Конспект урока по русскому языку на тему В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Конспект открытого урока по русскому языку.
Тема: « В каких значимых частях слова есть орфограммы?»
Учитель: Сусоева Е.В.
3Д класс.
Цель: формирование умений находить орфограммы в словах.
Познавательные ууд:
-самостоятельно выделять и формулировать цель урока;
-умение находить орфограммы в словах, писать слова с этой орфограммой, подбирать проверочные слова, группировать слова по типу орфограмм.
Регулятивные ууд:
-управлять своей деятельностью, сличать способ действия и результат с заданным эталоном ( контроль и коррекция).
Коммуникативные ууд:
-планирование учебного сотрудничества, умение работать в группах;
-осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок
На столах у всех в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки!
2.Актуализация знаний.
1.Разминка для ума.(отвечаем быстро, работает правило поднятой руки)
1.Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…..(окончанием)
2.Чтобы найти окончание в слове, надо…….( изменить форму слова).
3.Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов…… ( приставка).
4.Общая часть родственных слов называется……..(корнем).
5.Часть слова без окончания называется…….(основой слова).
6.Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов называется…..(суффикс)
2.Работа в группах.
Разбор слов по составу (каждой группе даются слова)
Не забываем правила работы в группах!
3.Самоопределение к деятельности.
Загадки.
1.В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
(Гора)
(Записываем на доске, все в тетрадях, называем проверочное слово и орфограмму)
2.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
3.За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся
(След)
4.Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна -в муку и тесто, в магазине занял место.
(Хлеб)
- Посмотрите внимательно на слова, в какой части слова находятся орфограммы? (В корне)
- А как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы?
- Вот сегодня на уроке нам и предстоит в этом разобраться.
- Сформулируем тему урока (В каких значимых частях слова есть орфограммы?)
4.Работа по теме урока.
1.Работа с учебником
- Открываем учебник стр.102 упр. 192
- Почему в некоторых словах выделены буквы? (Это орфограммы, можно сделать ошибки)
- Прочитайте слова с орфограммами, назовите части слова в которых выделены орфограммы.
- В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный? (В любой значимой части слова)
- Прочитаем,на что нужно обратить внимание.
- Запишите текст, выделите значимые части, в которых выделены буквы. Работаем самостоятельно.Взаимопроверка.
Физминутка.
2.Упражнение 193, работа с пословицами.
- Как понимаете пословицы?
-В каких значимых частях слов выделены буквы?
- Почему написание этих букв надо проверять.
- Как называется орфограмма?
- Прочитаем стр.103 на что нужно обратить внимание.
- Запишите пословицы, 1-ый вариант 1 и 2 пословицу, выделите значимые части, в которых выделены буквы, а 2-ой вариант 3 и 4 пословицу.
3.Работа с таблицей.
- Рассмотрите таблицу на стр.103, в каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суффиксе?( вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс)
- Что нужно сделать если орфограмма в корне?( подобрать проверочное слово)
- А если это не проверяемая орфограмма? ( проверить по словарю)
5.Продолжение работы по теме урока.
1.Работа по учебнику с.104 упр.194.
-Прочитайте слова. В какой части слова выделены буквы?
-Почему написание этих слов нужно проверять?
-Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне? ( подобрать проверочные слова)
-Выполните задание.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с безударными гласными и называют проверочные слова.)-Прочитайте ниже сведения о языке.
-Как проверить безударный гласный в корне?
-Как проверить парный согласный в корне?
2.Самостоятельная работа.
Слайд 1.
-Запишите слова, вставьте пропущенную букву и подберите проверочное слово.
-Почему все слова распределены на две группы? (орфограмма проверяемая безударная гласная и орфограмма парная согласная)
-Обратите внимание на образец. Выполняем самостоятельно.
Слайд 2.
-Проверяем, правильно ли вы выполнили задание. (сравниваем с образцом)
-Исправляем ошибки карандашом, если они есть.
6.Рефлексия
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
-В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
-Как проверить безударный гласный в корне?
-Оцените свою работу на уроке. У вас у каждого на столе лежит конверт с листочками разного цвета. Мы будем с вами создавать дерево настроения. Если у вас отличное настроение всё сегодня на уроке получалось, то берёте зелёный листочек. Если у вас были трудности, и не всегда всё получалось, берёте жёлтый листочек. Если у вас сегодня ничего не получалось у вас плохое настроение, берёте красный листочек. (дети подходят к доске и приклеивают свой листочек на дерево настроения.
7.Подведение итогов урока.
Слайд 3.
Продолжи предложения.
-Я узнал……….
-Мне понравилось…….
-Самым интересным было………
Домашнее задание.
Упр.195 с.105