Обобщающий урок по теме Северная Америка
Обобщающий урок по теме: «Северная Америка».
Класс: 8
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока:
-закрепление и обобщение материала по теме «Северная Америка».
Задачи:
-повторить изученный материал по теме «Северная Америка»;
-систематизировать навыки работы по географической карте;
-развивать умения и навыки монологической речи на основе изученного материала;
-развивать логическое мышление и память.
-формировать мотивацию и устойчивый интерес к изучению географии;
-воспитывать любовь к природе, ее красотам; умение работать в коллективе.
Оборудование: карта полушарий, физическая, политическая карты Северной Америки, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, дидактический материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами заканчиваем изучение еще одного материка нашей планеты. (слайд 1).
II. Сообщение темы и целей урока.
-Мы много путешествовали по Северной Америке: изучали теорию, работали с картой, смотрели фильмы. Сегодня мы отправимся в заключительное путешествие на самый удивительный континент под названием «Северная Америка».
-Цель нашего путешествия: закрепление и обобщение материала по теме «Северная Америка».
-Ребята, скажите, какими качествами характера должен обладать путешественник?)
-внимательным – правильно, это пригодится для изучения материала;
-аккуратным – для аккуратного оформления информации;
-спокойным – для умения сосредоточиться;
- умным и т. д.
-Всю вашу работу будут просматривать и анализировать «Научно-исследовательский центр» в лице наших гостей – учителей.
-Каждый из вас будет выполнять задания, зарабатывать баллы. В конце урока мы посчитаем у кого их больше и оценим работу каждого из вас. Ну что готовы?
-Итак, отправляемся…(видеоролик – Северная Америка (слайд 2)..
-Мы на материке.
III. Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильного усвоенного.
Станция «Знатоки истории». (слайд 3).
Америка! Страна обетованная!
Такая незнакомая, желанная.
Сулила обретение свободы,
К себе манила разные народы.
Испанцам ты обязана открытием,
Колумб на каравеллах по наитию,
Считая Индией, доплыл до берега.
Но он не знал ещё, что ты – Америка.
-Внимание, на экран! (слайд 4).
-Вам нужно вспомнить ученых и путешественников, исследовавших Северную Америку с их заслугами и открытиями.
-Ребята, кто из мореплавателей впервые вступил на земли Северной Америки? (испанский мореплаватель - Христофор Колумб).
-Покажите на карте путь кораблей Колумба.
-Расскажите, как был открыт новый материк. Какова была цель экспедиции Колумба? (искал путь в Индию и Китай).
-Кто отправился вслед за Колумбом? (Америго Веспуччи).
-В честь кого Америка получила своё название?
-Молодцы, хорошо знаете историю открытия Америки.
Станция «Географическое положение материка». (слайд 5).
-Ребята, давайте попробуем вспомнить географическое положение материка. Для этого вам нужно собрать разрезанные части материка в одно целое.
-Молодцы! Все справились с заданием.
-А теперь, поработаем с картой. (слайд 6).
-В каком полушарии расположен материк Северная Америка? (в западном).
-К северу или к югу от экватора? (к северу).
-По величине материк на нашей планете занимает ….? (3 место).
-Какими водами омываются берега континента? (Тихим, Атлантическим и Северным Ледовитым океанами).
-Назовите самый крупный остров Северной Америки? Полуостров? (Гренландия, Лабрадор).
-Чем отличается остров от полуострова?
-Скажите, чем соединён материк Северная Америка с Южной Америкой? (Панамский перешейк, через который был прорыт канал).
Станция «Рельеф и климат Северной Америки» (Слайд 7).
-Ребята, давайте вспомним, что преобладает на поверхности материка?
(равнины). (слайд 8).
-На карте мы видим, что вдоль западного полушария протянулись Кордильеры?
-Скажите, что такое Кордильеры? (самые большие горы, цепь гор). (слайд 9).
-Как называются горы, расположенные на востоке материка? (Аппалачи). (слайд 10 - 11).
-Ребята, охарактеризуйте климат Северной Америки. (На севере материка – очень холодно, большая часть материка лежит в умеренном климате, на юге –жарко – там располагаются пустыни и тропические леса).
Станция «Внутренние воды» (Слайд). (слайд 12).
-Материк Северная Америка богат водами. (слайд 13).
-Назовите самую большую реку на континенте. (Миссисипи).
-Покажите её на карте, куда она впадает? (в Атлантический океан).
-Теперь назовите, самую большую реку на севере материка. (Маккензи).
-Покажите её на карте. Куда она впадает? (в Северный Ледовитый океан).
-Также Северная Америка богата озёрами. Здесь находится величайшая озёрная система мира. Скажите, как она называется? (Великие озёра).
-Покажите их на карте.
-Все озёра соединены между собой короткими реками. Самая бурная из них река называется…? (Ниагара).
-Что встречает на своём пути река Ниагара. Расскажите. (препятствие – уступ высотой 50 м, с которого вода с грохотом падает вниз – образует один из самых мощных водопадов в мире – Ниагарский водопад). (слайд 14).
Релаксация. (слайд 15).
-Ребята, а теперь давайте отдохнём. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно представьте себе Ниагарский водопад. Вокруг никого, только вы и шум водопада. Откройте глаза, впереди растительный и животный мир Северной Америки.
Станция «Растительный и животный мир Северной Америки» (Слайд 16).
-Ребята, давайте поиграем в игру: «да» — «нет».
-Я задаю вам вопрос, а вы хором отвечаете мне да или нет.
Только в Северной Америке растут секвойи. (да).
В Северной Америке есть деревья, достигающие в высоту 100 метров. (да).
На севере материка живут крокодилы и слоны. (нет).
В зоне тайги Северной Америки встречаются такие же деревья, как в Восточной Сибири России: ели, пихты, лиственницы. (да).
В заповедниках Северной Америки обитают бизоны. (да).
Североамериканская пустыня – родина кактусов. (да).
На острове Гренландия обитают белые медведи и овцебыки. (да).
В пустынях Северной Америки живёт медведь Гризли. (нет).
В Северной Америке годами не бывает дождя, а если и случается, то капли высыхают, не достигнув земли. Что пагубно сказывается на растениях материка. (нет).
Вывод: богата и разнообразна природа Северной Америки.
Станция «Население и государства». (слайд 17).
-Ребята, назовите самые крупные государства Северной Америки. (США, Канада, Мексика, Куба). (слайд 18).
-Покажите их на политической карте Северной Америки.
- Живут ли на материке люди?
-Скажите, кто жил на материке до прихода европейцев? (индейцы и эскимосы).
IV. Приведение в систему воспроизведённых и скоррегированных знаний и умений, их обобщение (выполнение практических работ).
-Ребята, мы много путешествовали сегодня по Северной Америке, а так как вы сегодня являетесь путешественниками, вам необходимо описать тот материк, на котором вы побывали.
-У каждого из вас на столе лежат карточки. Ваша задача, заполнить пропуски в тексте. (приложение 1).
-Проверка работ (слайд 20). (поменяйтесь карточками друг с другом и проверьте, правильное описание материка на экране (слайд ).
V. Подведение итогов урока.
-Ребята, наше путешествие по Северной Америке подошло к концу. (слайд 21).
-Давайте подведем итоги нашего урока. За работу по описанию материка вы получите оценки на следующем уроке. Сейчас попробуйте оценить свои знания по Северной Америке, сосчитав количество жетонов, набранных на каждой станции.
-Если, Вы набрали более 10 баллов, Вам присваивается звание «Знаток Северной Америки». Если, Вы набрали от 6 до 10 баллов, Вам присваивается звание «Любитель Северной Америки». Если в сумме у Вас получилось менее 6 баллов, постарайтесь еще раз совершить заочное путешествие по этому интересному и загадочному материку.
-Молодцы!!! (слайд 22).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка
Заполните пропуски в тексте (слайд 19):
Северную Америку открыл ……………………………………………….. Северная Америка - …….. по величине материк нашей планеты. Расположен в ………….полушарии к ………….от экватора. Берега континента омываются тремя океанами…………………… ,………………………………., …………………………..Самый большой остров……………………, полуостров………………………………Самые большие горы Северной Америки……………………………..Самые большие реки материка……………………………………………На востоке континента находятся пять озёр, которые называются…………………………………………….
На материке существует один из самых мощных водопадов в мире………………………………………………Самые крупные государства Северной Америки - США, …………………….,Мексика и ……………………….
Слова для справок: Третий, Гренландия, Миссисипи, Кордильеры, Канада, Маккензи, Ниагарский водопад, Лабрадор, Куба, Колумб, Великие озёра, в западном полушарии к северу от экватора, Тихий, Атлантический, Северный ледовитый океаны.