Урок по русскому языку для 2 класса Состав слова. Родственные слова

Урок русского языка по ФГОС 2 класс по учебнику Иванова С.В.

Тема: Состав слова. Родственные слова.


Предмет: русский язык (2-й класс). Тема: Состав слова. Родственные слова.
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока (планируемый результат):
общеобразовательные (предметные): формировать понятие о признаках родственных (однокоренных) слов, умение различать однокоренные слова и формы слов;
развивающие (метапредметные):формировать умение осуществлять взаимоконтроль, постановку учебной задачи, планирование своих действий, строить речевое высказывание;
воспитательные (личностные): формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, коммуникативные качества личности – способность к самооценке, самоконтролю, обоснование своей позиции, умение работать в паре и в группе, вести учебный диалог.
Оборудование: учебник «Русский язык» для 2-го класса Иванов С.В., магнитофон, аудиозапись пьесы «Декабрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года», карточки-«пеньки» со словами, карточки-снежинки с текстами стихотворений, оформление доски.


Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Мотивирование к учебной деятельности.


Организует детей к началу урока, осуществляет эмоциональный настрой.
Быстренько проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку пять!
-Приглашаю вас в сказку родственных слов.
-Там много нераскрытых секретов. Попробуем их рас-секретить!


Слушают учителя, занимаются самоорганизацией к уроку.
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
УДД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).


II. Актуализация прежних знаний и изученных способов действий.


-Кто главный герой нашей сказки, узнаете, отгадав загадку (это первый секрет):
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)

Демонстрирует образец каллиграфического письма слова «зима» и «зимних узоров» на доске. Следит за правильностью посадки учащихся, даёт рекомендации,
поощряет словесно. Формирует чувство прекрасного и эстетический вкус.
Звучит аудиозапись пьесы «Декабрь» П.И. Чайковско-го во время работы детей.
Организует учебный диалог, нацеливает на правильные
выводы.

-В слове есть безударная гласная, которую нужно про-верить. Попробуйте назвать зиму ласково (зимушка).
-Похожи эти слова по значению? Имеют ли они общую
часть? Как называется общая часть в похожих по зна-чению словах?
-Тема нашего урока «Состав слова. Родственные сло-
ва». Сформулируйте учебную задачу.

Слушают загадку, отгадывают
с ориентировкой по признакам.





Анализируют записанное слово
и узор, копируют запись в тет-
радь.







Участвуют в учебном диалоге,
актуализируют имеющиеся зна-
ния, включают их в работу, сис-
тематизируют порядок работы.

Ставят учебную задачу: опреде-
лять группы родственных слов
по существенным признакам на
основе знаний состава слова,
учиться различать однокорен-ные слова и формы слов.
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
УДД:
регулятивные (целеполагание; планирование);
познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)); логические (построение логической цепи рассуждений; анализ, доказательство); постановка
учебной задачи.


III. Изучение нового материала.


1.Выявление места и причины затруднения.
-Запишите слова в тетрадь. Подумайте, можно ли дописать к ним слово «зимовье»-это место, где зимуют
животные. Допишите. А слово « зигзаг» - ломаная ли-
ния?
Организует работу учащихся, стимулируя мыслитель-
ные процессы, пополняет словарный запас.

2.Построение проекта выхода из затруднения.
-Почему?
-Какие два признака можем назвать у записанных слов?
-Поздравляю, вы раскрыли второй секрет Зимушки-зи-
мы! Выделите корень в записанных словах. Такие сло-
ва называют родственными.
-Составим схему-подсказку для определения слов-род-ственников.
Организует учебный диалог, руководит проектированием учебных действий.

3.Реализация построенного проекта.
-Зимушка предлагает заглянуть в учебник на страницу
71, где написано правило. В нём раскрывается ещё один секрет.
-Допишите по два своих однокоренных слова, выдели-
те корень. Проверьте работу своего товарища.
-Раскроем ещё один секрет - попробуем закончить по-говорку, которую приготовила для нас Зима. В зимний холод..(всякий молод).Объясните смысл пого-ворки. Какие слова требуют проверки? Как будем про-верять? Почему это возможно? Запишите предложение
в тетрадь.
-Проверьте по образцу. Есть ли ошибки? Из-за чего допущены ошибки?
Формирует навык самостоятельной работы с книгой, как источником для получения новых знаний. Контролирует правильность выводов учащихся, акцен-
тируя внимание на новом материале. Создаёт условия
для реализации речевого развития и навыков самокон-
троля.

4.Физкультминутка.
Объясняет необходимость выполнения расслабляющих упражнений.

Анализируют информацию, де-
лают выводы.

Участвуют в учебном диалоге.
Проектируют учебные действия
Выбирают инструмент для будущего действия.
-Слово «зигзаг» имеет другое значение, хотя общая часть у слов есть (зи-).
-Все записанные слова имеют одинаковое значение и общую часть (зим-) корень.

Моделируют схему:
слова-родственники
/ \
общее значение один корень

Сравнивают сформулирован-ное правило с правилом в учеб-нике. -Родственные слова называются однокоренными. Взаимопроверка. Коррекция.



Самоконтроль. Сличение с образцом на доске. Выявление ошибок, коррекция.



Демонстрируют и выполняют комплекс физических упражне-ний и гимнастику для глаз.
Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному
объяснению нового знания.
3) Организовать уточнение и согласование темы урока.
4) Соотнести новое знание с правилом в учебнике.
УДД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, ценностное отношение к здоровому образу жизни);
познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевых высказываний, смысловое чтение, структурирование знаний и моделирование)); логические (анализ, обобщение);
коммуникативные (управление поведением партнёра - контроль, коррек-ция, оценка его действий).


IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


-Живёт себе Зимушка, не тужит. Землю пуховым лёгким одеялом укутывает, согревает. Деревья в ослепительно-белые одежды наряжает. Создаёт уют в своём царстве. Да не ходит Зима одна, с ней её верные помощники – Мороз и Холод. Завели они как-то спор, кто из них родственник Зимы. Спорят и не могут договориться. Давайте им поможем.

Организует работу в парах по первичному закрепле-нию нового материала.Осуществляет индивидуальный контроль и помощь. -Как пишутся корни однокоренных слов? Это секрет-ное знание – запомните! Оно пригодится вам в жизни.
-Обрадовались Мороз и Холод, что их спор разрешился и пошли дальше помогать Зиме. Добежали до горки, спустились с пригорка, смотрят на пеньке сидят слова и спорят, кто кому родственник. Вот эти слова: гора, горе, пригорок, горевать, горный, пригорюнился (сло-ва прикреплены на карточках-«пеньках»). -Какая часть слова у них общая ? Эти слова родствен-ные? Почему? Рассадите слова на разные пеньки.
Организует работу в группах, повторяя правила такой работы вместе с детьми, распределяя обязанности каж-дому участнику работы в группе: прочитать слова вслух, разложить карточки на столе; определить план работы по новому алгоритму; распределить слова на разные «пеньки»; подготовить аргументированный ответ-доказательство.
Организует проверку работы в группах.


-Слова мороз и холод – не род-ственники слову зима, так как значение слов похоже, а корни разные.

Выполняют работу в парах по подбору родственных слов к словам «мороз», «холод».Вклю-чают новый алгоритм работы в учебную деятельность. Учатся взаимодействовать в паре. Раз-вивают доказательность речи, орфографическую зоркость. Записывают слова в два столби- ка, выделяют корни.






Выполняют работу в группах.
Включают новый алгоритм работы в учебную деятельность. Учатся взаимодействовать в группе. Аргументируют выбор приёмов работы – слова имеют одинаковые корни (гор-), но значение у них разное (гора и горе), следовательно, это две разные семьи.


Представляют результат работы (карточки – «пеньки» со слова- ми - родственниками), приводят доказательства.
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

УДД:
регулятивные (волевая саморегуляция);

познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, доказательство));

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, участие в коллективном обсуждении проблем, инициативное сотрудничество, освоение диалогической формы речи).


V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



Проплясали по снегам
Вьюги и метели.
Воробьи снеговикам
Песенки пропели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
С. Погореловский.


-Прочитайте стихотворение на карточке-снежинке. Об-ясните значение слова «снегурки», при затруднении за-гляните в минисловарик. Спишите в тетрадь.
-Найдите и подчеркните родственные слова. Докажите.
Выделите в них корень. Что особенного вы замечаете в корнях этих слов? Попробуйте объяснить.
-Переверните карточку на голубую сторону, проверьте по образцу. Дополните, исправьте, оцените.Почему до-пустили ошибки?

Предлагает упражнение для получения первого самос-тоятельного опыта работы по применению нового зна-ния. Организует поиск необходимой информации в словарях. Побуждает учеников к выдвижению гипотез и их обоснованию. Учит осуществлять контроль, коррекцию и оценку способа действия и его результата на основании сличения с эталоном.

Оборотная сторона карточки.
слова – родственники
/ \
общее значение один корень

Проплясали по снегам
Вьюги и метели.
Воробьи снеговикам
Песенки пропели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
С. Погореловский.


Самостоятельно читают текст стихотворения.


Добывают необходимую ин-формацию в дополнительных источниках.
Развивают умение учиться.Спи-
сывают текст
Выделяют однокоренные слова, доказывают наличие одинако-вых корней и сходного значения.

Высказывают свою точку зрения о написании разных согласных в корне.
Формулируют правило о чере-довании согласных в корне.

Осуществляют контроль, кор-рекцию и оценку своей работы.























Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.
УДД:
регулятивные (контроль, коррекция и оценка способов действия, саморегуляция);

познавательные (общеучебные (рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, поиск информации); логические (подведение под понятия, выведение следствий, выдвижение гипотез и их обоснование));

личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Упражнение 4 на стр. 72. Различение в парах слов однокоренных и форм одного слова.
Ставит цель - используя полученные знания, проверить усвоение нового материала, научиться различать однокоренные слова и формы слов.
Оценивает работу учеников.
-Вот мы и раскрыли последний секрет зимней сказки. Когда работаем вместе и дружно, то и дело спорится!
Читают задание упражнения. Предлагают свою формулиров-ку выполнения задания.
Планируют порядок своей рабо-ты с заданием упражнения.
Высказывают своё мнение о по-рядке работы. Доказывают пра-вильность выбора учебных дей-ствий.
Прогнозируют будущий резуль-тат.
Оформляют пары слов в виде упражнения. Дополняют свои-ми примерами.
Цель: Учить использовать полученные знания в новой ситуации.
УДД:
регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);

познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выбор оснований и критериев для сравнения объектов, доказательство).


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


-Вспомните учебную задачу нашего урока. Как вы думаете, справились ли мы с этой задачей на уроке? Спросите себя, чему я научился на уроке (научил себя)?
-Какие вопросы у вас остались?
-На что следует обратить внимание?
-Поделитесь пожалуйста со мной секретами вашей дальнейшей работы.
Создаёт ситуацию для самоосмысления деятельности учащихся. Побуждает детей к дальнейшему самоопре-делению в учебной деятельности..

Дозированное домашнее задание.
Творческий уровень: с.72 упр.5.
Доказательный уровень: с.71 упр.3+словарь (а).
Репродуктивный уровень: с.71 упр.2+работа над ошиб-ками.
Задаёт домашнее задание с учётом индивидуальных особенностей учащихся в том объёме, который каждый может выполнить самостоятельно.
Анализируют свою работу на уроке. Оценивают полученный опыт. Выделяют затруднения, ищут способы преодоления их.







Записывают домашнее задание.
Цель: Развивать рефлексивные умения, создать ситуацию для осмысления своей работы на уроке.
УДД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом, осознание учащимися практической и личностной значимости результатов урока);

познавательные (общеучебные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности);

коммуникативные (умение точно формулировать и выражать свои мысли).













Анализ урока


Направления анализа урока
Самоанализ урока



1. Название темы.
Состав слова.

2. Количество уроков по теме по программе.
15

3. Определение места урока в общей системе уроков по теме.
1-й урок

4.Тема урока.
Состав слова. Родственные слова.

5. Тип урока.
Открытие нового знания.

6.Задачи урока (планируемый результат).
Общеобразовательные (предметные).
Развивающие (метапредметные).


Воспитательные (личностные).

Здоровьесберегающие.

Формировать умение различать родственные слова.
Формировать умение осуществлять постановку учебной зада-чи, планирование своих действий, контроль и взаимоконтроль, строить речевое высказывание.
Формировать учебно-познавательный интерес к новому мате-риалу, способность к самооценке, самоконтролю. Формировать ценностное отношение к здоровому образу жиз-ни.

7. Структура урока.
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности-2 мин.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии-5 мин.
3.Этап выявления места и причины затруднения-1 мин.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения-3 мин.
5.Этап реализации построенного проекта-6 мин.
6.Физкультминутка-2 мин.
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи-5 мин.
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону-9 мин.
9.Этап включения в систему знаний и повторения-7 мин.
10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке-3 мин.


8. Прогнозирование уровней ЗУН с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
++ Творческий 10 человек. +- Перенос на подобную ситуацию (доказательный) 9 человек. - Репродуктивный (фактологичес-кий) 5 человек.

9. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с п.7.
1. Словесный, фронтальная, контроль устный.
2. Словесный, наглядный, практический, индивидуальная, письменный самоконтроль.
3. Словесный, фронтальная, контроль устный.
4. Словесный, наглядный, практический, проблемно-поиско-вый, фронтальная, контроль устный.
5. Словесный, наглядный, практический, индивидуальная, письменный самоконтроль и взаимоконтроль.
6.Словесный, наглядный, практический, фронтальная, конт-роль устный.
7. Словесный, наглядный, практический, парная, групповая, письменный и устный взаимоконтроль.
8. Наглядный, практический, индивидуальная, письменный самоконтроль.
9. Наглядный, практический, проблемно-поисковый, индиви-дуальная, письменный самоконтроль, устный контроль.
10. Словесный, фронтальная, индивидуальная, устный конт-роль.

10. Определение уровня ЗУН по факту.
++ Творческий 9 человек. +- Доказательный 11 человек. – Реп-родуктивный 4 человека.

11. Дозирование домашнего задания в соответствии с уровнем ЗУН.
++ С.72 упр.5. +- С.73 упр.3+словарь(а). - С.73 упр.2+работа над ошибками.

12. Организация коррекции ЗУН на основе анализа.
Всего человек на уроке - 24.
Уровень знаний -100%.
Качество усвоения знаний – 83%.

13. Выводы и рекомендации.
Поставленные задачи полностью реализованы во время урока.
Отрабатывать умение выделять однокоренные слова по сущес-твенным признакам в ежеурочных разминках на следующих уроках изучения данной темы с учащимися групп + и +-. Рас-ширять границы применимости нового знания для всех групп учеников.






















13PAGE 15


13PAGE 14215




15