План-конспект урока Россия весной-летом 1917 года
Технологическая карта урока
Учитель: Чекандин Сергей Сергеевич
Класс: 9
Учебный предмет: история
Автор УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.
Тема урока: Россия весной-летом 1917 г.
Дата: 24 ноября 2015г.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать отношение к революционному характеру общественного развития 1917 года, осознать ошибки Временного правительства и ответить на вопрос выбора народом возможных путей дальнейшего развития государства.
- Развивающие: развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций; способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательные: поддержать интерес к истории своей страны, сформировать отношение к революционному характеру общественного развития 1917 года; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.
Планируемые результаты:
- Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
- Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
- Предметные: характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи, на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы; соотносить единичные исторические факты и общие явления; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Межпредметные связи: обществознание, литература.
Формы деятельности: фронтальная; групповая; индивидуальная.
Формы обучения: системно-деятельностный способ обучения
Ресурсы: технологическая карта; проектор; ПК учителя; раздаточный материал; рабочие листы; УМК; хрестоматии по истории России; портреты исторических деятелей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить обучающихся с основными событиями весны и лета 1917 г., объяснить, в чём причина повышения и падения популярности политических сил этого времени.
«…в России нет политической партии, которая говорила бы:
дайте в наши руки власть…
- Есть такая партия!».
В.И. Ленин, июнь 1917 г.
Этап урока Содержание Деятельность
учителя Деятельность обучающегося
Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность.
Здравствуйте друзья! Как у вас дела? Говорят, что ваш класс один из самых сильных классов во всей школе. Я не удивлён и надеюсь, что вы с хорошим настроением пришли на сегодняшний урок. Проверьте наличие учебников, хрестоматий, рабочих листов, тетрадей и письменных принадлежностей. Удачи нам и вперёд! Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка цели и задач урока Цель: мотивация детей на работу на уроке
Предлагаю вам перенестись в октябрь 1917 г. и просмотреть видеоролик, который я для вас подготовил.
Друзья, тема сегодняшнего урока «Россия весной-летом 1917 г.». Как вы думаете какую главную цель урока я хочу, чтобы вы себе поставили?
Ответы на какие вопросы мы должны получить, чтобы достичь цели урока?
Предлагает просмотреть видеоролик «Итоги Октябрьского переворота». Задает проблемные вопросы. Сообщает обучающимся тему и формирует с ними цель и задачи урока. Взаимодействуют с учителем во время постановки целей и задач урока. Понятно и грамотно выстраивают учебную проблему: изучить основные события 1917 года и действия политических сил этого периода. Принимают и сохраняют учебные задачи и цель.
Актуализация опорных знанийЦель: актуализация знаний обучающихся о политической расстановке сил после Февральской революции 1917 года.
Но прежде чем перейти к изучению новой темы давайте вспомним материалы прошлого урока.
На доске я приготовил для вас портретную галерею. Посмотрите, правильно ли я расставил портреты политических деятель этого периода? Давайте вспомним их фамилии и к каким политическим партиям они относятся. Предлагает ученикам совместную практическую работу по расстановке портретов исторических фигур в схеме на доске. Решают задачу по нахождению ошибок в расстановке портретов (в схеме на доске). Анализируют, сравнивают, обобщают и делают выводы. Систематизируют материал, полученный на прошлых уроках.
Отвечают на вопросы учителя.
Первичное усвоение новых знаний Цель: обеспечение условия для эффективного усвоения новых знаний
Итак, ребят перейдём к решению задач, которые мы с вами поставили в начале урока. По прошлым урокам вы знакомы с правилами и методикой нашей работы в группах. Каждая группа («Большевики», «Временное правительство», «Петросовет», «Хроники») ищет материалы, которые относятся к ней, детально разбирается, с помощью учебника, в этих событиях, объясняя свою роль в данной ситуации и приводит примеры исторических документов из хрестоматий, которые лежат у вас на столе. «Хроники» находят наиболее важные даты этого периода, рассказывают о событии и передают слово группе, которая, по их мнению, отвечает за это. По ходу работы вы заполняете рабочие листы. По окончанию вашей работы мы сведём весь материал в единую таблицу и ответим на главные вопросы сегодняшнего урока. Напоминает правила работы в группах. По ходу работы подсказывает и помогает группам. По окончанию работы вместе с обучающимися проверяет правильность заполнения рабочих листов и выводов из изучения нового материала.
Работа в группах с учебником, хрестоматией и рабочими листами.
Исследуют события, касающиеся своей группы.
Заполняют рабочие листы.
Физкульт-минуткаЦель: предупреждение общего утомления обучающихся, переключения их с умственной деятельности на физическую.
Учитель проводит игру «Капитаны»
Организует физкультминутку в игровой форме. Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с мышц и глаз.
Первичная проверка понимания. Первичное закрепление
Цель: формулировка ответов на главные вопросы урока, фиксация нового знания.
Давайте посмотрим, справились ли мы с задачами, которые ставили перед собой в начале урока и можем ли мы ответить на главный вопрос урока: «Почему большевики взяли власть в 1917 г.?»
Закрепим ваши полученные знания на небольшой самостоятельной работе. Ответы записывайте в таблицу, расположенную в конце рабочих листов. Организует самостоятельную работу. Контролирует обучающихся при выполнение самостоятельной работы, осуществляет индивидуальный контроль. Применяют полученные знания при решении задач, строят логические рассуждения.
Выполняют задания индивидуально по карточкам.
Подведение итогов занятия. Рефлексия Цель: организовать оценивание обучающихся собственной деятельности и деятельность всего класса через подводящий диалог.
Достигли ли мы цели урока? Что вы узнали нового и как эти знания сможете применить в жизни?
Ребята поднимите руки кто оценивает свою работу на уроке на «Отлично». Кто на «Хорошо»?
У вас на столах лежат чистые листочки. С помощью «смайлов» нарисуйте мне вашу удовлетворённость сегодняшним уроком и напишите, что понравилось больше всего и что не понравилось в нашей работе.
Спасибо за урок! До новых встреч! Задает итоговые вопросы и
организует рефлексию Подводят итог работы, соотносят цели и результаты своей деятельности, вырабатывают критерии оценки и выявляют степень успешности работы