Представление педагогического опыта Лапшиной Елены Александровны


Представление педагогического опыта учителя начальных классов, Лапшиной Елены Александровны.
Проблемно-поисковый метод как средство развития исследовательских умений младших школьников
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Время летит вперед. Стремительно развивается наука, техника, развивается общество. Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Появилась необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Новые социальные запросы обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребенка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться»
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). Что же такое «универсальные учебные действия»?- это способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»
В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности. Согласно стандарту второго поколения, обучающиеся должны достичь следующих результатов в направлении личностного развития: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления. Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных дать учащимся навык самообразования на основе знания о системе наук. К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения. Когда учащиеся становятся в ситуацию «первооткрывателей», добывающих новые для них научные знания. При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. При этом развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
У каждого ребенка есть способности и таланты, Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.
Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной. Поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.
Теоретическая база опыта.
Теоретической базой опыта являются труды Александра Ильича Савенкова. Основы исследовательской деятельности изложены в работах классиков педагогики Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.
Кроме того, программа образовательной системы «Школа – 2100», содержание учебного материала, строится на исследованиях, больших и маленьких открытиях на каждом уроке.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
В начале урока ставится проблема, выдвигаются учениками предположения, гипотезы, намечаются пути решения проблемы. Обучающиеся анализируют свои знания, свой накопленный опыт по решению вопроса, определяют, какие знания необходимо получить в дальнейшем. Обсуждают в группе или в паре новые знания, учатся применять их в дальнейшей работе на уроках.
Кроме коллективных открытий нового, организовываю индивидуальную работу с детьми по подготовке исследовательских работ и творческих проектов. На первом этапе необходимо определиться с темой предстоящей работы. Желание что – либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, прежде всего следует выявить его склонности. Суметь, услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая задача. Необходимо определить правила выбора темы исследования:
- тема должна быть интересна ребенку, увлекать его;
- должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы.
После того как тема была определена, необходимо распланировать последовательность предстоящей работы.
Последовательность работы над проектом:
Подготовка
Планирование работы
Исследование. Сбор информации
Оформление результатов работы
Презентация (защита) проекта
Оценка результатов и процесса деятельности
1. Определение темы и целей проекта. Темы детских работ лучше выбирать из содержания близких и интересных областей. На этом этапе, как учитель, так и родители могут направить ребенка и помочь ему в выборе интересующей его тематики.
2. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления результата своей работы (форма проекта).
3. От учителя потребуется особый такт, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Рекомендовать источники информации (Интернет, справочники, художественная литература, учебники и т.д.)
4. Особое внимание в начальной школе требует этап презентации проделанной работы.
Итогом работы является защита исследовательской работы на научно - практической конференции. Этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать. Ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проектов должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.
Анализ результативности.
Изучив все особенности проблемно – поискового метода и метода исследований, я начала работать в этом направлении. В первом классе мы проводили маленькие открытия и творческие проекты, изучали этапы исследований. Во втором классе несколько ребят заинтересовались индивидуальными исследованиями и очень плодотворно работали. Приняли участие в школьной научно – практической конференции, а потом в районной. Первые успехи были очень приятны. Работа продолжилась и в третьем классе. В результате начинающие исследователи стали призерами и победителями на школьном, районном, республиканском уровне. Многие ребята и в 4 классе имеют много интересных идей, тем и планов…
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Вопрос о том, как помочь ребенку в проведении детских исследований, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.
Так же организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и тщательная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, много времени, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельностью ученика.
Адресные рекомендации по использовании опыта.
Как бы не было трудно работать с младшими школьниками, ведь возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной и исследовательской деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать с этого возраста в эту работу нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Так же при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Необходимо сделать так, чтобы каждая работа «победила» в «какой-либо» номинации.
Например, работы можно оценивать в следующих номинациях:
Новизна материала
Глубокое понимание материала
Блестящие ответы на вопросы
Яркое оформление стенда
Заинтересованность темой
«Дружный проект»
«Весёлый проект»
«Оригинальный проект»
«За самую оригинальную тему» и др.
Можно сделать вывод, что научно-практическая конференция показывает способность учащихся начальной школы к исследовательской деятельности. А широкое представление результатов работы детей способствует повышению мотивации к такой форме работы.
Учитель начальных классов: Е.А. Лапшина
публикации на сайте: insar-school2edurm.ru
личном сайте: http://учительский.сайт/92649