Технологическая карта урока по биологии в 6 классе по теме: Повторение и систематизация знаний по теме: КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
6 класс Урок 11
Предмет: биология
Тема урока: Повторение и систематизация знаний по теме: «Клеточное строение растений»
Тип урока: урок развивающего контроля
Учебник: Исаева Т.А., Романова Н.И «Биология. 6 класс». – Москва: Русское слово. Линия «Ракурс», 2014
Цели: формирование у обучающихся системы знаний о химическом составе, строении клетки растительного организма, её жизнедеятельности, об особенностях растительных тканей, социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Метапредметные
Познавательные: исследование несложных практических и жизненных ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки; умение структурировать материал, работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Применять знания об особенностях растений при их выращивании и для обоснования мер об охране природы (П)
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учащимися (Р)
Предметные
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Выделение существенных признаков растительной клетки и основных процессов её жизнедеятельности (обмена веществ, роста, развития и деления), основных видов растительных тканей
Различение на таблицах, рисунках основных частей и органоидов растительной клетки;
Описание клеток, принадлежащих разным видам растительных тканей;
Сравнение растительных тканей, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Выявление взаимосвязей между особенностями строения растительных клеток, тканей с их функциями
Овладение методами биологической науки: пользование световым микроскопом, рассматривание готовых микропрепаратов, описание растительных клеток и тканей
Понимание значения терминов
В ценностно-ориентационной сфере:
Знание основных правил поведения в природе
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе
В эстетической сфере:
Выявления эстетических достоинств растений
В сфере трудовой деятельности:
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии
Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
Личностные:
Формирование основ экологического сознания
Формирования познавательного интереса и мотивов, направленных на изучения растительного мира и бережного отношения к нему
Умение соблюдать дисциплину на уроке
Формирования умения анализировать результаты своей деятельности и делать выводы
методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; элементы практической и исследовательской деятельности, метод проектной деятельности, самостоятельная работа.
Оборудование и организация рабочего пространства: учебники, рабочие тетради; ПК, мультимедийный проектор, интерактивное пособие, презентация PowerPoint, разрезанные таблицы, немые микропрепараты, тестовые задания на каждого ученика, микроскопы, сообщение «Интересное о клетках растений», таблица бонусов
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку; определяет формы рефлексии
Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии
2. Мотивация
Слайд с растительной клеткой.
- Что вы видите на рисунке?
- Для чего нужно изучать строение растительного организма?
Отвечают на вопросы (П)
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (К)
3. Актуализация опорных знаний
Вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами
-Как называется тема, которую вы изучили сейчас в курсе биологии?
Отвечают на вопросы (П)
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (К)
4. Постановка темы и цели урока
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы.
- А как я могу узнать уровень ваших знаний, есть ли пробелы в них, чтобы устранить их?
- А что нужно для того, чтобы успешно написать самостоятельную работу?
Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения (К).
Формулируют тему, записывают в тетради (П)
5. Освоение нового материала
1. Работа с немыми микропрепаратами
- вспоминаем правила работы с микроскопом;
- предлагаю рассмотреть немые микропрепараты и определить номер, под которым зафиксирован микропрепарат растения
- Предлагаю обосновать свой выбор.
2. Игра «Составь таблицу». На каждом столе в конверте разрезанная на ячейки таблица
1 ряд: Строение растительной клетки
2 ряд: Химические вещества клетки
3 ряд: Растительные ткани.
Задача обучающихся: составить из ячеек таблицу. По правилу поднятой руки – проверяется, сравнивается по слайдам, фиксируются бонусы.
Работаю в парах, рассматривая микроскоп (К, Р, П)
Участвуют в беседе (П)
Выдвигают версии, анализируют, объясняют, определяют средства решения проблемы (П, Р)
Определяют степень успешности выполнения работы (Р)
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивают свою точку зрения (К).
Физминутка
6. Закрепление и применение нового знания
1. -Как вы думаете, всё ли вы знаете о клетках растении?
Сообщение по теме: «Интересное о клетках растений»
Обсуждение (что удивило больше всего)
2. Самостоятельная работа по тестам
Отвечают на проблемные вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения (Л, П, Р)
Осознают причину своего успеха или неуспеха (Р)
7. Рефлексия
Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности.
Бонус за работу себе на уроке
Проводят самооценку своей деятельности (Р)
8. Домашнее задание
Сообщение по теме: «Интересное о семенах растений».
Составить кроссворд по теме: «Клеточное строение растений»
Найти информацию в сети Интернет о применении знаний клеточного строения растений людьми разных профессий»
Фиксируют записи в дневниках (Р)
Дополнительный материал
Строение растительной клетки
Органоид
Функция
Местоположение в клетке
Клеточная оболочка
Поддержание определённой формы. Защита от разных воздействий
Покрывает клетку снаружи
Цитоплазматическая мембрана
Изолирует клетку от окружающей среды. Обладает избирательной проницаемостью. Обеспечивает обмен веществ и энергии с внешней средой. Соединяет клетки в ткани
Находится между клеточной стенкой и цитоплазмой
Цитоплазма
Является средой для органоидов. Обеспечивает перемещение органоидов.Осуществляет перенос веществ.
Бесцветная полужидкая внутренняя среда клетки
Ядро с ядрышками
Контролирует жизнедеятельность клетки. Хранит наследственную информацию. Осуществляет передачу наследственной информации дочерним клеткам.
Небольшое плотное образование рядом с оболочкой
Митохондрии
Осуществляют синтез энергии, необходимой для жизнедеятельности клетки
Небольшие удлинённые органоиды в цитоплазме
Вакуоли
Хранение клеточного сока. Поддержание формы (тургора) клетки
Крупные органоиды в цитоплазме
Пластиды:
Хлоропласты;
Лейкопласты;
Хромопласты
Обеспечивают образование органических веществ из неорганических.
Накапливают запасные вещества (жиры, белки, углеводы).
Участвуют в привлечении животных для распространения плодов
Небольшие тельца
Зелёные
Бесцветные
Красные, оранжевые, жёлтые
Процессы жизнедеятельности клетки
Процесс
Как происходит
Значение
Рост
Изменение размеров клетки благодаря растяжению оболочек и увеличению размеров вакуолей
Рост органов растения и всего растения в целом
Размножение
Происходит путём деления клеток
Воспроизведение себе подобных
Питание
Из веществ, поступивших в клетку из окружающей среды: углекислого газа, воды, минеральных солей – образуются углеводы, белки, жиры, азотистые и фосфорные соединения, которые расходуются самой клеткой или откладываются в запас, перетекая в клетки других органов
Создание питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности клетки и всего организма
Дыхание
Поглощение кислорода и выделение углекислого газа, газообмен
Высвобождение энергии, необходимой для протекания внутриклеточных процессов
Обмен веществ
Образованные клеткой вещества используются на построение своей структуры, другие вещества- конечные продукты обмена веществ – выводятся из клетки во внешнюю среду или накапливаются в вакуолях
Поддержание процессов жизнедеятельности всех клеток и всего организма
Растительные ткани
Название ткани
Особенности строения клеток
Выполняемая функция
Образовательные
Клетки небольшого размера с тонкой оболочкой и относительно большим ядром
Клетки делятся и дают начало всем тканям и органам растений
Покровные
Клетки плотно прилегают друг у другу, на границе с внешней средой имеют утолщённые оболочки
Защитная
Механические
Клетки имеют утолщённые оболочки
Придают прочность органам растения
Проводящие
Живые или мертвые клетки в виде трубок или сосудов
Обеспечивают передвижение веществ, растворенных в воде (транспортная функция)
Основная фотосинтезирующая
Клетки, содержащие хлоропласты
Образование органических веществ (фотосинтез)
Основная запасающая
Клетки с тонкими оболочками, содержащие зёрна крахмала, зёрна белка, капли масла и т.д.
Отложение запасных веществ (запасающая функция)
15