Реферат по истории к городскому конкурсу исследовательских работ Храмы, навсегда утраченные после революции 1917 года
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средне образовательная школа №42 г. Комсомольска-на-Амуре
Рождественские чтения.
«Русские святыни».
«Храмы, навсегда утраченные после революции 1917 года»
Розвезева Анастасия Алексеевна
Ученица 10 «А» класса
Научный руководитель:
Преподаватель учитель истории и обществознания
Орлова Людмила Петровна
Комсомольск-на-Амуре, 2017год
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………..3
Православная церковь в годы революции……………………..4
Православие и советская власть в 1920х годах………………..5
Храмы, навсегда утраченные после революции………………10
Заключение…………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………..14
Приложения…………………………………………………………15
Введение
В начале ХХ века Русская Православная Церковь играла особенную роль в духовной сфере жизни общества. Вера повсюду сопровождала русских людей. Православная Церковь - крупный собственник, сила, которая способна влиять на людей, источник образования. После того, как большевики захватили власть в октябре 1917 года, положение Православной Церкви оказалось под угрозой. Переломный период отечественной истории 1917- 1934гг. положил начало переустройству всех сторон жизни российского общества. Русская Православная Церковь не стала исключением. Таким образом, победившая в России революция в октябре 1917года сильно изменила судьбу церкви и страны.
Актуальность данной темы заключается в том, что особая роль развития духовности и культуры в России принадлежит православию. История Русской земли связана с судьбой Русской Православной Церкви.
Целью моего проекта является исследование исторических фактов по теме «Храмы, навсегда утраченные после революции 1917 года»
Задачи моего проекта – изучить литературу, сопоставить исторические факты для того, чтобы прийти к выводу: из-за чего произошла такая ситуация в стране.
Православная Церковь в годы революции.
Ленин был убежден в том, что он разом покончит с церковью одним ударом – лишив ее собственности. По Декрету о земле от 8 ноября 1917 года Церковь в целом, а вместе с нею и приходское духовенство лишались прав собственности на землю (Приложение 1). За ним 4 декабря следует декрет о земельных комитетах, по которому все сельскохозяйственные земли, включая и все церковные и монастырские, отбирались в руки государства.
После октября был принят целый ряд декретов и постановлений, лишавших церковь собственной экономической базы и господствующего статуса.
11 декабря 1917 г. появляется декрет о лишение Церкви всех семинарий, училищ, академий и всего связанного с ними имущества.
21 января 1918 г. опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ.
Большевики считали, что Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви подвел черту многовековой истории церкви как “орудия правящих классов и эксплуататорского государства”.
Собор, Церковь не уклонялись от социальной ответственности. Собор вступал открыто в противоборство с наступлением нового государства на Церковь. Церковь не могла быть положительно расположенной к политическому строю с программой уничтожения религии на его знаменах.
Еще до прихода к власти большевиков Собор решает не участвовать в сиюминутной политической борьбе, отказавшись 30 сентября послать делегатов на петроградский "Предпарламент", созванный Керенским. 8 октября Собор выпускает послание "против разграбления чужих, в том числе церковных, имуществ".
2 ноября к концу восстания московских юнкеров. Собор обращается к обеим сторонам с призывом не мстить, прекратить кровопролитие и проявить милосердие к побежденным.
11 ноября Собор принимает решение об отпевании погибших с обеих сторон и обращается ко всему русскому народу покаяться в грехе братоубийства, пророчески предупреждая, что мировое братство не построить путем всемирного междоусобия.
Православие и советская власть в 1920х годах
Весной-летом 1921г. На Советскую Россию обрушилась катастрофа – засуха и губительный голод охватил обширные территории Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа, Украины и Крыма (Приложение 2). Свыше 33 млн. человек оказались затронуты этим бедствием, несколько миллионов погибли от голода.
Под председательством патриарха Тихона в стране был образован «Всероссийский общественный комитет помогающий голодающим» (Помгол), в который вошли известные общественные деятели, большей частью бывшие кадеты: Прокопович, Кусков, Кишкин. Комитет помощи голодающим производил сбор средств и распределял помощь, поступавшую из-за рубежа (Приложение 3). В конце августа 1921г. «Помгол» был распущен, а на его месте возникла «Центральная комиссия помощи голодающим» при ВЦИК (всероссийский центральный исполнительный комитет). Не смотря на это, Церковь продолжала работу по сбору средств пострадавшим. Советская власть со своей стороны дала указания на места о том, чтобы «никаких препятствий церковным сборам не ставить». Собранные деньги могли сдаваться приходами «или непосредственно в местные финотделы, или направляться по желанию приходов в распоряжение высших органов».
В середине февраля 1922г. Патриарх Тихон призвал церковноприходские советы жертвовать на нужды голодающим драгоценные украшения, не имеющие богослужебного употребления. Вслед за этим 23 февраля 1922г. ВЦИК принял декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, находившихся в пользовании групп верующих». Начавшаяся реализация декрета привела к кровавым столкновениям представителей власти и верующих. Политбюро ЦК РКП (б) (Центральный Комитет Российской Социал-Демократической Рабочей Партии большевиков) было вынуждено принять решение о временной приостановке изъятия ценностей. Однако уже 19 марта В.И. Лениным было подготовлено письмо для членов Политбюро, в котором указывалось, что «именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией». В письме подчеркивалось, что в сложившихся условиях «громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, не будет в состоянии поддержать горстку черносотенного духовенства». Указание Ленина, таким образом, преследовало две цели» обеспечить помощь голодающим районам страны и в тоже время подорвать значение Церкви, уменьшив ее влияние на население.
Изъятие церковных ценностей сопровождалось многочисленными эксцессами. В результате в апреле-мае 1922г. В Москве прошел процесс 54 священников и мирян РПЦ, обвиненных в отказе от выдачи ценностей, на котором 11 человек были приговорены к высшей мере наказания. Сразу после того, как трибунал вынес свое решение, Л.Б.Каменев внес в Политбюро вопрос об отмене приговора. В отношении шести осужденных было принято решение наказание смягчить. Каменев продолжал настаивать на помиловании остальных обвиняемых. Письменное предложение в Политбюро было рекомендовано внести Л.Д.Троцкому. 14 мая 1922г. Он представил заключение, в котором указывалось, что оснований для смягчения участи пяти осужденных не имеет. Спустя несколько дней Политбюро согласилось с этим выводом. Патриарха Тихона, выступавшего свидетелем на суде, в тот момент не рискнули привлечь к ответственности.
Настаивая на суровом наказании организаторов антиправительственных выступлений, советское руководство в то же время стремилось заручиться поддержкой рядового духовенства. В секретной директиве, адресованной партийным и советским органам Петроградской губернии «Об отношении к сектам и политике в отношении религиозных групп вообще», прямо указывалось: «Ни в коем случае не применять к рядовому духовенству исключительных мероприятий, как, например, назначение на особенно тяжелые, грязные работы, как чистка отхожих мест».
Одной из главных задач большевистского руководства в начале 1920-х гг. стал подрыв РПЦ в массах. 25 марта 1922г. На места была разослана секретная циркулярная телеграмма ЦК РКП (б) за подписью секретаря ЦК В.М.Молотова, в которой указывались пути решения этой проблемы: «нужно расколоть попов или, вернее, углубить и заострить существующий раскол». Действительно, в 1922г. раскол в Православной Церкви стал фактом. Группа петроградских священников: А.И.Введенский, А.И.Боярский, Е.Белков и другие в мае 1922г. потребовала от патриарха Тихона оставить патриарший престол.
О том, что партии большевиков уделяли огромное значение «церковной работе», свидетельствует тот факт, что Троцкий в одном из своих писем членам Политбюро в мае 1922г., критикуя недостаточно активную работу газет «Правда» и «Известия», отмечал: «Мельчайшая генуэзская дребедень занимает целые страницы, в то время как глубочайшей духовной революции в русском народе отводятся задворки газет». Ленин, ознакомившись с письмом Троцкого, эту фразу подчеркнул и сделал приписку: «Верно! 1000 раз верно! Долой дребедень!»
Попытки расчленить Церковь начались уже в 1919г., когда был образован Исполнительный комитет по делам духовенства, так называемый «Исполкомдух». Однако он, по мнению чекистского руководства, «принял ложное направление» и стал приспосабливать РПЦ к новым условиям, за что был распущен. Несостоятельным оказались в этом отношении и попытки ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия) раскола Церкви через некоторых духовных деятелей, каким был, например Владимир Путята (Пензенский). Осенью 1919г. После неудачной попытки примирения с патриархом Тихоном Путята возглавил «Свободную народную Церковь» и объявил о разрыве с РПЦ.
Активную работу по разложению Церкви развернул Секретный отдел ВЧК. Заведующий этим отделом в конце 1920г. докладывал о том, что «религию не сможет разрушить никакой другой аппарат, кроме аппарата ВЧК». Данный путь считался верным по той причине, что «низшее поповство, освободившись от волчьих когтей больших церковных волков», иногда совершенно искренне работало с советской властью.
Тех священнослужителей, которые отказывались примкнуть к обновленцам и пользовались популярностью у широких народных масс, нередко ждала печальная участь. В своей книге «Архипелаг Гулаг» А.И. Солженицын описывает эти события так: «Весной 1922 года Чрезвычайная Комиссия по борьбе " с контрреволюцией и спекуляцией, только что переназванная в ГПУ, решила вмешаться в церковные дела. Надо было произвести еще и «церковную революцию» — сменить руководство и поставить такое, которое лишь одно ухо наставляло бы к небу, а другое к Лубянке. Такими обещали стать живоцерковники, но без внешней помощи они не могли овладеть церковным аппаратом. Для этого арестован был патриарх Тихон и проведены два громких процесса с расстрелами: в Москве — распространителей патриаршего воззвания, в Петрограде — митрополита Вениамина, мешавшего переходу церковной власти к живоцерковникам. В губерниях и уездах там и здесь арестованы были митрополиты и архиереи, а уж за крупной рыбой, как всегда, шли косяки мелкой — протоиереи, монахи и дьяконы, о которых в газетах не сообщалось. Сажали тех, кто не присягал живоцерковному обновленческому напору.
После Петроградского процесса 1922г. борьба с Тихоновской Церковью была продолжена. 13 октября Секретариат ЦК РКП (б) рассмотрел вопрос о создании комиссии по антирелигиозной пропаганде (антирелигиозной комиссии). После своего оформления эта комиссия выработала правила о ввозе в страну религиозной литературы, установила порядок регистрации религиозных обществ. Каждые две недели председатель комиссии должен был представлять в Политбюро доклад о проделанной работе.
Вопросы антирелигиозной пропаганды были предметом специального обсуждения и на XII съезде РКП апреле 1923г. В резолюции «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды» предусматривалось увеличение издания научно-популярных книг и брошюр, расширение устной пропаганды, введение антирелигиозного просвещения в систему школьного образования. К этому времени уже сложились основные формы антирелигиозной работы. Первомайские демонстрации вместо крестных ходов, октябрины вместо крестин. Советская власть искала не стандартных способов борьбы с религией: Насаждения нового социалистического быта, от матери к пионеру, от пионера к комсомольцу. Новые лица, новой социалистической России. Идеологи совершенной пролетарской культуры собирались из не совершенного людского материала создавать не виданного нового человека, (но большинство из таких обрядов не прижилось, а в 30-е годы были отменены).
Патриарх Тихон в условиях разворачивавшихся гонений на Церковь отказался покинуть Россию, несмотря на предложения близких к нему людей. С декабря 1918 г. он находился под домашним арестом на своем подворье, в нижнем этаже которого располагались 3 красноармейца (Приложение 4). 16 июня 1923 г. Тихон был освобожден из-под ареста. В печати появилось заявление, в котором он раскаивался в «антисоветских поступках». В послании от 1 июля патриарх отмечал: «Сознавая свою виновность перед Советской властью, выразившуюся в ряде наших пассивных или активных антисоветских действиях, т. е. в сопротивлении Декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафемствовании Советской власти, возражении против Брестского мира, мы каемся и скорбим о жертвах, получившихся в ряде этой антисоветской деятельности... Церковь аполитична и не желает быть „ни белой, ни красной" церковью».
В конце 1924 г. здоровье Тихона резко ухудшилось. 7 апреля 1925 г. после состоявшейся незадолго до этого зубоврачебной операции патриарх скончался (Приложение 5). В своем завещании Тихон призывал всех «не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть — действительно народная рабоче-крестьянская власть, а потому прочная и непоколебимая».
Храмы, навсегда утраченные после революции.
Вознесенский монастырь.Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене (Приложение 6). В Средние века служил местом погребения представителей московского великокняжеского рода женского пола.
По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 г. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева.
После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована.Вознесенский собор был также усыпальницей для женщин царского рода. В нём находилось множество могил: «интересно, что под полом храма оказалось почти в два раза больше захоронений (около 70), чем было надгробных памятников в его интерьере (35) — память о многих могилах, особенно удельных княгинь и детей, утрачена давно». В 1929 году Вознесенский монастырь взорвали. На месте монастыря архитектор И.Рерберг построил здание для военной школы ВЦИК, стилизованное под кремлевский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. В этом здании работал Президиум Верховного Совета СССР.
Церковь Святого Константина и Елены в Кремле.Церковь Святых Константина и Елены — церковь, существовавшая в Московском Кремле рядом с Константино-Еленинской башней (Приложение 7). Уничтожена в 1928 году. Церковь упоминается в летописном сообщении о пожаре 1470 года. В 1652 году было велено возвести её каменное здание. В 1692 году патриарх Адриан освятил церковь, выстроенную иждивением царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и царевича Алексея Петровича. С этих пор облик церкви почти не менялся. В 1756 году под руководством архитектора князя Д. В. Ухтомского был сделан новый иконостас и расписаны стены храма.Храм находился «на подоле» вблизи башни, имеющей то же название. Церковь не пострадала во время пожара 1812 года, однако была разорена французами.
В 1928 году церковь Святых Константина и Елены снесли. Она стала первым снесённым храмом на территории Кремля с момента прихода к власти большевиков и первой в большой череде утрат памятников архитектуры Московского Кремля в 1928—1930 годах.
Москва Кремль. Чудов Монастырь.
Как ни странно, но этот величественный храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. (Приложение 8). И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. А потом почти возведенное здание, которое так и не было освящено, большевики долго разбирали и взрывали, и только после войны, в 60-х выстроили там дом пионеров.
1917 год принес Чудову монастырю гибель. В том кровавом ноябре монастырь был обстрелян. А новым кремлевским жильцам соседство с монастырем не понравилось, и уже в 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив. Потом из монастыря изъяли ценности. В декабре 1929 года Чудов монастырь был полностью разрушен.Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею. И ныне ничего не напоминает о монастыре.
Заключение.
Гонение и развал духовности привел к тяжёлым последствиям для русского народа. Особенно это можно было увидеть в начале 90-х годов. Люди не имели чёткого духовного ориентира, поэтому они были готовы верить чему угодно. Достаточно вспомнить коллективные сеансы, которые проводили экстрасенсы, гипнотизеры. Так же появилась масса литературы и телепередач о НЛО и неведомых пришельцах. Всё произошло вследствие развала духовности и моральных устоев.
В 1988 году в Русской Православной Церкви произошёл перелом. Это был Юбилейный год – год 1000-летия Крещения Руси. Взаимоотношения Церкви и государства изменились в лучшую сторону. Гонение на Церковь было прекращено, стали открываться храмы. В 1988 году было открыто более 1000 храмов.
Список литературы и источников.
1. Д. В. Поспеловский. Русская православная церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995.
2. Русская православная церковь в советское время (1917-1991) (том I). М.: Планета, 1993.
3. Крещение Руси: история и современность. М.: Знамя, 1985.
4. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.
5. http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/pospelovskiy6. http://krotov.info/acts/20/1920/shtric_02.htm7. http://ugraeparhia.ru/kreshhenie-rusi-istoriya-i-sovremennost/8. http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/znamenskiy_istoria_rpc.pdf9. http://www.pravmir.ru/revolyuciya-i-sobor-1917-18-gg/10. http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/62-1-0-3403Приложения:
Приложение 1.
Газета. Декрет о земле от 8 ноября 1917 года (Церковь лишалась прав собственности)
Приложение 2.
Плакат. 1921 г. Голод обхватил обширные территории
Приложение 3.
Патриарх Тихон (31 января 1865 – 7 апреля 1925 гг.)
Приложение 4.
Арест Патриарха Тихона.
Приложение 5.
Смерть Патриарха Тихона.
Приложение 6.
Вознесенский монастырь (Москва)
Приложение 7.
Церковь св. Елены и Константина (Москва)
Приложение 8.
Чудов Монастырь (Москва)