Методический материал по русскому языку на тему Состав слова. Родственные слова
Карточки для отработки темы 1: «Состав слова. Родственные слова» Срок предъявления – 30 октября
Номера выполняемых карточек, где первая цифра соответствует номеру темы, вторая – номеру карточки, и третья (в скобках) – уровень сложности пишите на полях.
Основные умения по теме:
Умения
Номера карточек
1. Определять значимые части в слове (разбор слова по составу)
7, 10, 25, 26, 27, 28
2. Подбирать к слову родственные слова
1, 7, 8 , 9, 21, 23, 24, 28
3. Проверять ОСП в словах разными способами
2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22
Карточки
1.1 (1) Спиши только те группы слов, в которых слова являются родственными. Выдели корень:
Враг, противник, неприятель.
Смелость, смелый, осмелел.
Большой, огромный, громадный.
Горе, горевать, горный.
Горюет, печалится, плачет.
Горе, горевать, горюет.
Смех, смеяться, хохотать.
Смех, смешной, смеяться.
Больница, больной, большой.
Рис, рисовый, рисовать.
Лето, летать, лётчик.
Осень, осенний, ненастный.
1.2 (1) Проверьте пропущенные буквы И или Е:
Зрно, врдитель, лсёнок, дла, плта, псатель, оцнил, лпил, звзда.
1.3 (1) Проверьте пропущенные буквы А или О:
Бльной, крешок, угстил, смтрел, лскал, квёр, шгал, држал.
1.4 (1) Проверьте пропущенные буквы Б или П:
Шляка, ошика, голука, скрика.
1.5(2) Запиши слова с пропуском ОСП, затем проверь ОСП и укажи способ проверки:
[c т ’ и н а ] [д у п ] [т в о й’ ] [ж у р н а л ] [с а т ] [к а н ’ к ’ и ] [ к а с т р ’ у л ’ а ] [ш к о л ’н’ и к ’и ]
1.6(2) Запиши сочетания слов звуками. Отметьте звуки в слабой позиции. Под звуковыми записями сделайте буквенные.
[л а с к а в а й’ а у л ы п к а ]
[б’ и с ’ э т к а у р ’и к’ и ]
[к у с т м а л ’ и н ы ]
1.7(1) Найдите «родственников» слона. Выпишите только однокоренные слова. Разберите их по составу:
Слону, прислонился, слонёнок, слониха, заслонка, слонялся, слонами, слоник.
1.8(2) Напиши в первой сточке синонимы слова СМОТРИТ, а во второй – однокоренные слова:
1.9 (2) Согласные в корнях могут чередоваться (непозиционные чередования). Например: снег-снежок(г//ж), пух-пушок(х//ш), лекарство-лечить(к//ч), мощеный-мостовая(щ//ст). Подбери еще слова с чередованием согласных в корне. Подумай, от какого слова произошло слово К?ЩЕЙ. Как правильно написать это слово? Запиши к этому слову еще несколько родственных слов.
1.10 (2) Придумай по 2 слова:
с приставкой за-
с суффиксом -еньк-
с приставкой по-
с суффиксом -ушк-
1.11(1) Проверьте орфограммы, изменив слова по роду.
П(е,и) ла, м(е,и) ла, п(а,о) сла, н(е,и) сла, в(е,и) зла.
1.12(1) Проверьте орфограммы:
х(а,о) роший, з(е,и) ма, п(е,и) тля, сл(а,о) ны, т(а,о) щу.
1.13(2) Петя и Алёша проверяли слово несла:
Нсла – нёс.
- Это изменение по лицу,- считает Петя.
-Нет, это изменение по роду, -возражает Алёша.
С кем ты согласен? Почему? Зафиксируй свой ответ в виде модели.
1.14(2) Маша и Алёша подбирали проверку к слову мыка. Они изменяли слово по падежу и не нашли проверку. А какую проверку ты можешь предложить?
1.15(2) Найди проверку для следующих слов:
Хроший, бльной, злёный.
Удалось ли тебе найти проверку путем изменения? Куда нужно обратиться?
1.16(1) Проверьте орфограммы в словах:
л(е,и)чить, к(а.о)рмить, ска(а,о)зать.
1.17(2) Распределите слова по способам проверки:
Слны, врона, хроший, тлковый, сды, зу.
1.18(2) Распределите слова по способам проверки орфограмм:
Кока, врбей, птля, вра, крны.
1.19(1) Проверьте орфограммы слабых позиций путем изменения:
Гряка, пльто, жвёт, псла, сбака.
1.20(1) Спиши текст без допущенных в нем ошибок:
Стаят сильные марозы. На диревьях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит своим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр покрыл халодную землю.
1.21(2) Прочитай:
Покос, коса, косяк, покосился, перекос, накосить, косарь, косой, косьба, косяк, косынка, косилка.
Платье, платный, плательная, расплата, платьишко, платяной, заплатить, заплатанный, плательщик, заплатка.
Ежевика, ежовый, ежевичный, ежиха, ежонок, ежевичник.
Сколько групп однокоренных слов в каждом пункте? Каждую группу однокоренных слов напиши с большой буквы.
1.22 (2) В каком месте нужны разделительные твердый и мягкий знаки? Данные слова объедини в группы в зависимости от орфограммы:
Сезд, лют, обявление, обезяна, обединение, подезд, веселе, бурян, обяснение, изголове, зимове.
1.23(1) Напишите однокоренные слова:
Ель –
Береза -
Сосна -
1.24(2)Подберите и напишите однокоренные слова:
Слизать – Спиши –
Спеши - Слезать –
1.25(1)Разбери слова по составу:
Резной, покраснели, запоздалый, запах, упадет, небесный, мелькание, оглянись, поливной.
1.26(2)Разгадай слова:
Приставка Корень Суффикс Окончание
залез приготовить ночка коса
расписка садик кол звезда
поласкать наказать визжать записать
1.27(2)Выпиши слова, соответствующие схеме: приставка+корень+суффикс+окончание:
Говорливый, морозные, сосняк, гнездышко, подземный, приближение, примерный, выдержанный, медвежонок, притоптанный, бездельники.
1.28(2)Выпишите однокоренные слова, попробуйте разобрать их по составу:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
В. Хлебников
1.29(1)Выпиши однокоренные слова:
Вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
15