспитывать уважение к прекрасному , к природе, обогатить эмоциональную сферу детей . Ответить на главный вопрос урока: Какую осень мы видим в произведениях авторов ?Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная,, групповая.
Методы: Словесный (беседа), практический, исследовательский(элементы), самостоятельная, творческая работы.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные, интерактивные, здоровьесберегающие, исследовательское обучение(элементы).
Планируемые результаты.
Предметные: Учащиеся должны выразительно читать и читать наизусть передавая настроение интонацией. Понимать эмоциональное состояние , выделять особенности произведений.
Метапредметные. Регулятивные-формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала в совместной деятельности с учителем. Коммуникативные: ответы на вопросы учителя на основе художественных произведений, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. Познавательные: анализ текста, обобщение темы, выделение главной мысли.
Личностные: Способствовать формированию компонентов учебной деятельности, приёмам рефлексии и самооценки, культуре общения и сотрудничеству с учителем, воспитывать уважение и любовь к природе , Родине.
Организационный сбор.
Приготовились. Настроились. Посмотрели друг на друга и улыбнулись. Пожелали удачи. Мы собрали к уроку осенние листики жёлтые и красные. В течение урока вы откладываете листик (после каждого этапа) жёлтый- не всё получилось, красный-всё получилось, я доволен, коричневый- не получилось).
Актуализация знаний.
Прочитали стихи наизусть.
- Какие периоды осени рисуют авторы произведений ?- Что объединяет стихи Пушкина, Тютчева, Бальмонта ?- Какие незнакомые слова мы встретили в тексте ? (лазурь, синева-голубое безоблачное небо). Ещё какие незнакомые слова ?- Как поэты и писатели говорят о природе ?( Бальмонт. «Много холода, в сердце грусть…» . Тютчев. «Дивная пора; он очарован…» . Пушкин. «Очей очарованье…».
- Какую осень вы увидели ? – Что значат такие слова ?- Какие чувства возникают при чтении таких слов ?- О чём говорится в стихотворении «Четыре конверта»? Какую осень мы наблюдаем ?- «Перед снегом». Найдите слова, описывающие пейзаж. А как ещё пейзаж предстаёт перед читателем ?(др.произведения)
«Прощание с летом». Какова основная мысль произведения ? Взаимоотношения человека с природой.(добрые) – найти в тексте. Как автор наполняет жизнью пейзаж ?«Мой дом». Каков дом для автора ?(обитатели, окружающий мир, коты). А кто ещё встречается у Паустовского ? Как терпеливо их описывает автор? (синицы).
- Что привлекательно в осени Паустовского ?(пахнет яблоками, треск печи, мытые полы)…
Физкультминутка.
Мы листочки осенние , на ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели. Мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал, И листочки все поднял. Закружились, полетели. И на землю тихо сели. ( дети выполняют движения за учителем.) А теперь выполним гимнастику для глаз.
Постановка проблемы.
Какую осень мы видим в произведениях автора?
- А что общего во всех этих произведениях ?- Как описана авторами природа ?- Какими приёмами в описании природы пользуются авторы произведений ? (средства выразительности).
- Какие средства выразительности вы знаете ? (сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения).
3. Подведение итогов изученной темы.
- Давайте дадим определение средствам выразительности : эпитет-слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений. Например: сумрачный, хладный, красна девица. Эпитет доносит до читателя создаваемый образ, создаёт прекрасную картину природы.
- Найти в тексте произведений эпитеты.
- А теперь найдём в тексте слова – краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ. Например, «солнце смеётся», «осень проснётся, заплачет…». Природа, как человек, живая.
- О каком приёме идёт речь ? Олицетворение. Докажите текстом, найдём в тексте наших произведений олицетворение.
- Как вы понимаете выражение : «Дни стоят безоблачные, прозрачные и чистые» ? - Какой приём использует автор? Сравнение. С чем сравнивает автор природу? А какие ещё сравнения в литературных произведениях вы знаете ?Учитель зачитывает фразу из произведения А.А. Фета: «Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне». Какой приём выразительности использует автор ?(скрытое сравнение-метафора).
- Найти в тексте наших произведений скрытое сравнение-метафоры.
4. Работа парами. Найти подходящее слово в рассказе автора и вставить его в текст на интерактивной доске.
Итак: В художественных произведениях выбор выразительных средств языка определяется темой и идеей произведения, умением автора наиболее точно выражать своё мироощущение , характер используемых языковых средств говорит о творческой индивидуальности, пристрастии к тому или иному стилю. Настроение радости испытывают не только авторы, но и мы.
- Какими словами авторы показывают настроение и доводят дл нашей души состояние радости, красоты ? (найти в тексте).
- Какие складываются впечатления о мире ?(читая произведение: описание солнца, ощущение праздника…).
- Что даёт почувствовать автор и в каком произведении настроение очага сопровождается домашним уютом…,ещё чем ?(почти тихие, язычок свечи качается тихо, беззвучно…) «Мой дом»….
- А что мы чувствуем от слов автора «холодная вода», «рожок пастуха», «поёт сверчок»? Представьте и почувствуйте холодную воду, постарайтесь услышать сверчка, услышьте звук музыки пастуха…
- Радость нового дня, свежесть утра доводит до трепета душу, хочется заглянуть в это произведение и очутиться в нём.
- А почему создаётся особенное настроение после озера…, домашнего уюта утром…
- А в каких случаях у вас создаётся настроение или возникают чувства ? Какие это чувства ? Почему они именно такие?
С этого начинается Родина, просыпается природа и зарождается жизнь каждой утренней росинкой, каждым пробудившимся звуком…
5. Заключение.
А теперь мы можем ответить на наш главный вопрос: Какую осень мы видим в произведениях авторов?
- Что объединяет эти произведения ? (человек, природа).
- Художественное слово поэта. Что оно значит?(чувства, настроение, мечты, разбудить душу человека).
6. Рефлексия.
У вас лежат жёлтые, красные , коричневые осенние листочки. Давайте украсим дерево. Какого цвета получилось дерево ? Яркое, красивое , осеннее. У нас всё получилось.