Конспект урока по русскому языку на тему В каких значимых частях слова есть орфограммы? (3 класс)
Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Цель: формировать умение находить орфограммы в словах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты выполненного задания.
Ход урока:
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю. (Гора.)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)
За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (След.)
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб.)
Назовите орфограммы в словах-отгадках.
В какой части слова находятся орфограммы? (В корне.)
А как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы?
Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться. Сформулируйте тему урока.
Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 192 (с. 102).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Прочитайте слова с орфограммами.
Назовите части слова, в которых выделены буквы.
Почему надо проверять написание выделенных букв?
Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.
В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный?
Упр. 193 (с. 102).
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Спишите пословицы.
Прочитайте слова с орфограммами.
Назовите части слова, в которых выделены буквы.
Почему надо проверять написание выделенных букв?
Прочитайте на с. 103, на что надо обратить внимание.
В какой части слова может быть буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук?
Работа со словом из словаря
Назовите четвёртый день недели.
Найдите слово четверг в орфографическом словаре.
Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
Составьте со словом четверг предложение, запишите.
Запомните написание этого слова.
Работа по учебнику
Рассмотрите таблицу на с. 103.
В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить их написание.)
Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? (Подобрать проверочное слово.)
А если это непроверяемая орфограмма? (Проверить по словарю.)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 194 (с. 104).
Прочитайте слова. В какой части слова выделены буквы?
Почему написание этих слов нужно проверять?
Что нужно сделать, если орфограммы находятся в корне слова? (Подобрать проверочные слова.)
Выполните задание.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с безударными гласными и называют проверочные слова.)
Прочитайте ниже сведения о языке.
Как проверить безударный гласный в корне?
Как обозначаются гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов?
Выучите правило.
Упр. 195 (первая часть) (с. 105).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Рефлексия
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
Как проверить безударный гласный в корне?
Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Что показалось трудным?
Домашнее задание
Упр. 195 (вторая часть) (с. 105).