Технологическая карта урока чтения и развития речи в 5 кл (КО) на тему Будь Человеком(по стихотворению С.В.Михалкова)


Технологическая карта урока чтения и развития речи в 5 классе
(адаптированная программа для детей с ОВЗ)
Тема: «Что значит быть Человеком?» (по стихотворению С.В. Михалкова «Будь Человеком»)
Цели урока:
Образовательная: углубление и расширение знаний о творчестве Сергея Михалкова
Развивающая: развитие умения анализировать художественное произведение, обобщать, делать выводы, выявлять авторскую позицию и высказывать свое отношение к проблеме, поднятой автором
Воспитательная: осмысление проблемы отношения человека к природе, пробуждение желания быть Человеком.
Задачи:
1.Актуализировать знания о творчестве С. Михалкова и мотивировать на дальнейшее изучение с помощью проблемного вопроса;
2.Проанализировать стихотворение и выявить его художественную идею;
3.В процессе исследовательской работы ответить на проблемный вопрос и выразить свое отношение к проблеме, сопоставив с авторской позицией.
Педагогическая технология: технология проблемного обучения
Межпредметные связи: ИЗО, природоведение, музыка
Подготовить к уроку портрет С.Михалкова, листы для каждого учащегося с текстом стихотворения и на обратной стороне -3 квадрата, которые необходимо будет закрасить , запись песни Г.Гладкова «Не обижайте муравья»
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1.Приветствует класс. Создает эмоциональный настрой. Приветствуют учителя. умение быстро настраиваться на работу
2.Обращает внимание детей на портрет поэта. Просит дать характеристику человеку, изображенному на нем (прием «чтение портрета). Дети высказывают свою точку зрения. Они отметят, что это очень добрый (у него добрые глаза) и умный человек. Возможно, кто-то узнает С.В. Михалкова. Умение «читать» портрет, давать характеристику по внешнему виду человека
3. Обращает внимание детей на выставку книг. Некоторые из них окажутся знакомыми. Сообщает, что все эти произведения написал Сергей Михалков, человек, изображенный на портрете (организует актуализацию знаний) Вспоминают уже известные произведения С.В. Михалкова. Умение строить устные высказывания
4. Знакомит учащихся с темой и просит поставить цель урока.
Выясняет, что обозначает эта фраза и что нужно сделать, чтобы узнать мнение автора по этому вопросу.
Предлагает прочитать стихотворение «про себя» и подчеркнуть непонятные, незнакомые слова» (для этого текст рекомендуется выдать на отдельных листках) Дети с помощью учителя ставят цель урока: ответить на проблемный вопрос, заключенный в теме. Чтобы ответить на него и узнать мнение автора , необходимо познакомиться со стихотворением.
Читают стихотворение, работают с текстом. умение ставить цели, видеть проблему, осознавать ее;
умение планировать деятельность;
умение осознанно читать и работать с текстом;
умение выделять незнакомые слова
5.Читает (желательно наизусть) стихотворение. Можно использовать запись в актерском исполнении. Воспринимают текст на слух. умение воспринимать информацию на слух
6. Предлагает детям совместно обсудить содержание, чтобы ответить на вопрос. Соглашаются с учителем: чтобы проверить свои предположения необходимо понять содержание стихотворения. умение соглашаться с чужим мнением и мнением большинства
7.Организует словарную работу. Помогает разобраться в содержании в процессе беседы по подготовленным вопросам:
-О ком рассказывается в стихотворении?
-Чем похожи муравьи на людей? (найдите слова, с помощью которых автор сравнивает их с людьми)
-Как автор называет разрушителя муравейника?
-На сколько частей можно разделить стихотворение?
-Как можно озаглавить каждую часть?
-Почему слово «Человек» написано с большой буквы?
Вместе с учителем выясняют значения непонятных слов.(обычаи, миролюбивые, эгоист и т.д.)
Отвечают на вопросы, опираясь на текст. умение высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, участвовать в беседе;
умение слушать и слышать других
8.Проводит беседу о муравьях, опираясь на жизненный опыт детей.
-Вы видели муравейники в лесу?
-В последнее время их становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?
-А может, они вовсе не нужны? Что вы о них знаете?
Рассказывают все, что знают об этих насекомых. Обсуждают проблему отношения человека к природе и свое отношение к ней. умение применять уже полученные знания;
строить устные высказывания на тему;
умение аргументировать (доказывать) свою точку зрения
9.Прием «цветопись»- передача чувств через цвет. Учитель просит закрасить квадратик цветом, который выражает их отношение к муравьям.
Следующий квадратик-отношение к поступку героя произведения. Почему именно такие цвета выбрали? Для выражения отношения к муравьям выбирают яркие цвета, проступок мальчика характеризуют с помощью темных оттенков. Поясняют выбор. умение оценивать чужие поступки;
умение выражать чувства с помощью цвета и слова;
10.Организует подведение итогов. Просит еще раз ответить на проблемный вопрос.
Выдает оценочные листы.
Рефлексия - закрасить последний квадратик, выразив отношение к уроку. Дают полный ответ на вопрос. Сверяют свои предположения, выдвинутые в начале урока. умение оценивать свою работу и работу других
Примечание: в середине урока можно послушать песню Г. Гладкова «Не обижайте муравья» и подвигаться.
В качестве домашнего задания предлагается выучить стихотворение наизусть и нарисовать муравья ( по желанию)
Приложение
О поэте:
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Отец его  был учёным - птицеводом. Мать была сестрой милосердия и учительницей. Маленький Сергей Михалков образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. Он работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. Его стихи печатались в журнале  «Прожектор», в газетах. В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он прошел нелегкими дорогами войны, был контужен. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых, и для детей. Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года.
С. В. Михалков является автором гимна России.