Обобщающий урок по чтению на тему Глухая пора листопада(3 класс)

Цель: обобщить знания по изученному разделу, работать над выразительностью чтения, формировать интерес к предмету, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: грам. запись П. Чайковский. Времена года., сочинения, стихи, рисунки, корзина с листьями, картины, выставка фотографий, плакат.

Ход урока.
Орг. момент. Постановка цели.
Звучит П.Чайковский. Времена года. (октябрь )
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада,
Чуткая музыка всюду живет:
В шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
-Какую картину вы представляли, пока слушали музыку?
-Итак, мы закончили с вами изучение интереснейшего раздела « Глухая пора листопада.»
-Кому принадлежат эти слова? (Б. Пастернак. Иней.)
-А как вы понимаете название нашего раздела?
-Наша героиня, девочка Настя, прислала нам на урок корзину. А там записка
Спасибо вам, мои друзья,
Еще побуду с вами я,
Побуду и на память вам
Корзину листиков я дам
А листья эти не простые,
А волшебные.
-Раскрыть волшебство осенних листиков наша задача. Итак , что же на первом листике.
2. Унылая пора! Очей очарованье!
Так называет осень А. С. Пушкин.
-Но у каждого поэта свое понимание окружающего мира, по – разному они описывают и осень. В чем мы с вами сейчас и убедимся.
-Прочитаем стихотворения на с. 176. Читает и по ходу находим приметы осени. Какая она?
-Как называет поэт осень? (У К. Бальмонта осень вызывает ощущение печали, у Ф. Тютчева осень «дивная пора»)
-Итак, осень в каждом из стихотворений такая разная, и столько красок.
3.-Красота природы воспевалась и воспевается поэтами. А художники посвятили ей немало отличных картин. Обратите внимание на картины. Какая осень на 1 (2 ,3)? Почему? Какие строки из прочитанных стихотворений подходят к 1 (2 ,3) картине?
-Но работы наших ребят ничуть не хуже. Обратите внимание на ваши работы. Сколько замечательных осенних красок! А что же волшебный листик?
Спасибо, художники – юнцы,
Вы просто молодцы!
4.-А какую осень видят наши дети? Мы сейчас узнаем. Итак , проба пера.
Чтение сочинений.
5.-А о чем же следующий листок?
-Начинается эта дивная пора в те же сроки, что и в России. А как описывают ее писатели? Мы узнаем, прочитав стихотворения известного башкирского поэта Абдулхака Игебаева.
-Откройте «Живые родники» на с. 78. Чтение стихотворения «Сентябрь»
-почему в сентябре заяц беззаботно прыгает, а скворцы засуетились? Какие признаки осени упоминаются в стихотворении?
-И послушаем еще одно замечательное стихотворение «До свиданья, лебеди!»
-Как поэт называет осень? (сон земли) На что поэт обращает наше внимание?
_Действительно наш край очень красив. И мы с вами имели возможность в этом убедиться. Вспомните наш замечательный праздник «осени», проведенный у реки Тайрук. Приятные моменты запечатлены на фотографиях.
6. –Но о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает можно писать и прозой. Вот например, у К. Паустовского есть целая книга об этом – «Мещерская сторона». И мы с удовольствием исполняем следующее задание осеннего листика.
-Прочитаем рассказ «Мой дом» 2 часть про себя и составим последовательность увиденных картин.
1. Описание беседки
2.Описание запаха дождя.
3.Песня сверчка.
4. Безмолвие воды на рассвете.
5. Пустынный сентябрьский день.
-По составленному плану перескажем 2 часть от первого лица.
-Ребята помогли нам прочувствовать прочитанное – запахи и краски, звуки, ощущения. А главное настроение автора – вдохновенную грусть.
7.-Мы узнали, что об осени можно писать и в стихах, и в прозе. А настроение всегда ли будет грустное?
-Другую, веселую осень мы встретили в стихотворении Г. Сапгира. Четыре конверта. И пятый листик «Чтение по ролям».
8. –Но 7 листик говорит нам : Стоп. Пора и отдохнуть. Физминутка «Осенние листики».
9. «И начинает уставать вода
И это означает близость снега»
Писал Д. Самойлов в стихотворении «Перед снегом»
-И не только в стихах можно так ярко и точно передать это состояние природы. Созвучные настроения мы встречаем у К. Паустовского в рассказе «Прощание с летом»
С.186 читаем 2 часть по цепочке, и находим выражения, которые передают это состояние природы.
-Найдите в 3 части мудрую мысль деда Митрия.
-Как хорошо умели увидеть красоту природы русские крестьяне .как поэтично могли сказать о ней.
10. –А последнему листочку жаль прощаться с нами
Осень красавица
Ребятам очень нравится.
Под таким девизом проходил наш конкурс «Сочиняй – ка». И нашему листочку хочется заслушать лучшие работы.
11.Итог урока.
-Все желания волшебных листиков мы выполнили , тем самым повторив изученное по разделу.
12.Домашнее задание.
-Прочитать стихи других писателей об осени. За работу на уроке я ставлю такие оценки..
-Наша героиня, девочка Настя ,дарит нам замечательный осенний подарок. Скажем спасибо Насте, а также гостям (за то , что слушали внимательно).
15