Комплект практических заданий по географии по теме: Физико- географическое положение Австралии
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
(ПГСГА)
Кафедра химии, географии и методики их преподавания
Программа повышения квалификации
«Разработка и применение практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе изучения
географии»
(модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Комплект практических заданий по географии по теме:
« Физико-географическое положение Австралия»
для учащихся 7 класса
Выполнил: слушатель курсов:
учитель географии
ГБОУ школы - интерната №1
г. о. Чапаевск
Шик Л.И.
Проверил: ст. преподаватель Ибрагимова С.А.
Самара 2015
Пояснительная записка
Учебный предмет, в рамках которого проводится данные задания:
«География материков и океанов»
Цель: Формирование комплекта практических заданий по теме: « Физико-географическое положение Австралия».
Задачи:
Продолжить формировать и применять практические задания, для углубления и развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого универсальных учебных действий.
Создать информационную базу практических работ, по предмету «География материков и океанов»
Разработать и использовать в урочном процессе практические задания на уроках при изучении новой темы, обобщающего повторения на уроках контроля знаний.
Активно внедрять практические задания на уроках географии
Актуальность:
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельной творческой деятельности ученика на уроке.
Современному обществу нужны люди, обогатившие свой ум научными знаниями, самостоятельно мыслящие, умеющие творчески применять эти знания для решения творческих и познавательных задач, выдвигаемых жизнью.
Содержание школьного географического образования не стоит на месте. Наступивший век информационных технологий требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке. Учащиеся должны иметь возможность сами освоить приемы работы с учебником, географической картой в атласе и настенной картой, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов, компьютерных программ [2]
Введение ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы получения образования - от знаниевой, развивающей в большей степени память обучающихся, к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным.
Современному учителю географии необходимо изменить подходы в организации образовательного процесса в алгоритме: "мотив – цель – способ - результат" с ориентацией формирования метапредметных, предметных, личностных школьных достижений.
С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении. [10]
Результативность использования практических заданий на уроках географии следующая:
1) повышение мотивации на обучение;
обеспечение разнообразие форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования;
оценивание уровня подготовленности учеников (и для этого могут быть использованы как на начальной стадии обучения - для входного контроля, так и на стадии завершения — для итогового контроля эффективности обучения);
оценивание степени овладения материалом и перевод его из пассивного состояния — знания в активное — умение (и поэтому могут быть эффективны в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);
активизирование мыслительной деятельности путем самообразования учащихся;
формирование много вариантности мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;
7) развитие индивидуального профессионального мышления, умения анализировать и прогнозировать;
8)повышение объема восприятия;
Преимущества, получаемые учителем:
-повышается качество процесса обучения;
-оптимизация процесса запоминания и понимания учебного материала;
-удержание внимания учащихся в течение всего урочного времени;
-выявление тех учащихся, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям;
-помогает осуществлять регулярный контроль предметных и метапредметных результатов;
-вычленение наиболее трудно усвояемые учащимися умения, для определения глубины понимания изучаемых теоретических понятий;
Преимущества, получаемые учащимися:
-формируют практические умения и навыки, необходимые учащимся в будущей жизни;
-ощущают себя активными участниками процесса обучения;
-получают новые навыки. Умение анализировать. Сопоставляют и делают выводы;
-позволяет поэтапно готовиться к сдаче итоговых экзаменов;
-развивают способности к самоанализу и самооценки;
Основными принципами такой деятельности являются следующие:1 . Соответствие целям и содержанию обучения.
Наглядность и простота структуры и технологии.
Доступность.
Систематичность использования и поэтапного усложнения.
Разнообразие заданий.
Постоянное обогащение номенклатуры заданий и их тематики.
Рациональное сочетание средств и методов в методическом обеспечении заданий.
Развитие общения, сотрудничества и обеспечение эмоционального климата.
9.Активное включение обучающихся в организацию и проведение практических работ. [10]
Практические работы и задания позволяют учащимся решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную.
Поэтому сегодня, как никогда ранее, учителю необходимо умения и навыки по разработке и применению практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся
Учителям географии следует выделять личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, научиться их описывать, планировать приёмы и технологии формирования, отслеживать динамику развития способов деятельности школьников на уровне метапредметных, предметных, личностных результатов.
Личностными результатами использования комплекта заданий является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Метапредметными результатами и является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
–использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.[2]
Практические задания
Практические задания - часть содержания предмета, вооружающие школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета. Для географии — это умения и навыки работы с картами, наблюдения в природе, производстве, работа со статистико-экономическими показателями и пр.
Тема: "Географическое положение Австралии"
Класс:7
Тип задания: задания, требующие краткого ответа и решения задачи,
задания на установление соответствия или последовательности,
задания с выбором верного утверждения, задания на уточнения.
Пояснительная записка
В зависимости от особенностей класса предлагаемые задания могут применяться по-разному. Вариант 1 (задание №1) можно дать в слабом классе или в сильном - слабым ученикам. Это задание поможет не только решить географические задачи, но и будет совершенствовать навыки письма и стройности изложения и послужит образцом для выполнения аналогичной работы в дальнейшем, но уже с большей степенью самостоятельности. Его можно использовать и как контрольный листок. Вариант 2 рассчитан для более самостоятельных учащихся, овладевших умением складно излагать изучаемый материал. Вариант 3 можно предложить как в качестве самостоятельной работы, так и для закрепления или контроля знаний. Одна из проблем – удержать в памяти учащихся уже полученные знания. Для этого необходимо постоянно повторять пройденный материал, повторение пройденного важно проводить одновременно с изучением нового материала с привлечением сравнений. Такой способ активизирует не столько память, сколько мышление и приводит к более прочному усвоению знаний и повышению интереса у учащихся. Можно предложить творчески ориентированным учащимся составить кроссворд, тест «Географическое положение Австралии» или «Географическое положение Австралии и Африки». Во втором случае решается задача закрепления ранее полученных знаний. Эти задания можно предложить также и в качестве дополнительного домашнего задания. Задание №2 выполняют все учащиеся.
Вид практических заданий: индивидуальные, групповые; обучающие, развивающие, тренировочные, творческие, обобщающие, познавательные, контролирующие.Цель применения заданий: сформировать знания об особенностях географического положения Австралии; отработать умение давать характеристику ГП материка; продолжить формирование умений работать с картой и делать выводы. Отражать особенности физико- географического положения на контурной карте.
Задачи:
Образовательная - формируется умение работать с картой, умение определять расстояние и координаты, навыки работы с картой.
Развивающая - развиваются память, мышление, алгоритмическое или логическое мышление.
воспитательные – воспитывается любовь к изучению предмета, самостоятельность самого учебного процесса.
Оборудование и материалы: физическая карта мира, карта Австралии, линейка, раздаточный материал (тексты работ).
Планируемые результаты:
Личностные:
-способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
-развитие индивидуального профессионального мышления, умения анализировать и прогнозировать;
-оценивание степени овладения материалом и перевод его из пассивного состояния — знания в активное — умение (и поэтому могут быть эффективны в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);
- активизирование мыслительной деятельности путем самообразования учащихся;
-формирование много вариантности мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;
Метапредметные:
-формирование умения у учащихся работать с картой (извлекать информацию, анализировать, воспринимать).
-оценивание уровня подготовленности учеников (и для этого могут быть использованы как на начальной стадии обучения - для входного контроля, так и на стадии завершения — для итогового контроля эффективности обучения-повышение объема восприятия;
Предметные:
-овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями.[8]
-повышение мотивации на обучение-обеспечение разнообразие форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования;
Ход выполнения заданий:
Задание №1
Вариант 1
Изучите физические карты мира и Австралии. Выпишите в тетрадь фразы, вставляя названия соответствующих географических объектов; определите координаты мысов и протяженность материка.[1] [11]
1. Австралия находится в _________________ и _________________ полушариях.
2. Ее пересекает____________________________. Она находится в _______________, _________________, ________________ широтах.
3. На С, З и Ю омывается водами _______________ океана. На С омывается _________________и _________________ морями, заливом _________________, на Ю - __________________________________ заливом. На В омывается _______________ океаном: на СВ - _________________ морем, на ЮВ - ______________ морем.
4. Ближайший материк - _____________ . Между ними расположены о-ва: __________________________________________________________________________
5. От о. Новая Гвинея материк отделен _____________ проливом, от о. Тасмания - ______________ проливом.
6. Береговая линия _____________ изрезана (слабо, сильно). На С расположены п-ова ______________________ и __________________ .7. Северная точка – мыс _________________ - ___ ю.ш., ___ в.д. ; южная точка – мыс______________________ - ___ ю.ш., ___ в.д.; западная точка – мыс __________________ - ___ ю.ш., ____в.д., восточная точка – мыс _______________ - ___ ю.ш., ____ в.д.
Чтобы узнать широту надо определить № параллели, на которой находится географический объект.Чтобы узнать долготу надо определить № меридиана, на котором находится географический объект.
8. Протяженность с С на Ю, от м. Йорк до м. Саут- Ист -Пойнт:__________________________________________________________________________
Чтобы определить протяженность с С на Ю надо найти широту северного и южного мысов, результаты сложить (вычесть) и умножить на 111,3 км.
9. Протяженость с З на В, от м. Стип-Пойнт до м. Байрон:__________________________________________________________________________
Чтобы определить протяженность с З на В надо найти долготу западного и восточного мысов, результаты сложить (вычесть) и умножить на длину дуги 1o соответствующей параллели (длина дуги на параллели 20o равна 104,6 км, на параллели 30o – 96,5 км).
10. Выводы:__________________________________________________________________________
Вариант 2
Изучите физические карты мира и Австралии и определите ГП Австралии.
План описания Инструкция, курсивом – подсказка
1. Географическое положение:
По отношению к Экватору Экватор делит Землю на северное и южное полушария.
По отношению к меридиану 0о Меридианы 0o и 180o делят Землю на западное и восточное полушария.
По отношению к тропикам и полярным кругам Между тропиками – экваториальные и тропические широты; между тропиками и полярными кругами – умеренные широты; за полярными кругами - полярные широты.
По отношению к материкам и островам Ближайший материк, острова.
По отношению к океанам (морям) Какими океанами (морями) и где омывается.
Особенности береговой линии Выяснить слабо или сильно изрезана; где и какие полуострова на материке.
2. Крайние точки Определить названия С, Ю, З, В точек, их координаты (широта и долгота).
Географическая широта выражается в градусах от 0o до 90o. Широта бывает северная (с.ш.) и южная (ю.ш.). Надо определить параллель, на которой находится географический объект.
Географическая долгота выражается в градусах от 0o до 180o. Долгота бывает западная (з.д.) и восточная (в.д.). Надо определить, на каком меридиане находится объект.
3. Протяженность с С на Ю, с З на ВОпределить расстояние в градусной и линейной мере от северного мыса до южного; от западного мыса до восточного.
Чтобы определить протяженность с С на Ю надо найти широту северного и южного мысов, результаты сложить (вычесть) и умножить на 111,3 км.
Чтобы определить протяженность с З на В надо найти долготу западного и восточного мысов, результаты сложить (вычесть) и умножить на длину дуги 1o соответствующей параллели ( длина дуги на параллели 20o равна 104,6 км, на параллели 30o – 96,5 км).
Выводы
Вариант 3
1. Выберите верные утверждения:
1) Материк полностью находится в Южном и Восточном полушариях.2) С востока материк омывают воды Индийского океана.3) Северную часть материка пересекает Южный тропик.4) Залив Карпентария разделяет п-ова Арнемленд и Кейп-Йорк.5) Береговая линия сильно изрезана на юге и западе материка.6) Тиморское море находится западнее Арафурского.7) Большой Барьерный риф простирается у западных берегов материка.8) Торресов пролив отделяет от материка о. Новая Гвинея.9) Северные берега омываются водами Индийского океана.10) Ближайшим материком является Антарктида.11) О. Тасмания отделен от материка Малаккским проливом.12) Тасманово море является шельфовым.13) Коралловое море омывает материк с северо-востока.14) Большой Австралийский залив принадлежит Тихому океану.[6][4]
2. Установите соответствие крайних точек Австралии сторонам горизонта:
1) М. Йорк2) М. Саут-Ист-Пойнт3) М. Стип-Пойнт4) М. Байрон A) ЗападB) СеверC) ЮгD) Восток
3. Установите соответствие «мыс – географические координаты»:
1) М. Йорк2) М.Саут-Ист-Пойнт3) М.Стип-Пойнт4) М.Байрон A) 11o ю.ш., 142o в.д.B) 26o ю.ш., 113o в.д.C) 29o ю.ш., 154o в.д.D) 39o ю.ш., 146o в.д.
4. Протяженность Австралии с севера на юг составляет 28o или 50o?5. Длина дуги 1o меридиана равна 111,3 км или величина справочная?6. Между северной и южной точками расстояние примерно в 3 200 или 5 600 км?7. Протяженность Австралии с запада на восток 41o или 30o?8. Для определения протяженности материка с севера на юг надо знать широту или долготу соответствующих точек?9. Австралия протяженнее с запада на восток или с севера на юг?[3] [4]
Вариант 4
1.Составьте кроссворд «Географическое положение Австралии» или «Географическое положение Австралии и Африки».
Инструкция: в кроссворде необходимо отразить названия всех океанов, морей, заливов, проливов, крайних точек, островов, полуостровов, основных линий градусной сети, полушарий, основных широт. Вариант 5
Составьте тест «Географическое положение Австралии» или «Географическое положение Австралии и Африки».
Задание №2
«Определение по карте и нанесение на контурную карту, элементов, характеризующих физико -географическое положение материка».
Практическая работа выполняется на уроке с использованием контурной карты. Учащиеся приступают к выполнению практической работы в указанной последовательности:
1.Нанесите на контурную карту северную и южную точки Австралии, укажите их широту, подпишите названия.
2.Нанети на контурную карту крайние западную и восточную точки материка, указать их долготу, подписать названия.
3.Подписать океаны и моря, омывающие материк.
После окончания работы учитель оценивает ее выполнение, делает анализ полученных данных. Можно организовать взаимопроверку результатов работы.[5]
Инструментарий для оценивания:
После каждого задания в соответствии с критериями оценивания указывается максимальный балл за выполнения данного задания; фактический балл выставляется учителем в зависимости от ответа учащегося. В конце работы подсчитывается итоговое фактическое количество баллов и выставляется оценка. Для перевода баллов в традиционные оценки можно использовать следующую шкалу:
«5»-80-100% максимальное количество баллов;
«4»-60-80%;
«3»-40-60%;
«2»- менее 40%;
Перечень учебно - методического обеспечения:
1.В. И. Сиротин Практические работы по географии 6-10 классы М.: Изд-во «Аркти- Илекса» 1999, стр.43-45; стр.46-47
2.Контрольно-измерительные материалы. «География». М.: Изд-во «ВАКО» 2013, стр.46-47
3.Атлас «География материков и океанов» 7 класс. М.: Изд-во «Дрофа» 2013.
4. Физическая карта мира и физическая карта Австралии
5. Контурные карты «География материков и океанов» 7 класс
5.В.А. Коринская, И.П. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов» 7 класс М.: Издательский дом «Дрофа» 2006 стр. 148
6.Л.Е. Перлов Дидактические карточки-задания по географии. М.: Изд-во «Экзамен» 2007 стр.95
Список литературы
1. Атлас «География материков и океанов» 7 класс. -М.: Изд-во «Дрофа» 2013.
2. А.Н. Бажко «Система заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий» Оренбург. 2013
3.В.А. Коринская, И.П. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов» 7 класс М.: Издательский дом «Дрофа» 2006 стр. 148
4. Контрольно-измерительные материалы. «География». -М.: Изд-во «ВАКО» 2013,
стр.46-47
5. Контурные карты «География материков и океанов» 7 класс
6. Л.Е. Перлов Дидактические карточки-задания по географии. -М.: Изд-во «Экзамен» 2007 стр.95
7.Т.А. Карташева, С.В. Курчина Диагностические работы «География»-М.: Изд-во «Дрофа» 2015
8. Разработка и проектирование практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе изучения географии. Презентация.
9. В. И. Сиротин Практические работы по географии 6-10 классы -М.: Изд-во «Аркти-Илекса» 1999 стр.46-47
10. Учебно- методический материал для обучающихся. (ПГСГА)
11. Физическая карта мира
Сведения об авторе
Шик Лариса Ивановна
ГБОУ школа - интернат №1
г.о. Чапаевск
Самарской области
II квалификационная категория
г. Чапаевск улица Щорса, 33 446100
88463933574