Урок по русскому языку для 4 класса по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»

Русский язык 4 класс
Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.
Цель: 1) развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне
2) познакомить с правописанием слов непроверяемыми орфограммами
3) воспитывать у детей внимательность, самостоятельность и активное участие на уроке.
Оборудование: мультипроектор, перфокарта, компьютер.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.
1.Проверка готовности к уроку
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Надеюсь, все готовы к уроку!

I I. Актуализация опорных знаний

-Какое время года наступило?
-Какие осенние месяцы вы знаете?
-Какие изменения происходят осенью в природе?
(Перелётные птицы улетают на юг. Пожелтели листья. Дни стали короче, а ночи длиннее.)
-Молодцы.

I I I. Формирование новых знаний и умений

Слайд 1 Картина Левитан «Золотая осень»

- Посмотрите на экран. Какое время года на картине? (На картине осень)
- Что вы видите? (Деревья)
-Какого цвета листья? (Красные, желтые, оранжевые)
- Нравится картина? (Да)
- Какие слова можно подобрать к этой картине?

Слайд 2 Оснь, со..нце, грус..но, береки, пля, рка.

- Какие буквы пропущены? Почему?
- Слышатся неправильно
- Попробуем восстановить пропущенные буквы. (Ответ детей)

Слайд 3

- Давайте проверим ваши ответы

Осень - осенний
Солнце – солнечный
Грустно – грустен
Березки – береза
Поля – поле
Река – реки



1,5,6 – подобрали слово с ударением на е (на о, на е) (безударном гласном)

2,3 – непроизносимый согласный – превратился в произносимый

4 –перед глухим к з слышится как с (сомнительный согласный рядом с гласным)

Вывод: Мы вспомнили правописание таких слов. Теперь вспомним правила.


Слайд 4

1.Чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне (а, о, и, е, я) нужно изменить слово так, чтобы безударный стал ударным (пятерка – пять, моряк - море)
- Знакомо правило? (да)

Слайд 5

2. Чтобы правильно написать слово с глухим или звонким согласным в корне, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: поезд – поезда, мягкий – мягок.

Слайд 6

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: звездный – звезда.
В словах чудесный, опасный непроизносимого согласного нет. Проверочные слова: чудеса, опасен.


Физкультминутка

- Откройте тетради. Запишем число.

Слайд 7

Одиннадцатое сентября.
Классная работа.

Для красивого и правильного письма напишем слово осень.
-В слове осень слышится звук и, но пишется буква е. Проверочное слово – осенний

I V. Закрепление знаний и умений.

- Откройте книги, страница 20, упражнение
· 34.

1.Прочитайте текст про себя. Подумайте, какие буквы пропущены и подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Беседа с учениками.
- О чё м текст?
-Какие слова помогли это определить?
-Какие слова не знаете?

3. Слайд 8 Словарная работа
Поблёкшие-тоныкланган,т™ссезл‰нг‰н
Зацветающие-ч‰ч‰к атып торучы
Увядание-шиS_, сулу
Расцвет-ч‰ч‰к ату

4. Какие противоположные по смыслу слова вы встретили?
-А теперь этот текст прочитает .. .
-Какие буквы вы вставили? Давайте вместе проверим.

Слайд 9
Всна – весна, оснь - осень, злёная – зелёная, трвинка – травинка, цвты – цветы, сонце – солнце, хлодный – холодный, тшина - тишина.

-Какое слово нужно подобрать, чтобы правильно написать слово?
(устно подбирают проверочные слова)
-Теперь откройте тетради и спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните пропущенные буквы, которые вы вставили.

5. Упражнение 36 (стр.21). А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Возьмите перфокарты, вместо точек вставьте пропущенные буквы.
- Теперь, ребята, поменяйте перфокарты друг с другом, возьмите карандаши и проверьте по слайду.

Слайд 10
тяжёлый лёгкий честный
почтовый скользкий поздний
воздушный отгадка звёздный
позвонил улыбка ошибка

-Подберите проверочное слово.

Физкультминутка

- Теперь на доске по цепочке напишем словарный диктант. (К доске выходит Дилюс..)
Осень, тишина, жёлтый, солнце, холодный, поздний.
(При допущении ошибки ,подбираем проверочные слова) -Какое слово нужно подобрать?
- Давайте проверим, правильно ли написали?

Упражнение 37 (стр. 22)
-Прочитайте стихотворение про себя.
-О чём говорится в стихотворении? (об осени)
-Стихотворение прочитает Стас.
-Найдите слова, правописание которых нужно проверить.

Слайд 11
Бедный-беден
Сад-сады
Пожелтелые-жёлтые
Красуются-красит
Долин-дол

V. Итог урока Рефлексия
-Мы разобрали, как нужно написать трудные слова в данном упражнении, на следующем уроке нужно будет написать это стихотворение по памяти.
А теперь откройте дневники и напишите домашнее задание.
Упр.37, стр.22 (письмо по памяти)
Обобщение урока
-Что мы сегодня делали на уроке? (подбирали проверочные слова)
-С какой темой познакомились? (Правописание гласных и согласных в корне слова)
3. Оценка знаний учащихся
-Сегодня на уроке .. принимали активное участие, им я поставлю «5».
-Урок окончен, можете идти на перемену.

















15