Что такое оценивание для обучения? Суммативное и формативное оценивание.
Коучинг: Оценивание для обучения
Тема:Что такое оценивание для обучения? Суммативное и формативное оценивание.Цель:Раскрытие сущности оценивания.Задачи:· Создать мотивацию к изучению темы, участию в коучинге.Познакомить с суммативным и формативным оцениванием.· Выявить сходство и различие между видами оценивания.Ресурсы:
презентация «Критическое мышление», постеры, маркеры, стикеры, раздаточный материал для работы в группах.Количество участников 12 человек (3 группы по 4 человека)План:Вступительное слово: Я снова очень рад Вас видеть сегодня на очередном коучинге. Тема сегодняшнего коучинга «Оценивание для обучения». (Слайд №1)Объединение в группы:Все участники выходят к доске. Условие: сколько раз ведущий хлопнет в ладоши, постолько человек, взявшись в руки и дружно произнеся: «МЫ готовы!», образуют«тесное» колечко. В каждом новом колечке сосед справа и слева должен бытьдругим. Эта разминка называется «Колечко». Этот способобъединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяетвстряхнуться-размяться, обновить свой деловой настрой. (5-7 мин)Мотивационный этап:· Как часто мы встречались в своей практике с детьми, которые: опускали руки после первой неудачи, не пытаются преодолеть препятствия, отказываются выполнять задания,которое представляются им сложным, чаще всего находятся в состоянии апатии,пассивны в познавательной деятельности, испытывают трудности в общении сосверстниками и взрослыми. (СЛАЙД №2)Как вы думаете: возможно ли обучение без оценивания результатов деятельности илипоступков ребёнка? К чему может привести неграмотное оценивание? Как обеспечить бережное отношение к личности ребёнка, оценивая результаты его деятельности и поступков? ( СЛАЙД №3) (5-7 мин)Действенно-обобщающий этап: · Задание каждому: нарисовать бабочку, поменяться и оценить рисунок. Вопросы: почему оценили рисунок на 3, 4, 5? (15 мин) · Критериальное оценивание (Слайд №4), (5-7 мин)Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 "неудовлетвори-тельно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:· уровень учащегося относительно определенного эталона;· уровень учащегося относительно класса в целом;· уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период.При критериальном оценивании: · ученик становится настоящим субъектом своего обучения;· снижается школьная тревожность ученика;· учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора.Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.Что же такое “критериальное оценивание”?Критериальное оценивание – этооценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев),которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития ихучебно-познавательной компетентности.· Задание группам: нарисовать бабочку, поменяться и оценитьрисунок по критериям. (15 мин)· Методы оценивания учащихся. Используется прием КМ «Мозговой штурм» – метод актуализации знаний и генерирования идей.Мозговой штурм начинается с постановки проблемы или вопроса. Далее идеи обсуждаются в парах или в группах. (СЛАЙД №5), (5-10 мин) · Оценивание. Формы оценивания. (СЛАЙД №6) (10 минут).Слово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру.Оценивание проводится от официальных тестирований и экзаменаций до неформального оценивания, проводимого учителями в классах неоднократно, ежедневно. Существуют различные виды оценивания учащихся, однако все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и предполагают следующие этапы: наблюдение, интерпретацию полученных данных, заключение.Различают две формы оценивания:формативная и суммативная. Обе формы оценивания актуальны и необходимы всовременной системе образования. Оценивание, направленное наопределение возможностей повышения качества обучения, методов и подходов вреализации этих возможностей, является формативным, иначе – оцениванием дляобучения (ОдО). Оценивание для обучения - это процесс выявления и интерпретацииданных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на которомнаходятся учащиеся в процессе своего обучения. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления итоговых отметок, сертификации, а также, для регистрации динамики продвижения обучения, то оценивание по своей сути является суммативным и называется оценивание обучения (ОО). Целью оценивания обучения является суммирование всего объема материала, изученного учеником на конкретный момент. (СЛАЙД №7)На постерах в виде схемы изобразить сходства и различия форм формативного и суммативного оценивания. Используется прием КМ «Диаграмма Венна» - способграфической организации информации, что, с одной стороны, способствует глубокомупониманию и резюмированию изучаемой информации, с другой - стимулируетотражение обучаемыми собственного видения и восприятия информации. Диаграмма Венна имеет конкретную строго заданную форму, предполагающую определеннуюдеятельность и стимулирующую мыслительные процессы учеников. В основе диаграммы Венна лежит схема перекрещивающихся колец (два - три). В общей плоскости кругов отражается oбщее, присущее всем сравниваемым явлениям, объектам, а в полукругах фиксируется то, что характерно для каждого сравниваемого объекта. Диаграмма позволяет развить и отследить такие мыслительные навыки, как анализ и синтез. (СЛАЙД №8) (15 мин)· Рефлексия «Незаконченное предложение «Я понял что…». Осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление). Способ определения вклада каждогоучастника семинара в достижение общей цели. (СЛАЙД №9)