Конспект урока по литературному чтению на тему: Глухая пора листопада
Тема: «Глухая пора листопада».
К. Д. Бальмонт. Стихотворение «Осень».
А. С. Пушкин. Стихотворение «Осень».
Цели: Совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения; развитие речи, умения сравнивать и анализировать, наблюдательности, чуткости к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у учащихся способность воспринимать красоту родной природы.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), портреты А. С. Пушкина и К. Д. Бальмонта, картины и слайды осенней природы, песня «Художница Осень», толковый словарь, музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь. Осенняя песня», книга Е. В. Кучерова «Природа Башкортостана», тренажёр по слогочтению, рисунки к скороговоркам, рис. дерева с листьями, на которых записаны вопросы к уроку.
Ход урок
Организационный момент.
Чтецкая пятиминутка:
Слогочтение по тренажёру.
Жужжащее чтение (своих книг).
-Что читаете?
-Кто автор?
Скороговорки.(Учитель показывает рисунок-учащиеся вспоминают скороговорку)
- Произнесите скоро и быстро.
-Произнесите грустно и весело.
4. Упражнение на развитие внимания. (Слова спрятались).
укенглухаявапро
вапрпораитьдж
фывлистопадащзх
Постановка темы урока
- Прочитайте выражение, которое у нас получилось. ( Глухая пора листопада)
-О каком времени года идёт речь?
-Какие месяцы относятся к осени?
- Откройте учебник на стр. 174.
-Прочитайте название раздела.
-О чём будут произведения?
-И у нас на уроке будет листопад. (С каждым вопросом листьев на дереве становится меньше).
Работа по теме урока.
1. Чтение авторского текста.
Вопросы к 1 части:
-Какая проблема волнует Настю?
-О каких приметах осени вспомнили члены её семьи?
Вопросы ко 2 части:
-Почему название раздела записано в кавычках? ( Это цитата из стихотворения Б. Пастернака «Иней». Чтение 1 строфы учителем)
-Прочтите значение слова по словарю.
-Почему пора листопада «глухая»?
-Чем помогут стихи Насте?
2. Просмотр слайд-шоу.
-Осень любят все: композиторы, поэты, художники, фотографы и писатели.
- Можно ли объединить их творения? (Да. Просмотр слайдов под песню «Художница Осень»).
3. Чтение и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень» (портрет)
Читает подготовленный ученик.
Беседа по содержанию:
-В чём особенность первой строки? (это обращение)
-«Унылая пора»- метафора.
-Объясните значение выражения «очей очарование».
-Почему красота осени «прощальная»?
-Объясните значение выражения «пышное природы увядание».
-Что значит « в багрец и в золото одетые леса? (листва красного и желтого цвета)
-Как поэт относится к осени?
-С кем её сравнивает? (с красивой девушкой)
-Какую пору осени поэт любит больше всего? (раннюю осень)
(Вывешивается картина Куприянова «Ранняя осень»)
-Что такое мгла? (слайд «Мгла»)
-Как автор говорит о зиме? (как о седой старухе)
-Вы заметили, что А. С. Пушкин обращается в своём стихотворении к осени, признаётся ей в любви?
Пушкин писал своему другу: «Осень подходит. Это любимое моё время-здоровье моё крепнет, пора моих литературных трудов настаёт».(на доске)
-Почему в кавычках? (строки письма)
4. Выразительное чтение стихотворения:
-Какая мелодия стиха? (плавная, певучая)
Чтение: - хором (с учителем)
-учащиеся по одной строфе
Физкультминутка
(танцевальные движения под песню; упражнения для глаз)
5.Чтение и анализ стихотворения К. Бальмонта «Осень»
Подготовленный ученик читает под музыку П. И. Чайковского.
-Какую осень нарисовал поэт в своём стихотворении?
-Какие чувства испытывает поэт? (много холода, в сердце грусть)
-Объясните значение выражений:
«Солнце реже смеётся» - день короче, дождливее.
«Нет в цветах благовонья» - нет аромата, цветы отцвели.
-Прочитайте последние две строки.
-В образе кого Осень? (малого ребёнка)
-Как называется этот литературный приём? (олицетворение)
6. Работа над выразительным чтением стихотворения.
Составление «партитуры» стихотворения. (Долгая и короткая пауза, повышение и понижение голоса, темп чтения)
Конкурс: мальчики выразительно читают, а девочки попробуют спеть.
Затем подготовленная девочка поёт песню на стихи К. Бальмонта (муз. Елисеева).
7.Сравнительный анализ стихотворений
-Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз?
-Чем похожи они?
-Какую осень описывает каждый из них?
-В образе кого осень у каждого из них?
-Определите мелодию стихов.
-Какие литературные приёмы они используют?
-Что такое цитата?
8.Работа в группах
Восстановите стихи. (Слова «улетели»)
9. О родном крае.
-А сейчас у нас осень?
-Это время называется предзимье. (Книга «Природа Башкортостана»)
Подготовленный ученик читает стихотворение на башкирском языке.
Башкирские народные приметы об осени.
Итог урока
- Что же объединяет стихи?
- Какие литературные приёмы вспомнили?
Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение и подготовиться к анализу стихотворения Ф. Тютчева.