Обобщающее повторение Африка (с элементами экологии)


Обобщающее повторение по теме
«Африка»( с элементами экологии.)
Цели урока:
Повторение и закрепление пройденного материала.
Продолжить работу по развитию речи учащихся.
Развивать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
На отдельных примерах показать важность экологической работы в Африке.
Оборудование: учебник, тетрадь, атлас, физическая карта полушарий, схемы, таблицы, картины, «черный ящик».Тип урока - комбинированный
Ход урока:
Вступительное слово учителя (элементы неожиданности).
Ребята, я получила к прошедшему празднику много поздравительных писем и телеграмм, но одну не могла прочесть, то ли на почте перепутали, то ли я не знаю иностранных языков. Давайте разбираться.
Aaфrphiukhja – jydgiubjumмejлwьnныjvй mмwajmkerjuqkк
(Африка – удивительный материк)
Конечно, ребята, в течении нескольких уроков вы знакомились с Африкой, поэтому сейчас попробуем повторить то, что вам уже известно, а может быть, откроем для себя что-то новенькое. В прошлом году ребята 7 «А» путешествовали по Африке и слали мне в школу свои отчеты и сувениры, в перемену посмотрите. Итак, начинаем.
Но не просто повторенье, а повторенье с ученьем. Попросим мы Дашу выйти за дверь, а сами придумаем Даше - вопрос. (Объясняю как это делается. Методом наводящих вопросов от большего к малому, ответить на заданный вопрос.) (Д. Ливингстон) Почему мы начали именно с этого слова?
(Потому что именно Д. Ливингстон с уважением относился к коренным жителям, очень многое сделал для изучения Африки, донес свои открытия в Африке до людей на других материках и т. д.(Платформа) Полюбился вам такой вопрос? Проще нет – как повторить такой урок. Кто желает? Вот вам дверь..(Камерун или Килиманджаро) Примерные вопросы:
Это относится к литосфере? – Да!
Это равнина? – Нет!
Это горная страна? – Нет!
Это отдельно стоящая гора? – Да!
Это вулкан? – Да!
Это Килиманджаро? – Да!
(Чад)
Это литосфера? –Нет!
Это гидросфера? – Да!
Это река? – Нет!
Это озеро? – Да!
Большое озеро? – Нет!
Глубокое озеро? – Нет!
Соленое озеро? – Нет!
Мелкое озеро? – Да!
Это Чад? – Да!
(Показывать на карте, поставить оценку!)
На платформе вулканы, трещины. Объясните, в чем тут противоречие.
В основе залегает древнейшая платформа, возраст которой составляет 2-3 млрд лет. Высокие горы, бывшие ранее здесь, разрушились. На месте гор образовались холмистые равнины, над которыми лишь местами возвышаются кристаллические массивы. Отдельные участки платформы поднимались, образуя высокие плоскогорья, другие спускались. Движения сопровождались разломами земной коры, извержениями вулканов, землетрясениями. В Восточной Африке находятся самые крупные на суше разломы земной коры – Восточно-Африканские.
«Не люблю я ливни и жару.
Но без дождика и мягких зим помру.»Объясните, будет ли хорошею погода, здесь, в любое время года?
(Триполи.)
Да. Это субтропический пояс. Здесь жаркое, сухое лето с господством тропического воздуха, сравнительно теплая, мягкая зима (+10’-12’), умеренный воздух – благоприятны для жизни человека.(САХАРА.)(Стр. 127, последний абзац.)
А теперь - снова загадка.
«И максимум вниманья:
Что за длинное число
Вам на объяснение дано?»
6671 5895 1435 120-1800 4070 160 14 ( показать на карте)
А вот и капитан Врунгель (рисунок)
Он многим знаком, он считает себя знатоком, и африканский мир ему знаком, написал он нам записки. В чем он прав, а где ошибки?
Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом огромном материке земного шара. Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами , V стояли зелеными, так как никогда они не сбрасывают хвою. Пингвины, V выделяли на снегу их черные фраки, отбирали корм у птицы-секретаря. Кенгуру огромными прыжками догоняла тигра. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки и попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно были красивы молодые листочки на березах. На берегу самого красивого и глубокого озера Танганьика сделали привал, наловили тунца и написали эти заметки. (оценки – за доской написать ответы)
Хоть задание было с подвохом, справились вы с ним неплохо!
Чтоб еще о Африке повторить? Можно долго вспоминать, говорить.. Но ждет нас следующий вопрос. Вниманье! Вот Ленино домашние заданье!
( Опережающее задание):
«И была та Планета красива. И были там непроходимые леса, полные дичи. И были там реки с изобилием рыбы. И целебен, и чист был там воздух. И много было разных птиц. И жили на той планете люди. И пользовались они этими богатствами как умели. В небе убивали птиц, в реках ловили рыбу, в лесах стреляли диких зверей. Да и сами леса вырубали, чтобы построить себе жилище. Они шли в недра Планеты и брали из ее золото, Ag Fe и многое другое. И строили они себе дома, и фабрики, и заводы. И жили они весело и беззаботно. И не думали о судьбе своей Планеты. ( Из ненаписанной «книги жизни»)
Какой вывод о влиянии человека на природу Африки можно сделать, прослушав эту страничку из «ненаписанной книги жизни» Ответ:
- Дети, откройте учебник, стр. 138, прочитайте вслух первую часть.
- Да, посмотрите всего 3 кадра в доказательство всего сказанногоВИДЕОФИЛЬМ
Чтобы помочь природе:
Какие мероприятия необходимо провести для ее сохранения?
А какие проводят?
Люди отчетливо понимают необходимость охраны природы на Земле. Создаются заповедники, национальные парки, заказники.
Что такое заповедники? (на стенде)
А как нужно вести себя в заповеднике, национальном парке?
Опережающее задание:
Мешкарев К.
Заповедник в Африке можно посещать только в машине, раскрашенную под зебру. Машину звери почти не боятся. Но главное – не выходить, не сигналить, не кричать, не пытаться кормить детенышей. «Уступайте место слонам» - предупреждают на выезде. Слон – единственное животное, которое может разделаться с машиной, как с банкой килек. Общее правило везде: запрещается ввозить оружие, сорить, включать радио. За посещение заповедников надо платить – эти деньги потом идут на нужды заповедника: купить машины, самолеты, чтобы вести наблюдение за животными и их учет.
Сейчас в Африке большие площади заняты заповедниками и национальными парками, их общее количество 392. Особенно, наиболее известны национальные парки Серенгети, Крюгера, Нгоронгоро.
Серенгети
Это малая часть степного пространства. Границы национального парка обозначены только на картах. На земле же в одном только месте стоит каменный столб с надписью «Серенгети». Но магическое слово «заповедник» заставляет сердце замирать. И есть от чего. Бесконечные ленты живых существ – антилопы гну – можно принять за бегство разбитых армий. Методично двигаются они в одном направлении несколькими лентами. Куда они спешат? На водопой. В Серенгети животные в поисках лучшей травы, водопоев движутся круглый год. Здесь есть место и травоядным антилопам, зебрам, газелям, жирафам и хищникам: львам, шакалам, гиенам, диким собакам, птицам – стервятникам, пятнистым леопардам. В Серенгети ведут учет животных, следят за набегами браконьеров с маленьких самолетов. ( Демонстрация фильма – 3 минуты)
КрюгераОн находится на границе ЮАР с Мозамбиком. Здесь живут слоны, жирафы, львы, леопарды, гепарды, зебры, антилопы гну, зебры. В реках и на илистых отмелях водятся бегемоты. Днем они почти всегда в воде, а ночью пасутся в сочной траве. Здесь более 1000 слонов, они близорукие, но у них прекрасный слух, обоняние и огромная сила, и предупреждение «Опасайтесь слонов» - никак не лишнее. Изобилие здесь крокодилов, много гепардов, птиц, пресмыкающихся, насекомых, а также великанов – страусов и маленьких колибри, большие колонии розовых фламинго.
Разговор можно продолжать долго. Я хочу предложить вашему вниманию книгу Б.Гржимека «Мы жили среди бауле». О работе в заповедниках Африки, о проблемах, которые волновали его и африканский народ и т. д.
Почитайте, не пожалеете. И заканчивая наш сегодняшний урок, слово Лене А.
На фоне музыки:
Много раз обошла Планета все знаки зодиака. И вновь на ней возродилась жизнь. И выросли новые леса, а в них развелось множество разного зверья. И очистились реки. И опять стало много в них рыбы. Леса и реки сделали чистым воздух. И появились новые люди. Это были красивые и умные люди. Они очень берегли и любили свою Планету. Они берегли и любили Природу, которая создала для них Планета. И планета берегла их. Очищенные реки дарили людям свою целебную силу. Выросшие леса давали им пищу. И люди с благодарностью принимали эти дары. Планетам тоже бывает скучно, когда на них исчезает жизнь. ( из ненаписанной «Книги жизни»)
Заключение.
Оценки.
Если останется время – «черный ящик»
«Названия – близнецы» (политическая и физическая карты)
Список используемой литературы:
Учебник географии для 7 класса
Журналы «География в школе»
Хрестоматия «По материалам к странам» М. 1985г
О. В. Крылова «Уроки географии в 7 классе»
Метревели « Уроки географии в 6 классе»
«Остров загадок и открытий» Корочанцев, 1984г
Б. Гржимек «Мы жили среди бауле», М. Мысль, 1983г
Мир природы – цветные иллюстрации, М. Терра, 2000г
«Саванны», «Росмен», 2003г