Урок русского языка в 3 классе по теме «Состав слова. Закрепление.» (система Л.В.Занкова)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ №32
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Состав слова. Закрепление.» (система Л.В.Занкова)
Разработала учитель начальных классов
Плосконос О.А.
2013-2014 учебный год
Технологическая карта урока
Тема урока Закрепление по теме «Состав слова»
Цели урока Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слова по составу, развивать умение выделять части слова (корень, окончание, приставку, суффикс).
Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)
Развивающие:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Планируемый результат Формировать УУД:
Предметные УУД: понимать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (регулятивные УУД)
умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)
умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока Урок закрепления полученных знаний.
Форма урока Традиционный.
Методы обучения Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Организация пространства (виды учебной деятельности) Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа, игровая деятельность, работа в группах, итоговое тестирование.
Основные понятия Однокоренные слова, корень, окончание, приставка, суффикс, основа.
Ресурсы Учебник «Русский язык 3 класс» А.В. Полякова, Справочное пособие по русскому языку 3 класс О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова (для разноуровневого домашнего задания)
Оборудование Компьютерная презентация, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, «смайлики» для оценки своей работы на уроке, сигнальные карточки.
Структура урока
Этап урока Время Задачи Формы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемый результат
1.Организа-ционно-мо-тивационный 2 мин Создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности. Слово учителя. Учитель организует уч-ся на начало урока. - Ребята, я предлагаю начать наш урок в кругу.
Игра «Обмен настроением»
- Я, как всегда, рада вас видеть. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь дуг другу. Пусть у всех сегодня будет хорошее настроение.
- Какой у нас девиз?
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
-Займите свои места.
- Как вы думаете, теперь вам будет легче работать на уроке? Почему?
– Ребята, послушайте отрывок из одного литературного произведения и скажите, как оно называется, и кто его написал? «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво».
(«Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носов) СЛАЙД 2
(звучит песенка «Коротышки»)
СЛАЙД 3 Дети взялись за руки со своим соседом по парте, настроились на работу. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе(коммуникативные УУД)
2.Сообщение темы урока. Постановка целей урока. 3 мин Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Слово учителя. -Что можете сказать об этом сочетании? СЛАЙД 4
ышк корот а
к знай а
– А как зовут самого умного и начитанного героя этой сказки? (Знайка)
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О составе слова)
-Какие цели поставим перед собой? СЛАЙД 5
(Цели урока:1.Повторить все, что знаем о частях слова.
2. Закрепить умение правильно разбирать слова по составу.
3. Выполнить все задания урока.)– К сегодняшнему уроку русского языка Знайка и его друзья приготовили для вас разные задания. Постараемся с ними справиться? Прогнозирование
темы и целей урока. Умение формулировать цели урока. Планирование и регуляция деятельности уч-ся (регулятивные УУД)
3.Планирова-ние деятель-ности. 3 мин Определение порядка работы на уроке. Коллективная работа. - Посмотрите на план урока. Что можете сказать? СЛАЙД 6
1. Самостоятельная работа.
2. Минутка чистописания.
3. Работа по теме урока.
4. Словарная работа.
- Нужно поменять пункты местами. Как получится? СЛАЙД 7
1. Минутка чистописания.
2. Словарная работа.
3. Работа по теме урока.
4. Самостоятельная работа.
-На каком этапе урока вы предлагаете поработать самостоятельно? Почему? Работа с планом урока. Дети составляют план своих учебных действий. Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)
Планирование деятельности (регулятивные УУД)
4.Актуализа-ция опорных знаний.
5.Упражнение в образовании и разборе слов
6.Физкультминутка для глаз
2 мин
3 мин
3 мин
10 мин
2 мин Актуализировать требования к ученику со стороны уч. деятельности; создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в уч. деятельность; установить тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности.
Развивать умение образовывать слова с помощью суффиксов.
Снятие эмоционального напряжения детей. Работа в тетради
Работа в парах.
Работа по выбору
Электронная физминуткаМинутка чистописания
(работа на доске)
нькоре енькор- Определите закономерность в последовательности букв.
(Проговариваем соединения букв в сочетании)
- Запишите красиво и аккуратно эти буквосочетания. Продолжите до конца строки.
- Кто заметил, какое слово получается из этого буквосочетания? (корень)
- Почему получилось именно это слово? ( Это значимая часть слова. Изучаем тему об однокоренных словах)Словарная работа СЛАЙД 8
-Угадай словарное слово по его однокоренным словам:
(Слова записываются на доске детьми)
1. Об..летить, б..летёр, б..летная ….билет
2. В..гонный, в..гонетка, в..гончик….. вагон
3. Б.гажник, б.гажный,… багаж
4. П.ррончик, п.рронный…. перрон
5. В.кзальный, в.кзальчик…… вокзал
-Из каких частей могут состоять слова?»
(Части слова: корень, приставка, суффикс, основа, окончание)
На доске появляется схема частей слова.
– Вспомнить определение каждой части слова вам поможет тест, который приготовил для вас Знайка. СЛАЙД 9
Ответы на вопросы даны на экране, под буквами М, Н, У, К, А
1. Что такое окончание? () (У)
2. Что такое основа слова? ( ) (К)
3. Что такое корень? ( ) (Н)
4. Что такое приставка? ( ) (И)
5. Что такое суффикс? ( ) (М)
– А сейчас работаем в парах проверяем ответы своего соседа.
- Чья пара не допустила ни одной ошибки? СЛАЙД 10
- Оцените работу друг друга.
(сигнальные карточки)
Вывод: -Что мы проверяли этим заданием? (Знание правил каждой из частей слова)
-Поменяйте буквы так, чтобы получилось слово. (УМНИК)
-Как образовалось слово?
(Корень –ум- и суффикс –ник-)
-В гостях у нас коротышки (Винт) ик и (Шпунт) ик СЛАЙД 11
(механик Винтик и его помощник Шпунтик)
- Давайте вспомним ,какие бывают суффиксы. Замените фразу одним словом, назовите суффикс
-Коротышки предлагают выполнить задание вам на выбор
СЛАЙД 12
№ 1. Замените словосочетания одним словом, запишите, разберите по составу:
детёныш тигра,
участник игры,
житель Астрахани,
рабочий в шахте.
№ 2. От слов: роза, изба, коза, зима образуйте слова, используя суффиксы –ушк-, -очк-, разберите их по составу.
ПРОВЕРКА: СЛАЙД 13
№1 тигрёнок, игрок, астраханец, шахтёр
№2 Розочка,избушка,козочка,зимушка
Вывод: Для чего служит суффикс?
СЛАЙД 14 Определяют закономерность, красиво и аккуратно делают записи в тетради.
Прогнозируют свою работу.
Вспоминают правила, оценивают ответы друг друга, оперируют своими знаниями.
Формулируют изучаемые понятия, задают вопросы и отвечают на них.
Индивидуально работают на карточках, составляют план своего ответа.
Коллективно выполняют задания.
Анализируют ответы детей, оценивают учащихся.
Учащиеся выполняют задания самостоятельно в тетради по собственному выбору. Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности (регулятивные УУД)
Уметь правильно формулировать изучаемые понятия, координирование в сотрудничестве (познавательные УУД)
Умение строить речевые высказывания, оценка работы других уч-ся (познавательные, коммуникативные УУД)
Умение выражать свои мысли (коммуникативные УУД),анализировать объекты (познавательные УУД)
Умение слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)
7.Самостоятельная работа
8. Упражнение в образовании и разборе слов
9. Подведение итога урока. Развивать орфографическую зоркость, развивать умение выделять приставку в слове
развивать умение образовывать слова с помощью суффиксов, приставок
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, способов действий, связи и отношений в объекте изучения
Работа в тетради.
Самостоятельная работа.
Работа в группах
Разгадывают шараду, выделяя части слова
-Теперь МУШКА нам предлагает всем вместе прочитать шуточную песенку про Незнайку .(карточки у каждого ребёнка на парте) СЛАЙД 15
Пос..дил Незнайка ре..ку,
Раст..лстела ре..ка крепко,
Землю всю разворотила,
Даже дом наш пов..лила.
Стали мы на ре..ке ж..тьИ п..стройки возводить.
Но на ре..ке в воскресенье
Нач..лось земл..тр..сенье.
– Такая песенка напечатана на карточке (№ 2).
-Что необходимо вам сделать? (Вставить пропущенные буквы)
– Правильно, вставить пропущенные буквы, а ещё найти слова с приставкой и выделить её, выписать слова в тетрадь
Самопроверка: - А теперь каждый проверит и оценит свою работу.
Проверка под лампой.
Группа 1 получают для работы одну шараду.
ШАРАДА
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
-Угадайте, какое слово зашифровано, прочитав шараду.
Записать слово на отдельном листе, выделив части слова.
Группа 2
Восстановите порядок следования морфем в каждом слове
к, дар, и, по _____________
к, гул, про, а ______________
Группа 3
Соотнеси слово со схемой
Песенка ¬ ͡ □
Пенал ͡ ʌ□
Подруга ͡ □
Группа 4
Составьте и прочитайте слова
ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧ. СЛОВО
Налетели ученик куст молчит научит
коньки мудрец старость домик мудрость
Группа 5 работает у доски.
На доске два дерева с одинаковым корнем -вод-.
Изготовить листья, на которых написаны слова:
Водоём, наводчик, водяной,
водитель, водник, заводила.
-Распределить слова-листья на нужное дерево.
ПРОВЕРКА: (работа у доски)
1дерево –вод- . Водник, водоём, водяной.
2 дерево –вод- Водитель, наводчик, заводила
ШАРАДА
О-ЦЕН-К-А
- А теперь еще раз назовем все шаги алгоритма разбора слова по составу.
Сверим наши предположения со слайдом. СЛАЙД 17
1.Выделить окончание
2.Выделить основу
3.Выделить корень
4Обозначить приставку
5.Обозначить суффикс Выполняют задание на карточках
Отвечают на вопросы учителя.
Умение выражать свои мысли, синтезировать (познавательные УУД)
Координирование в сотрудничестве (коммуникативные УУД)
Самооценка и внешний контроль (регулятивные, личностные УУД)
Умение самостоятельно формултровать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (регулятивные, познавательные УУД)
Умение пользоваться схемой разбора (алгоритмом, планом) (регулятивные,Умение делать выводы (регулятивные УУД)
10.Рефлексия. Мобилизировать уч-ся на рефлексию своего поведения, способов деятельности, общения; установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами. Игра. - Вернемся к целям нашего урока.
- Что вы сегодня закрепили на уроке? (алгоритм разбора по составу)
-Что вспомнили? (правила о частях слова)
- А теперь оцените свою деятельность на уроке
Смайлики СЛАЙД 18
Улыбка– если тебе урок понравился, ты всё понял.
Безразличие – если тебе что-то осталось непонятным на уроке.
Грусть – если ты ничего не понял и не запомнил на уроке.
- Молодцы! Спасибо за урок! Анализируют свою собственную деятельность. Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка (регулятивные, личностные УУД)
11.Постановка домашнего задания. Обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Слово учителя. Домашнее задание
- Предлагаю вам задания трёх уровней по пособию стр. 130-134
1 уровень – « лёгкий»
2 уровень – « средний»
3 уровень – « сложный»
Уч-ся определяются с объемом и содержанием д/з. Ориентирование в своей системе знаний при выборе уровня д/з (личностные УУД)
№1 Восстановите порядок следования морфем в каждом слове
к, дар, и, по _____________
к, гул, про, а ______________
№3 Соотнеси слово со схемой
Песенка ¬ ͡ □
Пенал ͡ ʌ□
Подруга ͡ □
№2 Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
№4 Составьте и прочитайте слова
ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ СЛОВО
налетели ученик куст молчит коньки мудрец старость домик ТЕМА:
СОСТАВ СЛОВА.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.